Аврелий Августин и система европейского средневекового образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Современный разум отказывается поверить идее, согласно которой сознание лишь направлено на вещь и обретает значение и смысл в мире лишь в связи с последней. Смысл в мир вносит человек. Только в связи с его физическим и духовным бытием возникают все те потребности в огромном спектре познания и производства, которые бытуют среди нас. Убери человека из всего этого нагромождения знаний, и он теряет всякий смысл. Потому так важны для нас истоки этих знаний – их христианская колыбель, в которой золотым узором и красной нитью проходит следующая мысль – « в человеке я вижу тайну Боговоплощения»(святитель Фотий ( ок. 820—896) ,патриарх Константинопольский), которая говорит о высшем начале в каждой человеческой личности, возводящей ее к над-мирному источнику бытия. Не об этом ли мечтал и писал великий христианский мыслитель Аврелий Августин?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ……………………………………………………………………………….4
1.1. Феномен европейского университета и его значение в современном мире.
1.2. Аврелий Августин, как предтеча университетской учёности……………..5
1.3. Августин, Марциал Капелла и другие отцы-основатели средневекового университетского образования………………………………………………7
ГЛАВА II. « Рождённые в года глухие» - Средневековый Университет, как проекция «medium aevum». …………………………………………………………… .10
2.1. Европейское образование до 1000 года……………………………………10
2.2. Концепция университета……………………………………………………14
2.3. Структура и привилегии. Факультеты и землячества. …………………...15
2.4. Учебный процесс. Профессора и студенты………………………………..21
2.5. Значение университетов в сакральной и профанной жизни средневековой Европы…………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

  

    1. Августин, Марциал Капелла и другие отцы-основатели средневекового университетского образования.

 

В период раннего средневековья был еще ряд творцов культуры, деятельность которых сыграла важнейшую роль в складывании средневековой системы университетского образования.  Африканский неоплатоник ритор V в. Марциан Капелла для нужд тогдашней, позднеантичной школы написал учебник, который станет одним из самых популярных у средневековых школяров. В этом филологическом трактате "О браке Меркурия и Филологии" он, использовав античные источники, дал систему универсального знания, сведя его в семь дисциплин, которые и будут впоследствии изучаться в средневековой школе и университетах. Причудливые аллегории и суммирующее содержание пришлись по вкусу средневековому читателю. Ранние комментаторы Марциана (Фосс, Фабриций, Сакс, Функ) считали, что книга написана около 470 года, и основана на рассуждениях, которые записал блаженный Августин в трактате « О порядке» ( лат. «De ordine»).  Августин же  написал его  между 386 и 391 г., в Кассициаке, до принятия  святого крещения, и выразил в нём очень глубокую и существенную для средневековья мысль, что познание не только важный и ответственный путь человека в мироздании, но и единственный, так как он, в конце концов, приводит к Богу. В частности здесь он реагируя на критику современных ему обскурантов от христианства писал : «Разве виноват художник в том, что его критик не способен воспринимать его мозаичные работы, сливающиеся во всей своей совокупности в одно прекрасное целое? Но ведь именно это и происходит с теми недалекими людьми, которые, не будучи в силах своим слабым умом объять всю совокупность и гармонию вещей, если что-нибудь причиняет им вред, и, по их мнению, этот вред велик, считают, что и во всем прочем царит великая мерзость. Важнейшая причина этого заблуждения заключается в том, что человек не знает самого себя. Чтобы познать себя, нужна большая привычка отвлекаться от чувств, сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе. А этого достигают лишь те, кто всякие раны мнений, наносимые течением обыденной жизни, или прижигают уединением, или излечивают, занимаясь свободными науками». -1 Об этих то « свободных науках» и шла речь в трактате Марциана Капеллы (лат. De nuptiis Philologiae et Mercurii). Ещё в эпоху раннего эллинизма в Элладе, а потом и по всей Эйкумене  начал вырабатываться список учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными (науками) искусствами – по-гречески «ἐλευθέριοι παιδεῖαι» или латинизированным термином «eleutherioi epistemai». (Выражение eleutherioi epistemai, переводимое нами как свободные искусства, впервые встречается в «Политике» Аристотеля в кн. VIII, посвященной общественному воспитанию. Оно означает те знания, которые подобают свободнорожденному, полноправному члену античного общества. Им противополагаются ремесленные знания, свойственные рабу или неполноправному гражданину, фету. В той же книге встречается выражение eleutherios paideia: воспитание, приличествующее сыну свободнорожденных родителей.) Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией, и назывались они свободными потому, что могли принести лично свободному от внешних условий человеку истинное (внутреннее) освобождение. То есть – способствовали раскрытию истины. Римляне придали системе «свободных искусств» более организованный характер и расширили ее за счет введения новых дисциплин. «Впрочем, есть только одно подлинное свободное искусство — то, что дает свободу: мудрость, самое высокое, мужественное и благородное из них, а все прочие — пустяки, годные для детей» - пишет Сенека к Луцилию ( письмо 88). Эту древнюю педагогическую традицию возрождает христианство используя аллегорический язык политеистов. Сочинение Капеллы  состоит из девяти книг, из которых первые две содержат собственно романический сюжет о любви Меркурия к прекрасной деве Филологии, о вознесении её на небо и последующей свадьбе (за образец взят сюжет новеллы Апулея об Амуре и Психее, в которой брак божества со смертной был предначертан в собрании богов). Филологию к браку наряжает её мать Фронесис (Ум), её приветствуют четыре Кардинальные добродетели (Благоразумие, Справедливость, Умеренность и Мужество) и три Грации - Аглая (красота),


1 -    Августин « О порядке» Творения в 4-х томах. / Пер. Киевской духовной академии Сост. С. И. Еремеева. СПб, Алетейя — Киев, Уцимм-пресс, 1998. Т. 1. Об истинной религии. — с. 532.                                                                  

Евфросина (радость) и Талия (изобилие). По требованию Афанасии (Бессмертия) она съедает яйцо, и её вырывает фонтаном из книг. Это делает её достойной стать бессмертной. Затем она возносится на небо на носилках, которые несут юноши Лабор (труд) и Амор (любовь), а также девы Эпимелия (усердие) и Агриппина (работа ночами и сон урывками, неизбежные при интеллектуальном труде). На небесах Юнона как покровительница брака    приветствует её и знакомит с обитателями Олимпа, которые совсем не те, что на греческом Олимпе: среди них не только демоны и полубоги, но и античные поэты и философы. В качестве свадебного подарка Филология получает семь служанок, каждая из которых воплощает одно из свободных искусств. Энциклопедическому описанию этих искусств и посвящены остальные семь книг. Грамматика (grammatical), Диалектика (dialectica), Риторика (rhetorica), Геометрия (geometria), Арифметика (arithmetica), Астрономия (astronomia), Музыка (harmonia). Марциан внёс ряд модификаций в античное учение о свободных искусствах, в частности он сократил их число с девяти до семи. Его версию принял Исидор Севильский. Каролингские клирики, проводившие образовательную реформу, приняли «De nuptiis» в качестве школьного текста. Ценные комментарии к нему написали Эригена, Ремигий Осерский и Мартин Лаонский (Мартин Скотт). Первый перевод на немецкий (древневерхненемецкий) язык выполнил Ноткер Губастый (Notker Labeo) ок. 950—1022, который перевёл две книги из девяти.                                                  

  "Последний римлянин" Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (около 480 - 524) был одним из самых читаемых и почитаемых в средневековой школе авторов. Именно Боэций разделил семь свободных искусств, выделенных Марцианом Капеллой, на тривиум и квадривиум, т. е. практически на гуманитарный (грамматика, риторика, диалектика) и естественно-научный (геометрия, арифметика, астрономия, музыка) циклы. Сам он занимался квадривием, впервые дал его теоретическое обоснование и классификацию, написал ряд сочинений по дисциплинам квадривиума (сохранились трактаты по арифметике и музыке). Его трактат "О музыке" изучался студентами Оксфордского университета даже в XVIII в. Боэций считал, что изучение квадривиума помогает обострить ум, учит логически мыслить, а самое главное, без него невозможно усовершенствование философских наук, полное и всестороннее постижение божественной мудрости. Дисциплины квадривиума - это ступени к высшему знанию, т. е. философии. Таким образом, именно Боэций стоит у истоков процесса складывания характерной особенности средневекового образования - его созерцательности, оторванности от практических потребностей.                                                                    Большой вклад в разработку схемы процесса обучения в школе сделал Флавий Магн Аврелий Кассиодор (около 490 - около 585). Этот, по словам И.Н. Голенищева-Кутузова, "последний из великих стражей античной культуры" и в то же время "один из величайших деятелей средневекового Запада", "который сбросил тогу и облекся в рясу", продолжая мысли Иеронима и Августина, считал, что светские науки развивают то, что в зародыше содержится в откровении-1, т. е. он преодолевает существовавшую до него в христианской литературе двойственность в отношении к светской и богословской литературе. Кассиодор, считавший, что знания - это путь к высшей истине, и ясно писавший об этом, в отличие от Боэция, разработал схему процесса обучения клирика и применял ее на практике. Особое внимание он уделял дисциплинам тривиума.    Таким образом, в остготской Италии начал формироваться новый тип культуры ( по сути своей христианской) и нового образованного человека (клирика – служителя Церкви), образцом которого был сам Кассиодор.                                                                                               


1 – цит. по Пиков Г. Г. «Из истории европейской культуры» Учебное пособие / Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2002. с. 27

 

 

 

Глава 2. « Рождённые в года глухие» - Средневековый Университет, как проекция «medium aevum».

 

2.1. Европейское образование  до 1000 года.

Благоприятные условия для дальнейшего развития культуры создались в VII - VIII вв. в Каролингском государстве франков. Предметом особой заботы Карла Великого была грамотность священников. Около 787 г. появляется его знаменитый "Капитулярий о науках", где предписывалось при каждом монастыре и при каждой епископской кафедре открывать школы. Центром этой сети школ была придворная школа в столице Ахене. В столице же сложилось и весьма своеобразное общество - Академия Карла Великого, представлявшая собою одновременно как бы Академию наук, и Министерство просвещения, и дружеский кружок, где читались лекции, велись споры и устраивались пиры. Возглавлял Академию Алкуин про прозвищу Флакк (в честь Горация, около 730 - 804) - 1. Он не выходит за пределы религиозного мировоззрения. Языческая античная культура для него всего лишь средство истолкования и углубления христианской догматики. В письме к трирскому епископу Ригбо он восклицает: "О, если твою душу заполняли бы четыре Евангелия, а не двенадцать книг Энеиды!"

   Алкуин  попытался упорядочить учебный  материал, создав такую схему  обучения: латинский язык - семь свободных  искусств - богословие. Составил учебники по тривиуму.

1 - учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения.В Дворцовой академии Алкуин преподавал тривий и элементы квадривия; в своём труде «Об истинной философии» он восстановил схему семи свободных искусств, проведя следом за Кассиодором параллель между семью искусствами и семью столпами храма Премудрости Соломона. он составил учебники по разным предметам (некоторые в диалогической форме). Большую известность получили «Искусство грамматики» ( Ars grammatica) и «Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком» ( Disputatio regalis et nobilissimi juvenis Pippini cum Albino scholastico).

 

 

Алкуин рассуждает об истории риторики, дает сведения о римском судопроизводстве, неоднократно цитирует Цицерона. Он дает также советы, как правильно говорить, как дышать при произнесении речи и т. п. В учебнике грамматики он использует и аллегорическое объяснение: гласные звуки - это как бы души, а согласные - тела. Идеалом Каролингского Возрождения по форме была античная поэзия, а по содержанию - христианство. «"Вежественные" мужи мечтали о царстве Божьем на земле, объединенном христовой верой и латинским языком, во главе с вселенским императором, избранником Божьим Карлом. Однако в условиях глубочайшего культурного упадка возрождать приходилось элементарную грамотность - язык, стиль, стих, основы семи свободных наук. В этих условиях одинаково полезны и необходимы были и Библия, и Вергилий» - 1 .

   Очень скоро эта ступень  была пройдена, начало ощущаться  противоречие между библейским и вергилианским идеалами. Как писал один из биографов Алкуина, "в юности читал этот муж Господень книги древних философов и лживые россказни Вергилия, но после не хотел их ни сам читать, ни позволять ученикам своим, говоря: "Достаточно с вас божественных поэтов, нет вам нужды пятнать себя сладострастным краснобайством Вергилиевой речи!"". Через десять лет после смерти Алкуина разрыв между светской и духовной культурами стал повсеместным.

   Еще одной фигурой этого периода является Храбан Мавр (784 - 856), аббат Фульды и майнцский архиепископ. Он делил все науки на две части: "божественные" и "человеческие". К первым относится, прежде всего, богословие, а ко вторым - все остальные. Первые необходимы для человека, а вторые - отчасти вредны (мантика, астрология), отчасти полезны (семь благородных наук). Из книг языческих писателей можно усваивать знания, но только потому, что в них есть осколки божественной мудрости.    Точкой наибольшего соприкосновения тогдашней монастырской культуры с народной была школа. Существовали перечисленные далее типы школ:

   1. Монастырские:

    а) внутренние школы для  мальчиков, готовившихся к пострижению  в монахи;

    б) внешние школы для  мальчиков-мирян.

   2. Соборные или кафедральные - при епископских резиденциях:

    а) для подготовки будущих  священнослужителей:

    б) для мирян.  

3. Приходские, которые содержались  священниками.

   Приходские и внешние  монастырские и соборные школы  посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали  чтение, письмо, счет, церковное пение.

   Во внутренних школах  образование было более широкое. Прежде всего, изучался латинский  язык. Санкт-Галленский аббат Соломон  требовал, чтобы 


1 - цит. по Пиков Г. Г. «Из истории европейской культуры» Учебное пособие / Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2002. с. 29

 

младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние - ритмическими стихами, которые сочинялись на слух, а старшие - метрическими стихами, которые сочинялись по книгам. Схема школьной программы была алкуиновской. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Пользовались учебниками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Марциана Капеллы, Доната, их комментировали, на полях выписывали переводы латинских слов (глоссы). Широко использовали античных авторов. Начинающие ученики читали Катона, Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать платоновский диалог "Тимей". К текстам третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Овидий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Из греческого языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии. Знатоков греческого языка было немного. Риторические приемы не использовались, к Цицерону обращались нечасто.

   И все же объем знаний  увеличивался. В каждом монастыре  существовали мастерские по переписке. Рукописи, вывезенные в свое время Карлом Великим из Италии, широко разошлись по Европе, переписывались, выменивались. Сбором книг прославился Гримальд, аббат санкт-галленского монастыря. Именно в этом монастыре впоследствии итальянский гуманист Поджо Браччолини нашел рукописи Лукреция Карра и Квинтиллиана. Герберт, будущий папа Сильвестр II , в X в. призывал читать прежде всего подлинные тексты Аристотеля, а не многочисленные комментарии к нему. Через Испанию и Сицилию проникала в Европу арабская культура. Ученик Храбана Мавра, Серват Луп (805 - 862), занимался не только сбором книг, но и сверкой различных текстов. Его письма напоминают письма итальянских гуманистов. Именно ему принадлежит смелая мысль о том, что "мудрость... заслуживает достижения уже ради ее самой". Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках: Мец - на музыке, Тур - на медицине, Комбре - на математике. Появляются бродячие студенты. Это один из источников вагантства.

   И все же главной заботой  монастырей была не филология, а богословие. Составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию. Это был период расцвета схоластики.   В начале II тысячелетия начинают действовать новые социально-экономические и политические факторы: возникновение феодального типа города, освоение новых земель, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Стали расширятся торговые связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы. Стали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. В X в. начинается укрепление императорской власти, а в XI в. - папской. Вскоре папство вступает в борьбу с империей. Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны.

Рыцарство, жившее за счет эксплуатации крестьян и военной добычи, относилось с презрением ко всем видам труда, в том числе и к умственному. Даже элементарная грамотность не считалась обязательной. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков. Они должны были уметь 1) ездить верхом; 2) плавать; 3) владеть копьем; 4) фехтовать; 5) охотиться; 6) играть в шахматы; 7) слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.   Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

Информация о работе Аврелий Августин и система европейского средневекового образования