Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

Передовое военное искусство Суворова и особенно его система обучения и воспитания войск, носившая объективно буржуазный характер, входили в противоречие с самодержавно-крепостническим строем Российской империи, с его военной системой, призванной укреплять феодализм в России. Заслуга Суворова признавалась правящими кругами России лишь на половину: за почестями следовали унижение, опала и ссылка.

Содержание

Введение.
«Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)……………………..3
«Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)……………………..4
«Чему учить и как учить»……………………………………………….7
Принципы военного обучения А. В. Суворова. ……………………….8
«Наука побеждать»……………………………………………………....8
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Суворов.docx

— 41.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра Управления собственностью и развития предпринимательства

Специальность: оценка стоимости имущества и бизнеса

Форма обучения: очная, дневная

 

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине «История»

Тема:

«Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец»

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 1 группы       __________________        Е.В. Ермилова

Руководитель:

Старший преподаватель      __________________      Л.И. Третьякова

 

Москва-2013 г.

План реферата:

Введение.

  1. «Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)……………………..3
  2. «Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)……………………..4
  3. «Чему учить и как учить»……………………………………………….7
  4. Принципы военного обучения А. В. Суворова. ……………………….8
  5. «Наука побеждать»……………………………………………………....8

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Александр Васильевич не имел равных среди полководцев времени. Его блистательные победы способствовали укреплению мощи России в последней  трети XVIII в. Полководческое искусство  Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили  развитие военного искусства, как в  России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями  развития России в XVIII в.

Жизнь Суворова – высокий  нравственный пример служения Родине. Суворов – не просто полководец, занявший место среди великих  полководцев мировой истории, - он представляет собой историческое явление. Передовое военное искусство  Суворова и особенно его система  обучения и воспитания войск, носившая объективно буржуазный характер, входили  в противоречие с самодержавно-крепостническим  строем Российской империи, с его  военной системой, призванной укреплять  феодализм в России. Заслуга Суворова признавалась правящими кругами  России лишь на половину: за почестями  следовали унижение, опала и ссылка. После его смерти дворянско-буржуазная историография приложила не мало усилий к тому, чтобы исказить и принизить образ великого русского полководца, умалить его роль в развитии русского военного искусства. Однако в досоветской историографии о Суворове можно назвать ряд авторов, которые, несмотря на свою дворянско-буржуазную ограниченность, сумели достаточно полно и объективно отразить его жизнь и деятельность. Ученики и сподвижники великого полководца сохранили для последующих поколений русской армии суворовские принципы военного искусства.

Суворовские традиции в нашей  стране стали достоянием и молодого поколения советских офицеров, что  нашло отражение и создании в  августе 1943 г. Суворовских военных  училищ.

 «Благодарные потомки никогда не забудут о блистательных походах Суворова», имя которого «золотыми буквами вписано в героическую историю нашей Родины…»

 

«Солдатская школа» Суворова (1742-1754 гг.)

 
Формирование Суворова как профессионального  военного происходило параллельно  складыванию его мировоззрения. Отец его, Василий Иванович, стал готовить своего сына к гражданской службе. Затем, уступая настоятельным просьбам сына, записал его в гвардию, в  Семеновский полк.

Отец Суворова учил сына смотреть на службу как на служение Родины. Он требовал видеть в звании «солдат» высокое значение в соответствии с петровским уставом 1716 г., где говорилось: «Имя солдата просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от вышнего генерала даже до последнего мушкетера, конного и пешего».

По отбытие двухлетнего  срока солдатской службы Суворов определился в 1747 г.  на действительную службу капралом в тот же Семеновский полк. За успешную службу произведен в подпрапорщики в 1749 г., а затем в сержанты в 1751 г.

Суворов отдался военной  службе с полной ответственностью и  стал не фиктивным, а «действительным» солдатом. Солдатская служба не являлась для него рядом скучных формальных обязанностей. Он стал учиться солдатской службе во всех ее проявлениях. Он охотно исполнял обязанности солдата и  капрала и знакомился со всеми  сторонами солдатского быта. Солдатскую службу он сочетал с физическим развитием  и укреплением тела, поскольку  обладал сравнительно слабым здоровьем. Суворов жил жизнью солдат и старался нести все тяготы солдатской службы. Он оставался верным военному аскетизму  всю свою жизнь. Ротный командир Суворова писал его отцу: « У него только одна страсть – служба, и одно наслаждение – начальство над  солдатами. Не было исправнее солдата, но зато и не было более взыскательного унтер-офицера, как ваш сын. Вне  службы он с солдатами как брат, а на службе – неумолим». Каждое слово Суворова доходило до солдатского  сердца. О его исключительных качествах  писал М.И. Калинин: «…всемирно известные  полководцы знали дорогу и к сердцу своих солдат, своей армии. Они  были мастерами высокого духа войска, умели вселять в душу солдата  прочное доверие к себе. Такими были, например, Суворов и Кутузов».

 

«Офицерская школа» Суворова (1754-1768 гг.)

 

«Офицерскую школу» Суворов  прошел в Семилетней войне. В этой войне русская армия встретилась  с прусской армией, вымуштрованной Фридрихом II. На 25-м году жизни, в 1754 г., Суворов был произведен в поручики и переведен в армейский Ингерманский пехотный полк. В начале 1756 года он был произведен в капитаны и получил назначение в Новгород на должность обер-провиантмейстера («ранга капитанского»). Через 10 месяцев его назначили генерал-аудитором-лейтенантом, а еще через месяц в декабре 1756 г. он получил чин премьер-майора.

В 1757 г.  в связи с начавшимися военными действиями в Восточной Пруссии началась подготовка резервов (которыми являлись третьи батальоны пехотных полков) для Заграничной Действующий армии. Премьр-майору А. В. Суворову было поручено укомплектовать резервные батальоны для 17 полков и затем проводить их в Пруссию к Действующей армии. По выполнении этого поручения Суворов был в 1758 г.  произведен в подполковники и назначен комендантом г. Мемеля, где были сосредоточены армейские магазины, снабжавшие материально-техническим довольствием Заграничную армию. Можно предположить, что это назначение было сделано не без ведома его отца, ставшего к этому времени генерал-майором и выполнявшего важные поручения по службе тыла армии.

Оба эти назначения позволили  Суворову познакомиться с вопросами  организации тыла в масштабах  всей армии. Однако деятельность обер-кригс-комиссара не удовлетворяла А.В. Суворова, и он подал рапорт о переводе в Действующую Заграничную армию. Просьба подполковника Суворова была удовлетворена, и он был определен в Казанский пехотный полк, находившийся под командованием генерал-майора М.Н. Волконского, но вскоре был переведен в штаб главнокомандующего генерал-аншефа В.В. Фермора на должность дежур-майора штаба (так назывался дежурный офицер при командующем). На этой должности Суворов хорошо ознакомился с методами управления армией.

В роли штаб-офицера Суворов  участвовал в крупнейшем за всю историю  Семилетней войны сражении под Кунерсдорфом, происшедшем 1(12) августа 1759 года. Разгром армии Фридриха II произвел большое впечатление на молодого Суворова, но он был удивлен тем, что главнокомандующий И.С. Салтыков вместо того, чтобы развивать успех и двинуться к прусской столице, даже не направил вслед за отступавшей прусской армией казачью конницу. Во всяком случае, молодой Суворов мог наблюдать международную обстановку и оценить действия командовавших войсками.

Больше всего произвел на Суворова впечатление разгром  прусской армии, считавшейся лучшей в Европе. Конечно, это была хорошо отлаженная военная машина, в которой  была отработана до совершенства линейная тактика. На полях Кунерсдорфа встретились две армии, и русская армия победила. В 1759 г. Суворов принимал участие также в сражении при Пальциге.

Пожалуй, наиболее интересной была служба Суворова в роли командира  кавалерийского полка. В 1760 г. русская  армия под командованием генерала П.А. Румянцева вела осаду крепости Кольберг, служившей базой для прусских войск. Прусский король Фрифрих11 направил для деблокады Кольберга кавалерийский корпус Платена. Румянцев выставил против Платена конный корпус генерала Г.Г. Берга.

В 1761 г.  по инициативе П.А. Румянцева была предпринята экспедиция подвижного корпуса на Берлин. Командир этого корпуса Берг попросил генерала А.Б. Бутурлина, вновь назначенного на пост главнокомандующего Заграничной армией, направить ему подполковника Суворова. Тот выполнил эту просьбу. В приказе по этому поводу говорилось: «Так как генерал-майор Берг выхваляет особливую способность подполковника Казанского пехотного полка Суворова, то явиться ему в команду означенного генерала».

В корпусе Берга Суворов  командовал сначала Тверским кирасирским  полком (до возвращения заболевшего командира). В ходе военных действий полк Суворова овладел г. Ландерберг и разрушил мост через р. Варта, чем задержал продвижение пруссаков. Затем он нанес поражение прусскому отряду у г. Гольнау. После этого Суворов действует против прусских войск под Бернштейном и Регенвальдом, Старгордом и в ряде других пунктов.

Действия Суворова отличались смелостью и решительностью и, главное, разнообразием тактических приемов. Сам Суворов проявил себя мужественным командиром, подавшим пример бесстрашия в бою. Румянцев представил Суворова Бутурлину к награде. Он писал, что  молодой кавалерийский командир «себя перед прочими гораздо  отличил».

В 1761 г. вернулся к своим  обязанностям командир Тверского полка. Сдав этот полк, Суворов принял в  команду Архангелогородский драгунский полк. Румянцев отметил, что на этом посту Суворов блестяще зарекомендовал себя. Он «быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности». В 1762 г. Суворов был направлен в Петербург с депешами. Он прибыл в столицу, когда на русском троне была уже Екатерина II, которая произвела его в чин полковника и назначила командиром Астраханского пехотного полка.

Таким образом, Суворов с 1754 по 1762 г. Прошел путь от поручика до полковника. В ходе войны Суворов  ознакомился с работой тыла армии, ее штаба и работой командира  полка. Относительное многообразие форм деятельности способствовало военному развитию Суворова. Но особенно важным было знакомство с господствующей в  то время во всех армиях Европы линейной тактикой. Эта тактика достигала  своего высшего развития в армии  Фридриха II. Суть ее состояла в том, чтобы армия действовала как  один батальон по общей команде. Это  достигалось вытягиванием всей армии  в одну линию. Построение армии происходило  очень медленно. Повороты могли производиться  либо по флангу, либо по оси центра. Слабым местом боевого построения являлись фланги, которые прикрывались кавалерией. Артиллерия располагалась по фронту непосредственно в боевых порядках. Главную роль в наступлении выполняла  пехота, производившая огонь плутонгами или всей линией. Как правило, до рукопашного боя прусская армия  не доходила и, если не достигала успеха в огневом бою, немедленно отступала. Штык в прусской армии считался оборонительным средством. Русская пехота превосходила пруссаков своим мужеством, стойкостью и мастерством.

Суворов пришел к выводу, что господствующая на западе стратегическая пятипереходная система и доведенная до автоматизма линейная тактика служат оковами для войск и мешают возможности осуществлять маневр как на театре войны так и на поле боя. Главное, полагал Суворов, состоит в том, чтобы найти наиболее рациональные формы боевой подготовки, чем установившиеся в современных армиях. Эту задачу решил Суворов в период командования Суздальским полком. Именно в этот период у него у него стала складываться военно-педогагическая система, разработке которой он отдал всю свою жизнь.

 

«Чему учить и  как учить»

 

Суворов развил в это время  кипучую деятельность по переустройству полка на новых началах. Он начал  с устройства казарм и создания полковой школы. Главное же внимание уделил определению  «чему учить и как учить». Он видел в солдате живого человека, защитника отечества. Солдат, по идее Суворова, - это основной фактор войны, поэтому его надо соответствующим  образом обучить и воспитать. Новые принципы боевой подготовки нашли  отражение в инструкции «Полковое  учреждение». Будучи ненавистником  муштры, Суворов обучал свой полк тому, что действительно было необходимо на войне. Содержанием обучения стали  наступательные эволюции: быстрые марши, атаки в штыки, форсирование переправ, прицельная стрельба и т.п. Способы  обучения предусматривали изучение элементов строя, способов ведения  стрельбы и решение тактических  задач. Особенностью суворовской системы  была тесная связь обучения с воспитанием, обеспечивавшая выработку у солдат сознательного отношения к военной  службе и формирование чувства гордости за свой полк и свою Родину.

Суворов выступал за передовую  систему боевой подготовки. Главное, писал он позже, «хорошо экзерцировать войска… никогда не отступать, лучшее войско всегда в движении».

Уже в это время он предъявлял высокие требования в первую очередь  к командирам. Он решительно осуждал  «преторианцев полковников», заботившихся только о том, чтобы «втираться к  высшим». «Они раздражают своих офицеров придворными манерами; их изнеживают…Сибариты, а не спартанцы, они внушают презирать славу и неверие Жан-Жака – добродетель для каждого ума…, с помощью речей сладких или двусмысленных они их [офицеров] учат таким путем скрывать свои недостатки…На войне нужны другие полковники и другой штаб, армейского происхождения». Одним из важных выводов, к которым пришел Суворов во время службы в армейских полках, было заключение о большой роли младших офицеров, вышедших из солдатских рядов: «Самые порядочные ныне становятся младшими офицерами, (при этом) не из вольного дворянства»

 

Принципы военного обучения А. В. Суворова. 

В лице Суворова мы видели не только великого полководца, но и учителя  русской армии, создавшего военно-воспитательную систему, которая объективно входила  в противоречие с феодально-крепостническим  строем, господствовавшим в России во второй половине XVIII в.

Отличительной чертой полководческого  искусства А.В.Суворова является то, что в нем главной целью военных действий ставилось уничтожении вооруженных сил врага. Полная победа, по мнению Суворова, возможна только в результате разгрома живой силы неприятеля. Он говорил: «Оттеснен противник – неудача; уничтожен – победа»,

Информация о работе Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец