Аврелий Августин и система европейского средневекового образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Современный разум отказывается поверить идее, согласно которой сознание лишь направлено на вещь и обретает значение и смысл в мире лишь в связи с последней. Смысл в мир вносит человек. Только в связи с его физическим и духовным бытием возникают все те потребности в огромном спектре познания и производства, которые бытуют среди нас. Убери человека из всего этого нагромождения знаний, и он теряет всякий смысл. Потому так важны для нас истоки этих знаний – их христианская колыбель, в которой золотым узором и красной нитью проходит следующая мысль – « в человеке я вижу тайну Боговоплощения»(святитель Фотий ( ок. 820—896) ,патриарх Константинопольский), которая говорит о высшем начале в каждой человеческой личности, возводящей ее к над-мирному источнику бытия. Не об этом ли мечтал и писал великий христианский мыслитель Аврелий Августин?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ……………………………………………………………………………….4
1.1. Феномен европейского университета и его значение в современном мире.
1.2. Аврелий Августин, как предтеча университетской учёности……………..5
1.3. Августин, Марциал Капелла и другие отцы-основатели средневекового университетского образования………………………………………………7
ГЛАВА II. « Рождённые в года глухие» - Средневековый Университет, как проекция «medium aevum». …………………………………………………………… .10
2.1. Европейское образование до 1000 года……………………………………10
2.2. Концепция университета……………………………………………………14
2.3. Структура и привилегии. Факультеты и землячества. …………………...15
2.4. Учебный процесс. Профессора и студенты………………………………..21
2.5. Значение университетов в сакральной и профанной жизни средневековой Европы…………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

   В XIII в. возник и Оксфордский  университет. Как и Парижский, он  возникает после массы конфликтов  с городскими и церковными  властями. По окончании одной из таких стычек в 1209 г. студенты в знак протеста ушли в Кембридж, где возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

   Гордостью Испании является  университет в Саламанке (1227 г). Об  основании его окончательно было  заявлено в грамоте короля  Альфонса X в 1243 г.

   В XIII в. возникает ряд других  университетов: 1220 г. - университет в Монпелье - один из крупнейших городов на юге Франции, восьмой по размеру во всей стране, административный центр региона Лангедок — Руссильон - (привилегии университета получил, правда, лишь в конце XIII в.); 1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи); 1224г. - Неаполитанский, так как сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы; 1229г. - Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

   Много университетов появилось  в XIV - XV вв.: 1347 г. - Пражский; 1364 г. - Краковский; 1365 г. - Венский; 1386 г. - Гейдельбергский; 1409 г. - Лейпцигский.

   К 1500 г. в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В Парижском университете в середине XIV в. обучалось около 3 тыс. человек, в Пражском к концу XIV в. - 4 тыс., в Краковском - 904 человека.

 

Преподаватели университетов создавали объединения по предметам - факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора - руководителя университета. Если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего философа-богослова - целых 15 лет. Прежде чем поступить на один из трех основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный - артистический факультет, на котором изучались уже упомянутые "семь свободных искусств" ("artist" по латыни - "искусство"). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни - "чтение") профессоров и магистров. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. Помимо лекций проводились диспуты - споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

Студенты объединялись в землячества. В Средние века в ходу был так называемый обычай «репрессалий». Его суть заключается в том, что если, например, уроженец Кёльна совершил кражу или уехал из Болоньи, не расплатившись, то болонцы могли наказать любого другого попавшего к ним в руки жителя Кёльна или близлежащих земель. Таким образом, чужестранцы, прибывавшие за знаниями в Болонью или иной город, оказывались в чужой среде, вне защиты местных правовых норм.

В этих условиях появляются важнейшие элементы зарождающейся университетской культуры - землячества. Суть их проста. Оказавшись в новых условиях, земляки приносили друг другу клятву взаимной верности и образовывали союз, основанный на такой присяге Студенческие объединения зачастую заводили свои уставы, имели свою иерархию, свои традиции и обычаи. Поначалу землячества (нации) возникали спонтанно благодаря усилиям студентов или студентов и преподавателей; позже такая корпорация вошла в структуру университетов. В жизни многих университетов нации играли важную роль; главы наций часто избирали ректоров и входили в состав правления университетов. В студенческих университетах Болоньи и Падуи университеты права, искусств и медицины были поделены на два universitates (citramontana и ultra-montana – «по эту и ту сторону гор») – 1, которые в свою очередь делились на нации по меньшим географическим регионам. Прием в другие итальянские университеты также шел по региональному признаку, что и определяло необходимость сложной организации университета, в которой проявляла себя их притягательность для отдельных европейских стран и регионов. Например, в Перуджи было только три нации - немецкая, французская и каталонская - для ультрамонтанов. Нации в университетах, следовавших образцу Парижа, были организованы иначе. Так, в самом Париже только самый большой факультет - факультет искусств - имел в своей структуре нации. Они появились вскоре после возникновения университета на основе довольно расплывчатой географической классификации. Здесь были представлены четыре нации: французская, пикардийская (историческая область и регион на севере Франции. Главный город — Амьен) , нормандская и английская (в английскую входили студенты из Центральной и Северной Европы). В нации входили магистры искусств факультета искусств и профессора высших факультетов с аналогичной степенью. Совет нации возглавлял прокуратор (procurator), избиравшийся на один месяц магистрами и часто переизбиравшийся по нескольку раз. Нация имела собственные печать, регистрационные журналы, доходы и расходы. Поначалу нации выступали как независимые корпорации. Их сила и влияние на жизнь университета менялись от университета к университету, но всюду они имели почти одну и ту же структуру и организацию. Иногда нации имели своих собственных казначеев (receptores) и всегда - педелей (bedelli), как в Болонье. В Париже нации ежегодно избирали одного главного педеля (bedellus maior в качестве помощника проктора) и subbedellus или bedellus - ему в помощь. Жезл был отличительным признаком педеля. В Париже прокторы наций избирались, приносили клятву и оплачивали курьеров (nuntiiuolantes minores, или ordinarii), которые обеспечивали доставку известий и денег членам наций и их семьям. В позднем средневековье прокторы назначали главных курьеров, nuntii maiores, функционировавших в роли университетских финансистов, банкиров и менял.


1 - сноска к началу XIII в. в Болонье было два стабильных «университета», целью которых была непосредственно учебная деятельность. Первый из них был Цитрамонтанский, который состоял из 22 «наций» (землячеств по разным городам Италии), а второй - Ультра-монтанский, который объединял 24 «нации» - землячества прочих европейцев, родина которых осталась за Альпийскими горами.

2.4. Учебный процесс. Профессора  и студенты.

 

   В средние века не было  отделения высшего образования  от среднего, поэтому в университетах  и существовали младший и старшие  факультеты. После изучения латыни  в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов - тривиум (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период ( magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также малый ординарный учебный период ( ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

   Основных форм преподавания  было три.

    1. Полное, систематическое  изложение учебного предмета, по  программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на  ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что  в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т. п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII в. сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV в. города стали создавать общественные здания для аудиторий. Школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Repetitio - это подробное объяснение  отдельного текста с разных  сторон, с учетом всех возможных  сомнений и возражений. В Парижском  университете чаще это была  проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний.

   Университетские власти  стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики  и оскорбления. Но, тем не менее, диспуты зачастую переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер.    По окончании обучения студент выдерживал экзамен, который принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (шесть у своего магистра, три общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

   Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все недостатки, средневековый университет давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.

 

 

2.5. Значение университетов  в сакральной и профанной жизни  средневековой Европы.

 

Учебные заведения до XII века не были в полной мере университетами.

Это были своего рода пред-университетские заведения, студии, учебные центры, имеющие богатую, очень  интересную историю и  много сделавшие для мировой культуры. Собственно в эту эпоху ( до 1000 года) заложены основы средневековой культуры. Произведена рецепция римского права, создано каноническое право, и , благодаря св. Августину, родилась рациональная теология. Но не было главного фактора, который существенно повлиял на рождения университета. Это, прежде всего – феномен города. Вспомним поговорку того времени : « воздух города делает человека свободным». И это не удивительно, ведь до 1000 года люди находились в ожидании конца света, а после начались Крестовые походы и развитие новой цивилизации. И это была цивилизация отмеченная маркером университетской культуры. Почему университеты, как правило, находились в городах? Город это, прежде всего, купечество. Купцы, прежде всего, заинтересованы в знаниях по географии, грамоте и математике. Им было необходимо практическое образование, и они получают его благодаря университетам. Но университетская система никогда не была единственной и монопольной даже и в последующую эпоху. Существовали так называемые «школы  абака» ( это Италия XII века). В них единовременно могли обучаться от 1000 до 1500 человек, но всего этого стало мало, так как потребовалась новая форма оказания образовательных услуг.

Немецкий ученый Эксле -1 назвал университетскую корпорацию – «содружеством живых и мертвых». И первый устав Парижского университета начинался со слов : « если умирает магистр, то столько- то человек должны присутствовать на похоронах в такой-то одежде, и нужно делать то -то и то -то. Это понятная логика – для средневекового сознания самое главное – смерть. От того как уйдет человек из этой жизни, зависит во многом дальнейшее существование его души. Кто об этом позаботиться? Как раз те люди, которые приносили взаимную присягу. Ее приносили также, чтобы жить в мире, не конфликтовать и в силу ряда стечения обстоятельств возникла такая форма, которая очень быстро стала тиражироваться, ее не надо были придумывать каждый раз заново, все остальные университеты были основаны путем заключения такой присяги с разрешения местных властей. Основа университетских корпораций это независимость от местной светской власти в лице короля и главное от местной духовной власти – от епископа, который очень длительное время контролировал ее, выдавая лицензию на право преподавать науки. Епископский канцлер продолжал выдавать эти разрешения,  с разрешения Римского папы, но не просто так , а


1 - (Отто Герхард Эксле (Otto Gerhard Oexle). Выдающийся немецкий историк-медиевист. Директор Института истории им. Макса Планка (1987 - 2004), почётный профессор Гёттингенского университета.)

 

 

в результате испытания – экзамена, который проводил не он сам, и не король и не представитель папы, а проводила корпорация равных между собой людей которая и решала достоин ли этот человек войти в эту корпорацию или нет, достоин ли он присвоение звания лицензиата, магистра , доктора или нет. Канцлер лишь соглашался с этим и выдавал лицензию. Отсюда ведет свое начало европейский интеллектуализм. Это именно то, что историк Пьер Бурдьё -1 называл «социальной магией» то есть был один человек, а в результате некоего социального процесса, появлялся другой. Еще корпорация подразумевает свободный контроль. Необязательно ставить за каждым интеллектуалом какого-нибудь шпиона, который бы следил и докладывал не придумывает ли он что то опасное для власть предержащих. Всё это делали люди в рамках «корпоративной этики» совершенно свободно и такой контроль был очень эффективен, как в будущем станет эффективна « soft power».  Вместе с тем, достаточно слабая зависимость, а временами и полная независимость от церковных и светских властей давала возможность возрастать плодам либерализма в обществе. Именно такой интеллектуальный настрой, который давала университетская среда, стал, со временем, основой западноевропейской цивилизации. Сами корпорации были, если возможно так выразиться, примером для последующего появления в Европе многочисленных партий, программ, профсоюзов, идеологий, движений. Это способствовало росту уважения к человеческой личности. Человек феодального общества начинает понимать, что кроме Церкви, с ее провиденциализмом есть ещё одна возможность для социального « лифтинга». И эти рост и социальную эмансипацию даёт человек сам себе, путём развития своих интеллектуальных способностей. С годами ситуация менялась все больше усиливалась роль светской власти, но университеты обладали огромным авторитетом, который позволял им выступать советниками королей предписывал принимать активное участие в жизни общества. Очень быстро формируется то что мы сейчас называем

Информация о работе Аврелий Августин и система европейского средневекового образования