Александр I.Внутренняя и внешняя политика. Отечественная война 1812 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:43, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы более подобно изучить выдающиеся действия Александра I во внутренней и внешней политике. В работе будут рассмотрены важнейшие шаги императора во внутреннем переустройстве государства и основные проблемы внешней политики России данной эпохи. В частности, глубже будут изучены вопросы, касающиеся преобразований в сфере государственного управления, освобождения крестьян от зависимости, реакционные мероприятия Александра I и причины отказа от реформ. Особое внимание будет уделяться внешней политике, особенно отечественной войне 1812 года, которая имела значительные последствия, как для России, так и для Западной Европы.

Содержание

Введение 3
1. Внутренняя политика Александра I 5
2. Внешняя политика Александра I 16
3. Отечественная война 1812 года 19
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 68.79 Кб (Скачать файл)

Одно из центральных мест в системе высших государственных учреждений занимал Сенат. По указу 27 января 1805 года Сенат делился на девять департаментов. Ведущее место в Сенате занимал Судебный департамент, который ведал обнародованием законом, проводил сенаторские ревизии, с целью проверки состояния отдельных учреждений или губерний. Сенат не только следил за исполнением общих государственных законов, но и контролировал деятельность всей государственной машины. Кроме того первый департамент руководил рекрутскими наборами, проводил ревизии крепостных душ, определял чиновников к должности, поэтому его функции представляли собой смешение административных принципов и выходили за рамки главного предназначения Сената. Особое положение занимал девятый – Межевой департамент, соединявший в себе функции высшей административной и судебной инстанции по делам межевания. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, а с учреждением министерств эту должность стал занимать министр юстиции. Совмещение должности генерал-прокурора и министра юстиции приводило к полному господству последнего в Сенате.

В 1810—1811 гг. последовало преобразование министерств, учрежденных в 1802 г. Было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено, также министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» - путей сообщения, ревизии государственных счетов, т.е. государственный контроль и главное управление духовных дел иных исповеданий, кроме православного. Министерства делились на департаменты во главе с директором, департаменты – на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров – комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств. Вместе с тем продолжали действовать коллегии, формально распределенные между министерствами, но отношения их с министрами и с Сенатом не определялись законом. Учреждение министерств ставило вопрос об объединении их деятельности. Эта задача возлагалась на Комитет министров – орган, в котором каждый министр должен был обсуждать свои доклады с прочими главами ведомств. Комитет министров был учрежден только в марте 1812 г., в состав которого вошли председатели департаментов Государственного совета, а председатель Государственного совета стал и председателем Комитета министров. А это означало несбыточность проектов Сперанского.6 В компетенцию Комитета входило рассмотрение дел,  которые министерства не могли разрешить, не выходя за пределы своих полномочий или дела, вызывающие сомнение. В частности, в Комитет министров должны были поступать дела высшей полиции, вопросы обеспечения населения продовольствием и многое другое. Комитет был местом совещания императора с доверенными высшими чиновниками и постоянно занимался разбором судебных дел, которые вообще не должны были туда поступать, то есть Комитет министров часто подменял сами министерства. Так сохранялось смешение функций различных государственных учреждений, причем Комитет министров соединял в себе различные органы всех трех ветвей власти.

Отечественная война 1812 года отодвинула внутриполитические проблемы на второй план, и лишь после завершения антинаполеоновских войн император снова смог вернуться к государственным реформам. Александр I планировал ввести в России конституционное устройство. Своего рода репетицией было введение 15 ноября 1815 конституции в Царстве Польском, по которой народ имел народное представительство – сейм, состоящий из царя и двух палат. В конституции оговаривалось приобретение избирательных прав, которые получали все дворяне, достигшие 21 года и обладающие недвижимой собственностью, остальные граждане, имеющие недвижимость и уплачивающие за нее налог, все настоятели и викарии, профессора, учителя, художники. Статьи, посвященные взаимоотношениям сейма и императора, носили двойственный характер: одни статьи закрепляли за царем только исполнительную власть, другие расширяли пределы компетенции царя. Таким образом, во введении конституции в Польше прослеживается тенденция к соединению неограниченного самодержавия с конституционным устройством в такой мере, что, даже дав конституционные права, решающее слово было оставлено за верховной властью.

15 марта 1818 г. состоялось  открытие первого общепольского сейма, после которого началась подготовка проекта российской конституции под предводительством Новосильцева. Решение приступить к реализации данных Александром обещаний далось только после серьезных размышлений, ведь император понимал, что никто из аристократии и чиновничества его в этом деле не поддержит. Активно начатая работа над проектом наталкивалась на возникающие в связи с введением будущей конституции проблемы, поэтому постепенно она затормаживалась. Александр также участвовал в ее разработке и уже в октябре 1819 г. в Варшаве были утверждены основы будущей русской конституции, предоставлявшие императору исполнительную власть, объявлявшие его верховным главой церкви и государства. По новой конституции император располагал всеми военными силами, объявлял начало и конец войны, заключал договоры. В главе «Законодательство» не было ни слова о прерогативах императора, но содержащаяся в документе формула: «Верховная власть неделима и принадлежит персоне монарха» - оставляла широкое поле для непредсказуемого расширения прав императора и в будущей конституции, и особенно в применении ее на практике. В судебной ветви власти за императором сохранялось право на помилование, что ставило его над всей судебной системой. Также император мог созывать, распускать сейм, обновлять депутатов, делать окончательный выбор депутатов в парламент из избранных кандидатов. В целом проект носил черты буржуазного устройства, но присутствие монарха во всех делах государства показывало, насколько сильными еще были феодальные пережитки. Проект конституции был окончательно доработан во время пребывания Александра I в Варшаве в 1820 году. Конституция была составлена в двух экземплярах – на русском и французском языках. В русском варианте она называлась «Государственная уставная грамота Российской империи». Был подготовлен манифест о введении народного представительства, он и должен был открыть путь к конституционной монархии. Вместе с этим манифестом предполагалось объявить об уничтожении польской конституции и о превращении Польши в наместничество. Однако, ни манифесты, ни сама «Уставная грамота» так никогда и не были обнародованы. Снова сказался страх перед дворянской оппозицией. Так обнародование «Уставной грамоты» стало оттягиваться, а к 1823 г. стало ясно, что император никогда не осуществит этот проект.

Самым ярким примером александровской реакции стало создание военных поселений. Рекрутская система отжила свой век, введению всеобщей воинской повинности препятствовало крепостное право. Поэтому для уничтожения рекрутской системы был найден другой путь – создание военных поселений. Впервые указ о создании военных поселений был издан еще в 1810 году, в котором  предписывалось приступить к заселению запасного батальона Елецкого мушкетерского полка в Климовичском уезде Могилевской губернии на землях государственных крестьян. Для осуществления этого указа с этой территории были насильно выселены несколько тысяч крестьян. Война 1812 г. прервала практику военных поселений, а с 1815 г. все возобновилось с новой силой.7 Создание военных поселений формально освобождало крестьян от крепостной зависимости, но на деле эти крестьяне становились еще более зависимыми, чем это было раньше. Теперь им запрещалось уходить на заработки, заниматься промыслами, торговать. Безусловно, такое явление не могло не вызвать бурный протест крестьян. Крестьяне и казаки, предвидя новую форму закрепощения, боролись за сохранение своего прежнего положения. На полное освобождение они уже и не претендовали. Сначала они подавали жалобы и просьбы императору и его семье, но, не дождавшись никаких результатов, взялись за оружие. Поднимались восстания, их подавляли правительственные войска, восстания вновь вспыхивали. Так продолжалось до конца александровского правления, военные поселения были упразднены только в 1857 г.

Правительство Александра I, отказавшись от коренных преобразований в политической сфере, вернулось к прежней бесперспективной практике частных изменений, призванных лишь подновить существующую систему. Таким образом, действия императора в сфере государственных преобразований носили незавершенный характер. У Александра было много планов, которые невозможно было реализовать. Активные начинания каждой реформы тормозились, не доводились до конца, порой реформа практически не осуществлялась, а основы самодержавия оставались незыблемыми. Понимая неосуществимость прогрессивных реформ, Александр I стал укреплять старый порядок. Это касалось как управления страной, так и крестьянского вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешняя политика

Ранний период правления Александра I важен для понимания его внешней политики и роли, которую он и Россия должны были сыграть в отношениях с иностранными государствами. В это время у Александра еще не было четкой программы действий во внешней политике, и он еще не знал, как надо строить внешнюю политику, распоряжаться военной силой, чтобы оказывать влияние на союзников или противников.

Международная обстановка в Европе была очень напряженной. Было очевидно, что в случае поражения Англии в борьбе с Францией, последняя будет стремиться к установлению гегемонии над всей Европой. Поэтому было необходимо установить контакты со всеми европейскими государствами, одновременно заключив договор с Францией, чтобы контролировать ее политику. В связи, с чем 5 июня 1801 года была заключена конвенция с Англией, по которой Англия признавала ряд положений, провозглашенных Павлом при заключении договора с Данией и Швецией о втором вооруженном нейтралитете. Признавалось право нейтральным судам посещать гавани воюющих государств. В то время как с Англией договор был подписан сравнительно быстро, ряд моментов тормозил подписание мира с Францией. Россия стремилась покровительствовать государствам Южной Европы, на которые посягалась Франция. Столкновение интересов препятствовало немедленному заключению союза, но сведения о подготовке соглашения между Францией и Англией заставили Александра спешить с окончанием переговоров. 26 сентября 1801 г. между Францией и Россией было заключено мирное соглашение, а через 2 дня была подписана секретная конвенция.8 Но этот документ не менял положения дел в Европе, поскольку согласно первой статье конвенции Россия и Франция должны были совместно заняться вопросами компенсации германских владетелей в связи с отходом к Франции левого берега Рейна. Наполеон же, не считаясь с договором, самостоятельно занялся этим вопросом, в связи, с чем Россия лишилась возможности покровительствовать германским государствам. Это не единственный пример игнорирования Наполеоном условий конвенции. В это время Англия втайне от России тоже заключила мирный договор с Францией. Таким образом, уже в течение первых месяцев царствования Александра основная часть внешнеполитической программы правительства была реализована. Но это было не только частичное, но и формальное осуществление весьма тонко задуманного плана. Наполеон понимал, что его действия толкают Россию к сближению с Англией, но он понимал и то, что неуступчивость Англии в ближневосточном вопросе толкает Россию к союзу с Францией.

Вскоре европейские события привлекли и поглотили все внимание Александра. Наполеон в 1802 г. объявил себя пожизненным консулом, а в 1804 г. императором французов, непрерывно продолжая захваты новых территорий в Италии и Германии, явно стремясь к первенству в целой Европе. Когда в 1805 г. Австрия решила выступить против французского завоевателя, Александр присоединился к ней и начал войну с Францией. Война пошла неудачно для союзников, и Австрия вынуждена была заключить мир, но Александр решил продолжать борьбу. В 1806 г. против Наполеона выступила Пруссия, но в битвах при Иене и Ауэрштете прусские войска потерпели полное поражение, и Наполеон взял Берлин. Война была перенесена в Восточную Пруссию, и летом 1807 г. Наполеону удалось разбить русских при Фридланде, в результате чего русская армия, оставив Пруссию, отступила на правый берег Немана, где Наполеона с Александром заключили мир и союз между собою. Наполеон возвратил прусскому королю половину его владений. Из большей части тех польских областей, которые достались Пруссии при разделе Речи Посполитой, было образовано «герцогство Варшавское», под протекторатом Наполеона и под номинальной властью саксонского короля. Александр согласился принять «континентальную систему», что означало прекратить торговлю с Англией и прервать всякие отношения с ней. В вознаграждение за дружбу и за убытки, с нею связанные, Наполеон предоставил своему союзнику усиливаться за счет Турции и Швеции. Война с Турцией началась еще в 1806 г. и долго шла без решительных результатов, хотя туркам приходилось бороться на два фронта: отражать натиск русских войск и одновременно подавлять восстание сербов, которые поднялись против турок под начальством национального сербского героя Кара-Георгия. Но в декабре 1811 г. вновь назначенный главнокомандующий генерал Кутузов одержал над турками решительную победу при Рущуке, и в мае 1812 г. в Бухаресте Турция согласилась на мирный договор, по которому уступила России Бессарабию.

В войне Наполеона с Австрией в 1809 г. Россия выступила на его стороне. В 1810 г., после победы Наполеона над Австрией, Россия получила восточную часть Галиции – Тарнопольский округ. Однако, несмотря на все внешнеполитические успехи после Тильзита, в русском обществе проявлялись недовольство и ропот. Тильзитский договор и союз с Наполеоном считался унизительным для страны. России угрожала международная изоляция, усиливалась непосредственная военная угроза, подорвана экономика. Наполеон пытался присоединить России те или иные области других государств, чтобы она лишилась союзников. Ярчайшим примером здесь является война со Швецией (1808—1809 гг.), которая стала успешной для России. По мирному договору, заключенному в Фридрихсгаме, Швеция уступала России всю Финляндию, а именно до р. Торнео и до границ Норвегии, и Аландские острова. Финляндия нужна была и Александру, так как в будущем ее могли использовать в качестве плацдарма противники России. Между тем многочисленные противоречия между Россией и Францией с каждым годом лишь усиливались, и в 1810 г. о войне открыто заговорили. В основе неотвратимого столкновения, прежде всего, лежало стремление Франции к мировому господству, в чем Россия очень мешала. Обострение отношений выражалось в столкновении политических и экономических интересов. Например, серьезными обстоятельствами были континентальная система и вызванное ею положение о нейтральной торговле, польский вопрос, захват Наполеоном герцогства Ольденбургского, Ближневосточный вопрос. К началу 1812 года началась открытая дипломатическая подготовка к войне.

 

 

 

  1. Отечественная война 1812

В 1812 г. начался новый перерыв во внутренней деятельности Александра I. Наполеон, продолжая распоряжаться в Европе как полновластный хозяин. Выгнав родственника императора Александра, герцога Ольденбургского, из его владений за недостаточно строгое соблюдение континентальной системы, Александр воспринял это как личное оскорбление и протестовал против действий Наполеона. Александр требовал от него прямого обязательства, что он не будет стремиться к восстановлению польского королевства, но Наполеон отказался дать формальное обязательство такого рода. Весною 1812 г. Александр потребовал вывода французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского, тем самым Наполеон признал это требование для себя оскорбительным и решил начать войну, перетянув на свою сторону Пруссию и Австрию, рассчитывая также на Швецию и Турцию. Он считал, что России придется вести войну на три фронта: на западе – Франция, Пруссия, Австрия, на севере – Швеция, на юго-западе – Турция. Но Россия тоже готовилась к войне. Поскольку Швеции союз с Россией был более выгодным, чем с Францией, в марте 1812 года обе стороны подписали предварительные условия союзного договора, по которому Швеция не претендовала на Финляндию, Россия обещала свое содействие в передаче Швеции норвежской территории. Также договор содержал условия взаимной помощи в военных действиях. Таким образом, Наполеон не смог создать для России фронт на севере.

Информация о работе Александр I.Внутренняя и внешняя политика. Отечественная война 1812 года