Анализ жизни и деятельности исторической личности Нестора Летописца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:54, реферат

Краткое описание

Нестор Летописец – древнерусский летописец, известный всем как автор «Повести временных лет».
Точных сведений о годе и месте рождения “отца русской истории” не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти.
В житие Нестора Летописца, написанном святителем Димитрием Ростовским мы видим, что Нестор был человеком преуспевающим в равноангельских подвигах. Он был заботлив о чистоте душевной и телесной, пребывал в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании.
Уже при жизни Нестор был известным и общепризнанным автором “Жития преподобного Феодосия, игумена Печерского” и “Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба”.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ жизни и деятельности исторической личности Нестора Летописца.docx

— 25.36 Кб (Скачать файл)

                   

                                     

 

 

 

 

Реферат

        По теме: « Анализ жизни и деятельности исторической личности Нестора Летописца »

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нестор Летописец –  древнерусский летописец, известный  всем как автор «Повести временных  лет».

Точных сведений о годе и месте рождения “отца русской  истории” не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Разные исследователи и в разные времена пытались по косвенным намекам  установить точные даты жизни летописца. На основании скрупулезных разысканий плеяды русских историков в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза—Эфрона они были указаны совершенно определенно: 1056—1114. Родиной преподобного Нестора был Киев: здесь видим его по летописи в 1064 году, когда он еще жил в миру. По собственным словам его, он поступил в Печерскую обитель в 17 лет, еще при жизни прп. Феодосия; но при нем жил не долго, проходил только путь послушнической жизни.  

Летописец жил в тяжелые  времена. На Руси начинались усобицы, постоянно  совершали набеги на Русь и кочевники. Печерская обитель, в которой  жил летописец, была разорена кочевниками  в 1096 году.

В 11 веке Киев был политическим центром Русского государства Киевской Руси. Киевская Русь на то время состояла из разноплеменных элементов, которые  связаны были в одно государство  чисто механически. Это не было ещё  государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого  народа: к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народность.

В основе княжества была княжеская администрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой администрации стоял  великий князь киевский.

Но в 11 столетии наблюдается  на Руси два политических авторитета:  1) княжеский и 2) городской, или вечевой. Вече старше князя,  но зато князь  часто  виднее веча;  последнее  иногда на время уступает ему свое значение. 

 Вече было  старее князя. У летописца мы читаем: "Новгородцы бо изначала и смольняне и  кыяне,  и  полочане и  вся  власти яко  же  на думу  на  вече сходятся, и на что же старшие думают, на том и пригороды станут". Смысл этих слов такой:      изначала города и волости ("сласти") управлялись вечами и вече старшего города управляло не только городом,  но и  всею его волостью. Рядом с  этими вечами,  на которых правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей,  но  князья не  упразднили веча, а правили  землею иногда при содействии, а иногда и с противодействием последнего.

К этому времени сформировался  свод законов Русская Правда в котором также регламентировалось положение таких слоев населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

Церковь имела большое  влияние и наибольшее богатство  в Киевской Руси того периода.

По собственным словам Нестора Летописца, он поступил в Печерскую обитель в 17 лет, еще при жизни прп. Феодосия; но при нем жил не долго, проходил только путь послушнической жизни. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского.

  В Печерской лавре проживало большое количество достойных братьев у которых можно было поучиться духовному совершенству. Будущему летописцу было с кого брать пример. Нестор постоянно самосовершенствовался: духовно и умственно. Летописец обладал незаурядными умственными способностями. Нестор с уважением относился к различным знаниям, церковь же в этом отношении ему помогала.

Обитель процветала тогда  духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила  сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве, иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные — вареное зелие, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание, а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Блаженный Нестор, под влиянием таких примеров, под управлением  таких наставников, при своей  ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Его  личность росла в атмосфере молитвы, любви, согласия и воздержания.

В житие Нестора Летописца, написанном святителем Димитрием Ростовским мы видим, что Нестор был человеком преуспевающим в равноангельских подвигах. Он был заботлив о чистоте душевной и телесной, пребывал в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании.

Как было глубоко смирение его,  видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих  писаниях.  Всюду летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках  себя нет рисовки: человек, достигший  высот смирения, видит в своей  душе мельчайшие прегрешения. Чтобы  представить духовный уровень святых, попробуем вникнуть в изречение: «Святые принимали за грех тень мысли  о грехе». Заметим: не сам грех и  даже не мысль о нём, но именно тень мысли о грехе.

Нестор во всем подражал житию святых Печерских - Антония  и Феодосия, основатели Киево-Печерской  лавры, великие подвижники монашества. И от этой святой двоицы он в цветущей своей юности принимал с любовью  всякую заповедь и во всем придерживался  их примера.

          Дни святого Нестора никак  не отличались от дней другим  монашествующих. Только его послушание  отличалось: он по благословению  настоятеля писал историю Руси.

Уже при жизни Нестор был  известным и общепризнанным автором  “Жития преподобного Феодосия, игумена  Печерского” и “Чтения о житии  и погублении Бориса и Глеба”.

В “Чтении о житии и  погублении Бориса и Глеба” Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. Тяжко печалится он о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Пишет: «Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия».

Второй труд его — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел  святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей  преподобного и вот составил его  жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно. «Цель моя, — пишет  Нестор, — чтобы будущие после  нас черноризцы, читая житие святого  и увидев доблести его, прославляли  Бога, прославили и угодника Божия  и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой  муж и угодник Божий».

«Повесть временных лет» —самое  великое создание отца русской истории. На страницах самой “Повести временных лет” его имени не сохранилось, и авторство установлено косвенным путем на основе несложных логических умозаключений. Так, текст “Повести” в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания ее автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в “Житии преподобного Антония”, составленного несколько позже, но опирающегося на устные монастырские предания, в точности которых на сей счет сомневаться не приходится. Возможно и в авторском варианте “Повести временных лет” значилось его имя, но было выскоблено (случайно или намерено) при последующем редактировании. Но живой дух “отца русской истории” зримо присутствует на страницах его бессмертного летописного произведения. Некоторые пассажи написаны от первого лица и свидетельствует: автор был очевидцем излагаемых событий, причем очевидцем далеко не бесстрастным. “Вот и я, грешный, много и часто Бога гневлю и часто согрешаю во все дни!” — искренне сокрушается Нестор, рассказывая о неисчислимых бедах русского народа и не отделяя себя от его судьбы.

Преподобный Нестор скончался  около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора.

Наследником агиографической  традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора. Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Нестор Летописец внёс огромный вклад в русскую историю. Он был по сути первым историком. Древнерусское государства мы знаем, только благодаря его труду «Повести временных лет».

Все события рано или поздно забываются, если о них ничего не написано, память у народа о них  стирается. И только благодаря изложению  Нестора мы можем узнать о многих аспектах жизни людей, о истории церкви периода Киевской Руси и до неё, о периодах становления государства.

Нестор потрудился на славу. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, без пристрастий и прикрас поведать то, что знает он сам. Но он такой же человек и мог в чём-то ошибиться, и поэтому его работы не могут быть не субъективны. Летопись Нестора рассказывает нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.

      Благодаря этому человеку, мы имеем достоверные и более-менее подробные сведения о наших предках и имеем возможность изучать и узнавать много нового из их жизни и их подвигах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Литература

             1.   В. Демин. Загадки русских  летописей

             2.  Житие преподобного Нестора летописца.


  •     Жития святых в изложении свт. Димитрия                                                                                                                                                                    Ростовского.



       3. Василий Осипович Ключевский. Курс русской истории (Лекции I—XXXII)

                 4. Повесть временных лет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Информация о работе Анализ жизни и деятельности исторической личности Нестора Летописца