Александр I.Внутренняя и внешняя политика. Отечественная война 1812 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:43, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы более подобно изучить выдающиеся действия Александра I во внутренней и внешней политике. В работе будут рассмотрены важнейшие шаги императора во внутреннем переустройстве государства и основные проблемы внешней политики России данной эпохи. В частности, глубже будут изучены вопросы, касающиеся преобразований в сфере государственного управления, освобождения крестьян от зависимости, реакционные мероприятия Александра I и причины отказа от реформ. Особое внимание будет уделяться внешней политике, особенно отечественной войне 1812 года, которая имела значительные последствия, как для России, так и для Западной Европы.

Содержание

Введение 3
1. Внутренняя политика Александра I 5
2. Внешняя политика Александра I 16
3. Отечественная война 1812 года 19
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 68.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»

 

Институт интенсивного образования

 

 

 

Реферат по дисциплине «Отечественная история»

Тема «Александр I.Внутренняя и внешняя политика. Отечественная война 1812 года»

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение             3

1. Внутренняя политика Александра I        5

2. Внешняя политика Александра I         16

3. Отечественная война 1812 года         19

Заключение            24

Список литературы           25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первая половина XIX века – очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Россия в это время являлась одним из крупнейших государств Европы. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путем. 95% населения проживало в деревне, и было занято сельскохозяйственным трудом. Земля продолжала оставаться монопольной собственностью помещиков и государства. Крепостные крестьяне за пользование наделом земли несли повинности – барщину и оброк. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики в целях получения большей товарной продукции стремились использовать в своих хозяйствах наемный труд, новые технические средства и выращивать технические культуры.

Начало XIX века характеризуется быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных экономических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений («Вестник Европы», «Журнал Российской Словесности», «Северный Вестник»).

В первой четверти XIX века Россия находилась в перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Данный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825 гг.). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны. Император управлял страной при помощи чиновников, исполняющих волю царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль, поскольку в его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово «бюрократия» переводится, как власть канцелярий. От произвола бюрократии, от ее взяточничества страдали все слои населения. Дворянство ближе всех других сословий стояло к царскому трону. Царь сам был первым дворянином, крупнейшим землевладельцем страны. Иногда между царем и некоторыми группировками дворянства возникали противоречия и конфликты, но они никогда не затрагивали все дворянство в целом и не меняли классовой природы самодержавия.

Тем не менее, Александр I – очень значительная веха в российской истории. Его прозвали «северным сфинксом»: с кем-то он был добр, с кем-то жесток, в одних ситуациях поражал своей решительностью, в других – страхом. Одним словом, человек-загадка. Какова его роль в развитии императорской России, я постараюсь понять и отразить в данной работе.

Цель моей работы заключается в том, чтобы более подобно изучить выдающиеся действия Александа I во внутренней и внешней политике. В работе будут рассмотрены важнейшие шаги императора во внутреннем переустройстве государства и основные проблемы внешней политики России данной эпохи. В частности, глубже будут изучены вопросы, касающиеся преобразований в сфере государственного управления, освобождения крестьян от зависимости, реакционные мероприятия Александра I и причины отказа от реформ. Особое внимание будет уделяться внешней политике, особенно отечественной войне 1812 года, которая имела значительные последствия, как для России, так и для Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внутренняя политика Александра I

Александр I вступил на престол 12 марта 1801 г., что возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг. От бабушки новый император перенял тягу к роскоши, от деда — увлечение военными делами, от отца — скрытность. Его фразы всегда были звонкими, но пустыми. Александр говорил: «Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений, деспотизма и тирании — вот мое единственное желание». Он умел не столько выбирать людей, сколько использовать их способности, и в достижении поставленной цели он проявлял упорство, как никто. У Александра с юношеских лет было намечено свое правительство, которое состояло из трех его друзей – Строганова, Новосельцева, Чарторыйского, а позже – Кочубея. В таком вот «негласном комитете» и разрабатывались в дальнейшем программа и проекты нового царствования. В беседах Негласного комитета Александр оттачивал свои мысли, проверял убеждения, корректировал их. Эти встречи сначала проводились тайно от всех, даже царствующего в то время Павла, что свидетельствовало о существовании у Александра I планов переустройства страны еще до прихода к власти. Положение Александра в начале правления было не из легких, но, не смотря на это, он сумел удержаться на престоле, проявляя ловкость и лукавство ко многим людям, окружавшим его.1

В 1801 г. один за другим последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Александр I взошел на престол уже с мыслью об отмене крепостного права. Беседы в Негласном комитете не давали определенных результатов, единственное, до чего договорились члены комитета, это утвердить принцип постепенности. 12 декабря 1801 г. был обнародован важный указ, по которому лица всех свободных состояний могли приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян. Данный закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, единственное которое пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. У некоторых свободомыслящих помещиков, воодушевленных новым указом императора, появилось желание освобождать своих крепостных крестьян на волю целыми селениями, вступая при этом с ними в соглашение. Таким образом, в ноябре 1802 г. граф Сергей Румянцев предложил Александру разрешить помещикам освобождать крестьян за выкуп, но не поодиночке, как это было раньше, а целыми общинами с наделением их землей. Румянцев считал, что подобная мера очень выгодна для помещиков в экономическом плане и поэтому рабство могло таким путем искорениться. Но власти испугались издать общий для всех крестьян закон такого характера, поскольку помещики могли проявить недовольство чересчур решительными мерами, а крестьянство напрасно понадеяться на скорое освобождение. Итак, 20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. Указ содержал 10 статей, в которых оговаривались условия отпуска крестьян, принципы расчета за свободу, права и обязанности «свободных хлебопашцев». Вскоре выяснилось, что помещику совсем невыгодно отпускать крестьян целыми общинами и переходить на вольнонаемный труд. За период с 1804 по 1825 гг. было заключено всего 160 договоров такого типа – существенных результатов указ о свободных хлебопашцах не дал. Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право. Ранее не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян.2

Восстановление жалованных сословных грамот – одно из первых мер нового императора. Однако в неофициальном комитете Александр признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.

С 1816 года Александр I начал активно заниматься поисками решения крестьянского вопроса. Александр тайно поручил Кочубею разработать правила для перехода в свободное состояние помещичьих крестьян. Кочубей занимался этим вопросом, но, доставленные царю в конце 1817 г., «Правила» не оправдали ожиданий царя. В проекте Кочубей вообще не ставил вопроса об отмене крепостного права, а предлагал урегулировать взаимоотношения помещиков и крестьян. Императору не понравились меры, предусматривающие запрет крестьянского перехода и право помещика продавать имение вместе с крестьянами, а также параграфы, ограничивающие право крестьянской собственности на землю. В целом, проект Кочубея носил крепостнический характер, поэтому его критиковали в правительственных кругах. В умах императора и его ближайшего помощника Новосельцева были только наметки такой программы. В 1817 – 1818 гг. царь поручил сразу нескольким видным государственным деятелям разработать предложения, которые бы составили цельную программу отмены крепостного права. Одним из исполнителей своего замысла он назначил Аракчеева А.А. В феврале 1818 г. императору был предоставлен  проект, по которому для освобождения крестьян предлагалось начать покупку помещичьих имений в казну. Как казалось Аракчееву, продавать государству крестьян и дворовых, помещиков должно было заставить стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основе. На покупку имений предлагалось выделять по 5 миллионов рублей ассигнациями в год под 5 % годовых. Помещики могли продавать имение целиком или же требовать, чтобы правительство приобрело крестьян только с частью земли. Вместе с обнародованием проекта Аракчеев предлагал издать манифест, скрывающий истинные намерения правительства и объясняющий предлагаемые меры стремлением государства помочь помещикам. В первые годы осуществления проекта трудности в покупке крепостных не возникли бы, поскольку в условиях послевоенного экономического кризиса, помещичьи хозяйства приходили в упадок, и помещики вынуждены закладывать свои имения, продавать на торгах крепостных в счет государственных долгов. Но в дальнейшем крепкие помещики не согласились бы продавать крестьян, а как их вынудить это делать проект не предусматривал. И даже если бы все помещики согласились добровольно расстаться с крепостными, процесс раскрепощения затянулся бы более чем на 200 лет. Тем не менее, предложения Аракчеева были одобрены Александром, но при этом проект остался проектом. По мнению современных исследователей, осуществление этого проекта не привело бы к освобождению крестьян, ведь одну из категорий крепостного населения страны составляли государственные крестьяне. То есть, даже в случае осуществления проекта, в масштабах всей страны крепостное право не было бы отменено, просто произошли бы радикальные изменения положения крепостных крестьян.

В дальнейшем Александр I не оставлял надежды решить крестьянский вопрос. До 1820 года продолжались попытки создания проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но, как известно, ни один из многочисленных проектов не был осуществлен. Александр страстно желал освободить крестьян, но наталкивался в этом стремлении на сильное сопротивление господствующего сословия. Не было прочной опоры общества, поскольку поддерживала реформы очень незначительная его часть. Александр понимал всю серьезность такого положения дел и не решался делать какие-либо кардинальные шаги.

Больших успехов достигло в эти годы правительство в народном просвещении. Новое министерство народного просвещения осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования.3 План этот, изложенный в указе 26 января 1803 г., устанавливал четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии, университеты. В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский университеты, педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых руководство делом народного просвещения было предоставлено местному университету. В общей сложности к 1805 г. было создано 6 университетов, 42 гимназии и 405 уездных училищ.

В 1802 г. была проведена реформа существующего государственного строя, по которой коллегии были заменены министерствами.4 Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразовались в восемь министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть, то есть каждое ведомство управлялось министром, отчитывающимся перед Сенатом, вместо прежнего коллегиального присутствия. Однако неудача этой реформы была предопределена изначально поспешностью в ее проведении, неопытностью советников Александра. Министерская реформа была обусловлена усилением центральной власти, которая предполагала приступить к широким преобразованиям, но не рассчитывала на поддержку общества и поэтому нуждалась в деятельных и преданных исполнительных органах, которыми и должны были стать министерства. Учрежденным министерствам необходимо было проводить в жизнь правительственные реформы, помогая Александру держать в руках все государственные дела. Но, не смотря на такую преобразовательную деятельность Александра, наблюдалась двойственность его политики: с одной стороны, активные попытки усовершенствовать существующий государственный строй, с другой – эти начинания не доводились до конца, а порой оставались только на бумаге.

До 1806 года встречи Негласного комитета проходили под председательством Александра. И с каждым разом становилось понятно, что осуществить хотя бы малую часть планов, которые возникали в Негласном комитете, не мог ни сам император, ни его кружок, поскольку Александр не был готов на решающие шаги. К тому же господствующий класс помещиков не понимал необходимость преобразований, и поэтому любая инициатива со стороны императора наталкивалась на недовольство консервативного дворянства. В связи с этим Негласный комитет был обречен на бездеятельность, реформаторские замыслы – на постепенное умирание. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора, и их места занял один человек М.М.Сперанский, который стал известен Александру в 1806 г., и после Тильзитского мира стал докладчиком и советником государя по всем делам управления и законодательства.5 Александр поручил ему руководство Комиссией составления законов, а также дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования. План Сперанского, законченный осенью 1809 г., предусматривал три параллельных ряда учреждений — законодательных, судебных и исполнительных. Законодательный ряд образовали «думы»: волостные, уездные, губернские и государственная. Волостная дума выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу. Уездная дума выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу. Губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в Государственную думу. Государственная Дума собиралась ежегодно, рассматривала и одобряла вносимые правительством законопроекты и государственный бюджет, делала представления о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные государственные законы. Исполнительной властью являлись волостные, уездные и губернские правления, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть — министры — назначалась государем. Судебную власть образовывали волостные суды с третейским или мировым характером, затем — уездные и губернские суды, состоявшие из выборных судей и действующие с участием присяжных. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений 1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет, который являлся совещательным учреждением, рассматривающим новые законодательные предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: департамент законов, департамент военных дел, департамент дел гражданских и духовных и департамент государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров, которое возглавлял сам государь или особое лицо, им назначенное. При Государственном совете находились комиссия составления законов и комиссия прошений. Мнение Совета принималось большинством голосов, в результате чего это мнение заносилось в журнал. Члены Совета, не согласные с общим решением, могли подать особое мнение, которое приобщалось к журналу заседания, но никакого правового значения не имело, после чего этот журнал относили царю. Все законы, уставы и учреждения должны были издаваться хотя и царским манифестом, но обязательно содержать фразу: «Вняв мнению Государственного Совета». Со временем выяснилось, что Александр I не был намерен рассматривать мнение большинства Совета как обязательное для себя решение. По подсчетам П.Н.Даневского из 242 дел, по которым в 1810 - 1825 гг. в Государственном Совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях – меньшинства, причем в 4 случаях согласился с мнением одного члена. Оценив шаги, предпринятые властью в этой сфере, советский историк Н.М.Дружинин заметил, что в 1801 – 1820 гг. российское самодержавие пыталось создать новую форму монархии, юридически ограничивающую абсолютизм, но фактически сохраняющую единоличную власть государя. Тем не менее, юридически Государственный совет продолжал оставаться высшим законосовещательным органом империи.

Информация о работе Александр I.Внутренняя и внешняя политика. Отечественная война 1812 года