Анализ политики СССР в области сотрудничества с Афганистаном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является взаимоотношения между СССР и Афганистаном в 1970-1979 гг.
Предметом работы является советско-афганские отношения (XVII-XX вв), в ходе которых Россия реализовывала геополитические, экономические интересы на своих южных рубежах.
Основу исследования составил комплекс принципов и методов исследования позволивший более углубленно исследовать проблему и разрешить поставленные задачи

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 84.86 Кб (Скачать файл)

        К концу 1979 г. обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза падения левого режима, что могло привести к росту влияния стран Запада у южных границ СССР, а также к переносу вооруженной борьбы на территорию его среднеазиатских республик.

        А. Х Амин лично обращался к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу 7 раз с просьбой о вводе войск. Однако советское руководство колебалось.

       Тем самым, уже одну причину ввода советских войск мы видим – помощь просоветскому правительству Афганистана в борьбе с исламской оппозицией.

        Но это не самая главная причина. Гораздо более важной была другая – опасность переноса исламской оппозицией вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. И эта причина не выдумана советской пропагандой, масса фактов говорит, что эта опасность была более чем реальной и последующая история тому доказательство.

        Кратко об исламской оппозиции. В Афганистане была создана организация «Мусульманская молодежь». Она проповедовала исламское фундаменталистское течение, которое восприняло у арабских «Братьев-мусульман» не только их идеи, но и формы идеологической и политической борьбы, вплоть до политического террора.

        Но было бы неправильно утверждать, что исламское фундаменталистское течение в Афганистане ограничивалось деятельностью «Мусульманской молодежи». В стране были и другие центры притяжения последователей исламского фундаментализма.

        В короткое время было создано два основных центра фундаменталистских организаций — Исламская партия Афганистана (ИПА) под руководством Г. Хекматьяра и Исламское общество Афганистана (ИОА) под руководством Б. Раббани. Эти организации фактически поглотили организацию «Мусульманская молодежь», которая прекратила свое существование в    1975 г.

        То есть, в качестве лидеров исламской оппозиции в Афганистане в это время выдвинулись пуштун Гульбеддин Хекматъяр и таджик Бурхануддин Раббани. Правительство Пакистана предоставило обоим убежище, а также занялось подготовкой и организацией их сторонников на базах пакистанской Межведомственной разведки (ИСИ) в районе Пешавара, под руководством пакистанских инструкторов. Впоследствии в пограничных районах Пакистана (особенно в Северо-Западной Пограничной провинции) начали создаваться специальные базы подготовки боевиков и вербовочные центры. В финансировании афганских исламистов приняла участие и Саудовская Аравия, правительство которой начало предоставлять им помощь еще в 1975 году. Следует сказать, что вооруженная группировка Хекматьяра, «Хезб-и-Ислами», была создана при прямой поддержке пакистанской ИСИ еще в начале 1970 года в качестве «передового отряда афганского джихада». Позже сам президент Пакистана Зия-уль-Хак признавался, что «именно Пакистан сделал Гульбеддина Хекматьяра афганским вождем». [5, с. 63]

        По некоторым утверждениям, пакистанцам кандидатуру Хекматьяра предложила британская разведка, поскольку тот представлял собой наиболее непримиримый тип фундаменталиста. Именно такие люди, по мнению английских спецслужб, могли дестабилизировать «кризисный полумесяц» Среднего Востока. Все эти данные, к слову сказать, опровергают широко пропагандируемое утверждение, что главным виновником многолетней войны в Афганистане стал Советский Союз и что борьба афганской оппозиции возникла как реакция на ввод советских войск. [18, с 180]

        И малоизвестный факт – после Апрельской революции и усиления исламской оппозиции, советско-афганская граница стала одной из самых неспокойных. Отряды душманов постоянно нападали на советскую территорию. И это можно рассматривать как своеобразную разведку боем: после захвата власти в Афганистане и с помощью западных стран перенести войну на территорию СССР. Афганская исламская оппозиция никогда не признавала вхождение республик Средней Азии в состав СССР. И такой факт. Афганская исламская оппозиция никогда не употребляла таких терминов, как «Советский Союз», «советские войска». Есть две причины. Первая из них: наше слово «советы» в переводе совпадает с арабским словом «шура» (выборный исламский совет). Поэтому, как считала исламская оппозиция, не следовало использовать чисто мусульманский термин «шура» применительно к Советскому Союзу. Вторая причина (главная): афганская исламская оппозиция не признавала вхождения среднеазиатских республик в состав Советского Союза, поэтому в своих печатных изданиях, выступлениях, документах афганская исламская оппозиция предпочитала использовать термины «Россия», «русские» обычно с добавлением оскорбительных эпитетов «дикие», «варвары», «кровожадные» и т. д.

        И как рассказывал полковник Пограничных войск КГБ СССР, участник Афганской войны, кавалер ордена Боевого Красного Знамени и других наград: «Сейчас принято говорить про эту войну, что, мол, не нужная война, ничего не угрожало нам со стороны Афганистана. А на деле что было? Постоянные нападения бандитов и террористов на наши заставы, пограничные наряды, на колхозы с целью грабежа, угона скота, увода наших людей в плен, убийства работников партийных органов. Пытались они и листовки распространять, в которых призывали таджиков, узбеков, туркменов бороться против «русских захватчиков». Постоянно приходилось пограничникам быть начеку. Не граница, а линия фронта была. И что надо было делать? Как ни крути, а надо было войска вводить и бить душманов. И вот когда вошли туда наши пограничные мото-маневренные и десантно-штурмовые группы, тогда земля загорелась под ногами бандитов. Не до советской территории им было, одна задача у них была – как ноги унести от наших солдат, что далеко не всегда им удавалось». [1, с. 42]

        Словом, угроза, что исламский фундаментализм захлестнет всю Среднюю Азию, стала одной из причин ввода советских войск в Афганистан.

        А Х. Амин, видя колебания советского руководства, стал искать пути сближения с другими государствами. В октябре — ноябре 1979 года стали поступать данные по линии КГБ СССР о том, что X. Амин ищет пути сближения с Пакистаном и Ираном. Из Кабула поступила информация по линии военной разведки о том, что между Амином и Зия-уль-Хаком достигнута договоренность о приеме X. Амином в конце декабря 1979 года в Кабуле личного представителя главы пакистанской администрации. [1, с. 43]

        Вызывала опасение Кремля и активизировавшаяся в Афганистане деятельность западных спецслужб. В частности, участившиеся начиная с апреля 1979 года встречи работников американского внешнеполитического ведомства с лидерами афганской вооруженной оппозиции – убедительный факт усиления американского влияния в Афганистане. [18, с. 157]

        В свете угрозы падения коммунистического правительства Афганистана и прихода к власти исламской оппозиции, а в связи с этим реальной угрозы дестабилизации в советских республиках Средней Азии, а также наметившееся сближение Х. Амина с Пакистаном, Ираном и самое главное с США, просьбы афганского руководства о вводе войск – советское руководство приняло решение о вводе войск.

       12 декабря 1979 года группа в составе наиболее влиятельных членов Политбюро ЦК КПСС Л. И. Брежнева, М. А. Суслова, Ю. В. Андропова, А. А. Громыко, Д. Ф. Устинова приняла решение ввести советские войска в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств». [3]

        Официальным обоснованием правомочности такого решения являлись статья 4 «Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве», заключенного между СССР и ДРА 5 декабря 1978 г. [17, с. 341] и «Перечень просьб афганского руководства по поводу ввода в ДРА различных контингентов советских войск в 1979 г.», имеющий гриф «Особо важный документ» и подготовленный для Генерального секретаря ЦК КПСС. [16, с. 158]

        В документе в хронологическом порядке перечислялись просьбы афганского руководства о предоставлении советской военной помощи.

Таблица 1 – Просьбы афганского руководства, адресованные СССР [16]

Дата

Просьба

14 апреля 

направить в ДРА 15-20 советских вертолетов с экипажами


 

       

Продолжение таблицы 1

16 июня

направить в ДРА советские экипажи на танки и боевые машины пехоты для охраны правительства, аэродромов Баграм и Шинданд

11 июля

ввести в Кабул несколько советских спецгрупп численностью до батальона каждая

19 июля

ввести в Афганистан до двух дивизий

20 июля

ввести в Кабул воздушно-десантную дивизию

21 июля

направить в ДРА 8—10 вертолетов Ми-24 с советскими экипажами

24 июля

ввести в Кабул три армейских подразделения

12 августа

необходимо скорейшее введение советских подразделений, а также трех советских спецподразделений

21 августа

направить в Кабул 1,5—2 тысячи советских десантников, заменить афганские расчеты зенитных средств советскими расчетами

25 августа

ввести в Кабул советские войска

2 октября, 17 и 20 ноября

направить спецбатальон для личной охраны Амина

2 декабря

ввести в провинцию Бадахшан усиленный полк

4 декабря

ввести в северные районы Афганистана подразделение советской милиции;

         12 декабря

разместить на севере Афганистана советские гарнизоны и взять под охрану дороги ДРА


 

         Данная таблица позволяет  судить о том, что ввод войск в Афганистан был осуществлен на основе просьбы афганского руководства.

         Затем просьба была поддержана всеми членами Политбюро (на протоколе заседания нет только подписи А. Н. Косыгина), позднее и Пленумом ЦК КПСС.

        Как отмечалось выше, одной из причин ввода войск была помощь просоветскому правительству Афганистана. И одно из направлений помощи исправление ошибок этого правительства. А это значило, что Х. Амина надо было ликвидировать, во многом из-за него ситуация в Афганистане стала выходить из под контроля, вследствие его грубейших ошибок и конечно, не в его пользу были попытки сближения с Пакистаном, Ираном и США.

        Дальнейшие события в Афганистане развивались совсем не так, как предполагали в Советском Союзе. «Революция» вылилась в трагедию для народа.

2.2 Международная обстановка накануне войны в Афганистане

        Не последнюю роль в принятии решения о вводе войск в Афганистан сыграла и международная обстановка. Она была очень напряженной как накануне, так и в годы войны.

        Внезапным для Советского Союза оказалось неожиданное и быстрое военно-стратегическое сближение между КНР и США. Соединенные Штаты и Китай лишь 1 января 1979 г. установили между собой дипломатические отношения. Однако дальнейшие события с большим трудом поддавались объяснению. Америка согласилась не только прервать дипломатические отношения с Тайванем, но и денонсировать американо-тайваньский договор о взаимной обороне, вывести с Тайваня американские войска. 7-дневный визит китайского лидера Дэн Сяопина в США сопровождался громкими призывами к Америке «не доверять Советскому Союзу», принять «эффективные и жесткие меры» для противодействия «советскому гегемонизму». [19, с. 329-342]

        Администрация президента США Дж. Картера, в которой большую роль играл помощник президента по вопросам национальной безопасности 3. Бжезинский, не только поддержала действия КНР в Юго-Восточной Азии по «наказанию» Вьетнама, но предприняла интенсивные усилия по укреплению своих политических и военных связей с Китаем.

        В августе 1979 г. в Пекин прибыл вице-президент США У. Мондейл. Он обещал Китаю крупные кредиты, в том числе и для приобретения нового оружия, ибо «мощь, безопасность и модернизация Китая в последующие десятилетия будут отвечать интересам Соединенных Штатов». В ноябре того же года было объявлено о скором визите в КНР министра обороны США Г. Брауна и переговорах о военно-стратегическом сотрудничестве двух стран.

        26 марта 1979 г. в Вашингтоне президент Египта А. Садат и премьер-министр Израиля М. Бегин подписали Кэмп-Дэвидское соглашение.

       В декабре премьер-министр Великобритании М. Тэтчер нанесла визит в Белый дом. Итогом этой встречи становится четкая, согласованная позиция США и Великобритании на декабрьской сессии НАТО. Несмотря на бурные протесты Советского Союза, сессия НАТО приняла решение о развертывании в Европе новых систем ракетно-ядерного оружия средней дальности (РСД «Першинг»), нацеленных на советские города. [19, с.343]

        Было очевидным, что цепь последних событий серьезно ослабили позиции СССР в мире как супердержавы. Страдают геополитические и экономические интересы страны. А здесь еще ситуация в Афганистане все сложнее и сложнее.

        Осуществлены были две подряд провокации – 11 и 19 декабря.

        11 декабря 1979 г. у здания представительства СССР при ООН в Нью-Йорке взрывается бомба. По «счастливой случайности» никто не пострадал. 12 декабря посольству США в Москве вручена нота Министерства иностранных дел СССР «по поводу взрыва бомбы у здания представительства СССР при ООН в Нью-Йорке 11 декабря 1979 года». [19, с.344]

        Ровно через неделю в Мюнхене подожжено здание представительства Аэрофлота. Вновь по «счастливой случайности» никто не пострадал. 21 декабря посольству ФРГ в Москве вручена нота СССР «по поводу поджога и разрушения пожаром здания представительства Аэрофлота в Мюнхене 19 декабря 1979 года».

        На основе всех данных можно назвать основные причины войны в Афганистане – помощь СССР союзному правительству ДРА, опасность прихода к власти исламской оппозиции. А как следствие опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. Словом, угроза, что исламский фундаментализм захлестнет всю Среднюю Азию, стала одной из причин ввода советских войск в Афганистан. Также не допустить усиления на своих южных границах Пакистана и Ирана, не допустить усиления на своих южных границах США и НАТО. Исламская оппозиция вооружалась и организовывалась в значительной мере США и НАТО и они тоже желали переноса войны на территорию СССР. Плюс к этому военные базы США и НАТО, плюс контроль США афганского наркотрафика. Не допустить усиления на своих южных границах КНР. Китай тоже не мало сделал для исламской оппозиции. С конца 1960-х годов отношения между СССР и КНР были очень напряженными, дело доходило до применения Вооруженных сил. СССР имел с КНР громадную границу, которая была линией противостояния, а нередко и линией фронта и руководство СССР не желало удлинения этой линии. Ответная мера на развертывание ракет США в Европе. Желание СССР усилить собственные позиции в регионе и против КНР, и против Ирана, и против Пакистана. Особенно против последнего, так как Пакистан был в состоянии перманентного конфликта с Индией и Афганистан был хорошим плацдармом для оказания помощи Индии.

Информация о работе Анализ политики СССР в области сотрудничества с Афганистаном