Административные реформы царизма в Казахстане 1867-1868 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:11, реферат

Краткое описание

В первой четверти XIX в. ханская власть в Среднем и Младшем жузе была ликвидирована, взамен ее была создана система органов колониального управления. Этот важный шаг царизма на пути окончательного присоединения Казахстана к России нашел свое юридическое выражение в «Уставе о сибирских киргизах» 1822 г, в «Уставе 1824 г» и в «Положении об управлении Оренбургскими казахами 1844 г.»

Содержание

1. Отмена ханской власти в Среднем жузе. «Устав о сибирских киргизах 1822 г.»
2. «Устав об Оренбургских киргизах 1824 г.»
3. Введение новой системы административно-территориального устройства
4. Административно-политическая реформа второй половины XIX в.
5. Административно-территориальное и судебное устройство в Казахстане в конце XIX века.
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Адм. реформы царизма.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Отмена ханской власти в Среднем жузе. «Устав о сибирских киргизах 1822 г.»
  2. «Устав об Оренбургских киргизах 1824 г.»
  3. Введение новой системы административно-территориального устройства
  4. Административно-политическая реформа второй половины XIX в.
  5. Административно-территориальное и судебное устройство в Казахстане в конце XIX века.
  6. Список использованной литературы

 

 

В первой четверти XIX в. ханская власть в Среднем и Младшем жузе была ликвидирована, взамен ее была создана система органов колониального управления. Этот важный шаг царизма на пути окончательного присоединения Казахстана к России нашел свое юридическое выражение в «Уставе о сибирских киргизах» 1822 г, в «Уставе 1824 г» и в «Положении об управлении Оренбургскими казахами 1844 г.»

В 1822 году Сибирь была разделена на  Восточную и Западную. Средний и часть Старшего жуза вошли в состав Западной Сибири. Эта территория получила название «Область сибирских киргизов». По «Уставу» эта «Область ….» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за Иртышом.

Округа подразделялись на волости и аулы. Деление на аулы (50-70 кибиток), волости (10-20 аулов) и округа (15-20 волостей) преимущественно учитывало родовую принадлежность.

С 1822 по 1844 было образовано 8 округов. Во главе округов стояли окружные приказы, куда входили председатель – старший султан и заседатель. (всего 4 – 2 от России и 2 почетные казахи). Коллегиальный порядок рассмотрения вопросов в приказе давал возможность царской администрации ограничивать власть старшего султана и проводить через него свои цели.

Старший султан избирался только султанами. Он имел чин майора российской службы. За 10 летнюю службу старший султан получал дворянское звание.

В волостном и аульном звеньях управления коллегиальность не соблюдалась. Во главе волостей стояли волостные султаны. Их звание было наследственным. Волостные султаны считались чиновниками 12 класса. Они подчинялись окружному приказу и их власть была исполнительного характера: выполнение приказов и постановлений окружного приказа и исполнение судебных приговоров.

  Аульные старшины избирались казахами каждые 3 года и утверждались окружным приказом. В правах старшины приравнивались к сельским головам в центре России, подчинялись волостным султанам.

«Устав о сибирских киргизах»

 1822 г. был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского, участие принимал будущий декабрист Г.С. Батеньков. Главной целью «Устава» была ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана.

Средний жуз был разделен на аулы, волости, округа. Аул состоял из 50-70 кибиток, волость - 10-12 аулов, округ - 15-20 волостей. Средний жуз составлял «Область сибирских киргизов», которая подчинялась Омской области. Омская, Томская и Тобольские области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. - в Омске. Позже управление сибирскими казахами было возложено на Пограничное управление. Практически неограниченные полномочия приобретал пограничный начальник. Генерал-губернатор утверждал старшего султана с его одобрения. Пограничный начальник единолично утверждал казахских заседателей окружного приказа и волостных управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владетелями; управлял казахами. Область делилась на внешние и внутренние округа Казахские кочевья отошли к внешним округам, создаваемым на правобережье Иртыша Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формальное руководство округом передавалось старшему султану. Старший султан избирался султанами, его приравнивали к чину майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог рассчитывать на дворянское звание. Старшего султана, как раньше хана, поднимали на белом войлоке. Старшие султаны избирались на 3-года с правом дальнейшего переизбрания. Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался, его власть переходила по наследству, но обязательно утверждало в должности областное правление. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса Султаны, не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление. Аульные старшины избирались каждые 3 года, запрещалось переизбираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в должности окружным приказом. Судебные дела по «Уставу» делились на 3 категории: уголовные, исковые и жалобы на правление. Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании законов Российской империи. Предварительное следствие велось бием с участием российского чиновника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых законов, но окружной приказ имел право пересмотра решений биев. «Устав» 1822 г. создавал условия для расширения торговли между Россией и Казахстаном. Казахи могли пригонять на российский рынок свои стада. Продажа вина запрещалась. Караванная торговля не облагалась пошлиной, а султан мог отправлять караваны за фаницу. Реформа открыла путь к освоению богатств казахского края. Длительное время оппозицию в Младшем жузе возглавлял султан Коротай Нуралиев. Большинство казахов в нижнем течении Сырдарьи признавали ханом Арынгазы.

«Устав об Оренбургских киргизах»

1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялась из Пограничных комиссии.  
 
 По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны - правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела. 

Правители части жуза назначались только Оренбургским губернатором, а остальные должностные лица - Пограничной комиссией. Также в Младшем жузе была введена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», ведение всех крупных дел предусматривала военным судом или Пограничной коммисией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. 

В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка - дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов. 

Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Какая цель преследовалась? Введение дистанционной системы преследовала цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль. 

Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствие, которое могло возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитывать в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи. 

Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов младшего и среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, по подсчетам военного топографа Какулина, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Еще один пример, земли, расположенные к западу от новой линии (между крепостями Оркской и Троицкой), более 10000 кв. км. изымались из пользования казахов. Казахские аулы подлежали выселению из этого района. 

Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ. 

Таким образом, земельные захваты, основание приказов, постройка военных линий, крепостей, форпостов и т.д. затронули жизненные интересы казахских масс, которые не могли добровольно расстаться со своими кочевьями и лишиться былой независимости. В результате народ восстал против колониальной политики царизма. 

Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Все это, т.е. ликвидация ханской власти и введение нового порядка управления были произведены в интересах царизма.

Введение новой системы административно-территориального устройства

Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.

В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.

В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".

Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.

Административно-политическая реформа второй половины XIX в.

На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.

Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.

Информация о работе Административные реформы царизма в Казахстане 1867-1868 годов