Абсолютизм в России во второй половине XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Вторая половина XVIII – начало XIX века стали временем развития сложных и находившихся в противоречии процессов социально-экономического развития России. С одной стороны, в стране уже формировался буржуазный, капиталистический уклад, с другой стороны, старый, феодальный способ производства ещё не исчерпал своих ресурсов. В этих условиях утопические надежды на «восстановление» «патриархальных» отношений между помещиками и крестьянами, на «мудрость» «просвещенного» самодержавия, вера в самобытностный, особенный путь исторического развития России получали все большее распространение в среде дворянской интеллигенции. Верившие в спасительную силу знания и просвещения, желавшие искоренения пороков существующего строя, но органически связанные с ним, дворянские интеллигенты конца XVIII- начала XIX века, за немногими исключениями, объективно оказались на консервативных позициях.

Содержание

Введение
I Глава. Предпосылки и особенности развития абсолютизма в России.
II Глава.. Реформы Петра I в развитии абсолютизма в России
2.1. Статус российского монарха.
2.2. Реформы центральных органов власти и управления.
2.3. Институт фискалов и прокуратуры.
2.4. Коллегии.
2.5. Церковная реформа.
2.6. Реформа местного управления.
2.7. Военная реформа.
2.8. Социальная политика.
2.9. Реформы в области экономики.
2.10.Реформы в области культуры и быта.
III Глава. Абсолютизм в России во второй половине XVIII века
3.1 Социально – экономическое развитие России со второй четверти XVIII века.
3.2. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.
3.3. «Наказ». «Уложенная комиссия» 1767 года.
3.4. Внутренняя политика Екатерины II после Крестьянской войны.
3.5. Внешняя политика.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Россия нужное.docx

— 165.95 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, данный титул  укреплял   положение   Екатерины на российском  престоле, которая пришла к власти в результате переворота.

По данным Ключевского  В.О., Комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением  крестьянского вопроса и законодательства, была распущена и в полном составе  больше не собиралась.

Таким образом Екатерина II получила интересующую её информацию, сумела, в определённой степени, отвлечь  и ввести в заблуждение общественное мнение, выставить себя «просвещенной» монархиней и больше не нуждалась  в «услугах» Комиссии. Под предлогом  начавшейся русско-турецкой войны в  конце 1768 года работа Комиссии была прервана, а о возобновлении её работы в  условиях начавшейся Крестьянской войны  не могло быть и речи.

Отличительной чертой Уложенной  комиссии 1767 года от предыдущих было то, что впервые в работе участвовали  выборные депутаты и впервые проекты  поступали не свыше, а исходили от избирателей.

«Наказ» Екатерины, как и  многие её другие указы свидетельствовали  о её стремлении к реформированию сложившейся системы в государстве. Во многом на неё повлияли идеи Просветителей. Однако при резком изменении внутриполитического  курса страны, Екатерина боялась  потери власти, так как главной  её опорой всё ещё оставалось дворянство, а главной его привилегией  – владение крестьянами и землёй. Попытка Екатерины создать третье сословие ни к чему не привила. В  то же время императрица пыталась усилить своё государство путём  централизации и крепостного  права. Считается, что камнем преткновения «Наказа» Екатерины II, стал вопрос о  крепостном праве, которое императрица  считала «экономически невыгодным и негуманным». Однако, то что ближайшее  окружение не разделяло идей императрицы, говорит о реакционности и  отсталости взглядов общества того времени. А так как Екатерина не могла  пойти кардинально против желания  своих подданных, не боясь потерять власть (например, путём переворота), то и дальнейшие её действия не были столь эффективны, как она о  том мечтала, и многие её указы  прямо противоречили взглядам, которые  она декламировала.

С роспуском Уложенной  комиссии закончился первый этап екатерининских реформ, характерной особенностью которого было стремление императрицы осуществить  преобразования, учитывая желания различных  социальных групп, однако стало понятно, что широкие массы настроены  консервативно и поэтому радикальные  реформы невозможны. Но этот этап реформ дал Екатерине реальную картину  общественных взглядов и возможность  разрабатывать новую тактику  дальнейших преобразований с учётом этих взглядов.

3.4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА  ЕКАТЕРИНЫ II ПОСЛЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ  ВОЙНЫ.

Первая половина 70-х годов  – это наиболее тревожное время  в период царствования Екатерины: сперва «чумной» бунт в Москве 1771 года, а  затем Пугачёвское восстание 1773-1775 годов, которое было самым сильным  социальным потрясением за всю историю XVIII века. От подобных, предшествующих восстаний, его отличает массовость, большая организованность и чётко  выраженные цели.

Крестьянская война, напугавшая крепостников и императрицу и  обнажившая недостатки в военной  и административной организации  государственной власти, привела  к ряду реформ внутри страны. возникла необходимость усилить диктатуру  дворянства в центре и на местах, передав в их руки весь администротивно-полицейский  аппарат местного управления.

В 1775 году правительство приступило к ликвидации самоуправления и перестройки  казацких округов, являвшихся зачастую центрами зарождения народных движений, средоточием постоянного притока  недовольных, бунтарски настроенных  беглых крестьян. Ограничение вольностей Войска Донского, разгром и переселение  Запорожской Сечи, репрессии, обрушившиеся на яицких казаков, переименованных  в уральских, должны были ликвидировать  почву для возникновения волнений.

В ноябре 1775 года в целях  укрепления дворянско-крепостнических  органов власти на всей территории России, создания стройной системы  раздельно функционирующих органов  управления было издано «Учреждение  для управления губерниями Российской империи». Этим законодательным актом  было введено двухстепенное деление  России на губернии и уезды, что обеспечивало единообразную систему в управлении.(Приложение Е). Страна была разделена на 50 губерний, вместо прежних 20. В основу деления  был положен чисто количественный критерий – численность населения. Население губернии составляло от 300 до 400 тысяч человек. В свою очередь  губернии подразделялись на уезды с  населением 20 – 30 тысяч человек. Деление  на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учёта географических, национальных и экономических признаков.

Административно-полицейская  власть принадлежала в губерниях  губернатору, назначаемому и смещаемому императором. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Во главе  уезда стоял капитан-исправник, выбираемый из местного дворянства; в городах  – городничий.

Все финансовые дела передавались Казённой палате. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного  призрения. Судебная система была строго сословной, поскольку для всех сословий создавались свои двухстепенные  судебные органы.

Для дворян в каждом уезде  создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три гола. Апелляционной инстанцией для уездных  судов стал верхний земской суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью  уездных судов. Верхний земский  суд состоял из назначенных императором  председателя и вице-председателя и  избранных на три года дворянством  десяти заседателей.

Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три  года.

Государственные крестьяне  судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские  дела рассматривали назначаемые  властями чиновники.

В губерниях учреждались  совестные суды, состоявшие из сословных  представителей (председателя и двух заседателей).

Апелляционный и ревизионной  инстанцией в губерниях стали  судебные палаты (по гражданским и  уголовным делам). Сенат оставался  высшим судебным органом для судов  всей системы.

Реформа 1775 года сделала попытку  отделить суд от администрации. Попытка  не удалась: губернаторы имели право  приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казне и лишение чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов  назначались правительством.

С 1779 года начинается работа над проектом «Устава о благочинии», которая была завершена в 1781 году. В 1782 году Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи. Устав  регламентировал структуру полицейских  органов. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который  входили полицмейстер, обер-комендант  или городничий, приставы гражданских  и уголовных дел, выборные от граждан  ратманы-советники.    

Усиление государственного аппарата должно было гарантировать  самодержавие от повторения событий 1773-1775 годов. Не утихающие народные волнения XVIII века не могли разгореться до масштабов крестьянской войны и  обычно ограничивались рамками нескольких уездов, встречая яростный отпор всегда готового к их подавлению дворянско-крепостнического государства.

В 80-х годах XVIII века административные и судебные учреждения были введены  на территорию Украины, Эстонии, Латвии, Башкирии. Ликвидация местных особенностей политического устройства уменьшала  изолированность этих районов от прочих областей России и в то же время увеличивала зависимость  новых учреждений от центральной  власти. С другой стороны, эта мера создавала более благоприятные  условия для проникновения русского дворянства в Прибалтику и особенно на Украину.

Политику укрепления позиций  дворянства увенчала жалованная Екатериной в 1785 году «Грамота на право вольности  и преимущества благородного российского  дворянства». В ней были не только повторены все личные права дворян (освобождение от податей, телесные наказания  и так далее), закреплены политические и экономические привилегии (исключительное право владеть землёй и крепостными, освобождение от государственной службы), но и предоставлены новые. Класс  крепостников получил корпоративное  устройство, право избирать уездных  и губернских предводителей дворянства, представлявших интересы дворянского общества перед губернатором и даже перед императрицей.

Расширение привилегий дворянства имело своим следствием дальнейшее разорение народных масс, усиление помещичьего произвола и насилия. Один из современников отмечал, что  «правосудие безнаказанно продавалось  за деньги: около 20 олигархов разделили  между собой Россию под покровительством фаворита: они или сами грабили  государственные доходы, или предоставляли  грабить другим и оспаривали друг у друга добычу, захваченную у  несчастных»13 

В том же 1785 году была опубликована жалованная грамота городам, полное название «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». «Грамота»  закрепляла сословную структуру  населения города, делила население  на 6 сословных разрядов. Первый разряд «настоящих городовых обывателей»  составляли все те, кто имел в  городе недвижимое имущество, даже если они были дворянами, чиновниками  или духовными лицами. Во второй разряд входили гильдейские купцы, в третий – цеховые ремесленники, в четвёртый – иногородние  и иностранцы, в пятый – именитые граждане, то есть крупнейшие купцы  с капиталом, превышавшим 50 тысяч  рублей. К именитым гражданам принадлежали также учёные, художники, «музыкосочинители». Наконец, в 6 разряд входила остальная  масса городского населения, которая  кормилась «промыслом, рукоделием или  работою».

Несмотря на то, что реформа  не охватила всего городского населения, она всё же расширила состав горожан, включив в их состав не только лиц, тянувших городское тягло, но и представителей свободных профессий, а также  землевладельцев, живших в городе. В  этом отношении, реформа, отражала процесс  обуржуазывания части дворянства, вовлечения землевладельцев в торгово-промышленную деятельность.

Жалованная грамота вводила  сложную систему органов городского самоуправления: собрание градского  общества, общую градскую думу и  шести гласную думу. Для участия  в собрании градского общества был  установлен высокий имущественный  ценз. Не только лица, принадлежавшие к  шестому разряду, но и цеховые  ремесленники не получали права участвовать  в созывавшихся один раз в три  года собраниях градского общества, на которых избирались городской  голова и прочие административно-судебные власти городского самоуправления. Таким  образом, основные выборные посты находились в руках богатой верхушки купечества.

Общая градская дума состояла из выборных представителей и свои полномочия получала не от собрания градского  общества, а от граждан всех 6 разрядов. Её исполнительным органом была шестигласная дума, в которую входили городской  голова и 6 гласных – по 1 от каждого  из шести разрядов. Шестигласная дума должна была ведать городским хозяйством города, его благоустройством. Однако на деле права органов городского самоуправления были ограниченными, их деятельность находилась в полной зависимости  от губернаторов и городничих.

Жалованная грамота городам  в гораздо меньшей степени  отразила чаяния горожан, нежели такая  же грамота дворянству отразила интересы дворянства. Ряд требований, высказанных  купечеством в Уложенной комиссии 1767 года остался не выполненным, в  частности требования ограничить право  дворян заниматься торговлей и промышленностью. Тем не менее городская реформа  повысила роль купечества в системе  абсолютистского государства.

3.5. ВНЕШЯЯ  ПОЛИТИКА  ЕКАТЕРИНЫ II.

В 70-80-х годах благоприятная  международная обстановка позволила  России активизировать свою внешнюю  политику. Внешняя политика России во второй половине XVIII века была теснейшим  образом связана с внутренней и отражала происходящие социально-экономические  изменения. Она выражала интересы дворянства, стремившегося к расширению землевладения  и усилению феодальной эксплуатации, укреплению международного влияния  России. В то же время самодержавие уже не могло не учитывать интересы купечества, которое было заинтересовано в удобных морских путях для  торговли и в расширении рынков сбыта.

Россия не имела выхода к южным морям. Поэтому центр  внешней политики России переместился на владения в Причерноморье. Потребности  развивающейся промышленности и  торговли диктовали необходимость  борьбы за новые морские побережья  и торговые пути. Русское дворянство прельщали богатейшие земли юга, рассматриваемые правительством как  резерв для пожалований.

Русско – турецкая война 1768-1774 годов была начата Турцией  и велась в основном на территории дунайских княжеств, а также в  Крыму и Закавказье, куда по просьбе  Грузии вступили русские войска. Русские  армии под руководством Н.И.Панина разбили турок у реки Ларги  и на реке Кагул (1770г.) и овладели Молдавией и Валахией. Турецкий флот в том же году был сожжён в Чесменской бухте. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года Россия получила территорию между  Днепром и Южным Бугом, Азовское побережье и Керченский пролив с  городами Керчь и Еникале. Крупнейшим достижением было признание Турцией  независимости Крыма. Окрепли русские  позиции на Кавказе: в 1783 году по Георгиевскому  трактату царь Картли и Кахетии Ираклий II вступил под покровительство  России, вассалом России стал и владетель  Северного Дагестана. После укрепления позиций русского самодержавия в  Крыму, в 1783 году был подписан манифест о присоединении Крымского ханства  вместе с его таманскими и кубанскими владениями к России. Это событие  послужило причиной начала новой (второй) войны с Турцией (1787-1791г.г.). результатом  этой войны заключение Ясского мира, по которому к России отошли земли  между Южным Бугом и Днестром и были признаны все её остальные  приобретения.

Информация о работе Абсолютизм в России во второй половине XVIII века