Абсолютизм в России во второй половине XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Вторая половина XVIII – начало XIX века стали временем развития сложных и находившихся в противоречии процессов социально-экономического развития России. С одной стороны, в стране уже формировался буржуазный, капиталистический уклад, с другой стороны, старый, феодальный способ производства ещё не исчерпал своих ресурсов. В этих условиях утопические надежды на «восстановление» «патриархальных» отношений между помещиками и крестьянами, на «мудрость» «просвещенного» самодержавия, вера в самобытностный, особенный путь исторического развития России получали все большее распространение в среде дворянской интеллигенции. Верившие в спасительную силу знания и просвещения, желавшие искоренения пороков существующего строя, но органически связанные с ним, дворянские интеллигенты конца XVIII- начала XIX века, за немногими исключениями, объективно оказались на консервативных позициях.

Содержание

Введение
I Глава. Предпосылки и особенности развития абсолютизма в России.
II Глава.. Реформы Петра I в развитии абсолютизма в России
2.1. Статус российского монарха.
2.2. Реформы центральных органов власти и управления.
2.3. Институт фискалов и прокуратуры.
2.4. Коллегии.
2.5. Церковная реформа.
2.6. Реформа местного управления.
2.7. Военная реформа.
2.8. Социальная политика.
2.9. Реформы в области экономики.
2.10.Реформы в области культуры и быта.
III Глава. Абсолютизм в России во второй половине XVIII века
3.1 Социально – экономическое развитие России со второй четверти XVIII века.
3.2. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.
3.3. «Наказ». «Уложенная комиссия» 1767 года.
3.4. Внутренняя политика Екатерины II после Крестьянской войны.
3.5. Внешняя политика.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Россия нужное.docx

— 165.95 Кб (Скачать файл)

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.

Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по "важным и спорным" делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия образованная в 1721г.: разрешела земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на "неправые решения" по поместным и вотчиным делам.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея). Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

2.5. ЦЕРКОВНАЯ  РЕФОРМА

Важную роль в  развитии абсолютизма играла церковная реформа. Вместе с реформой центральных правительственных органов было изменено управление церковью. В 1700 году умер патриарх Андриан и Пётр І запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». 8В 1721 году была учреждена «духовная коллегия» или Синод, который стал главным центральным учреждением по церковным вопросам, подчинявшийся Сенату. Была упразднена должность патриарха, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода. Члены Синода, так же как и прочих коллегий, назначались царём.

Церковная  реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье- бюрократического аппарата абсолютного государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви, значительная часть доходов от монастырских владений поступала с этого времени в общегосударственную казну. Эти действия Петра І вызывали негодование церковной иерархии и черного духовенства, и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Пётр осуществил церковную  реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение  патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени  «княжескую» систему церковной  власти. Объявив себя, фактически, главой церкви, Пётр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал  институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под  страхом крупных штрафов, были обязаны  посещать церковь и каяться на исповеди священнику  в своих грехах. Священник, также, согласно закону, был обязан доносить властям обо всём противозаконном, ставшим известным на исповеди.

Церковная реформа завершила  процесс подчинения церкви светской власти, начавшийся ещё в XVII веке. Превращение  церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным  орудием власти.

2.6. РЕФОРМА  МЕСТНОГО  УПРАВЛЕНИЯ.

Реформа местного управления проводилась с целью укрепления власти дворянства путём создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Старое дробное деление страны на уезды, подчинённые непосредственно  приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей страны. Указом от 18 декабря 1708 года вводится новое административно- территориальное  деление, по которому необходимо « для  всенародной пользы учинить» 8 губерний: Московскую, Инчерманландскую, Киевскую, Казанскую, Архангельскую, Азовскую, Смоленскую, Сибирскую.9 Впоследствии число губерний было доведено до десяти.(Приложение Б). Прежние уезды были распределены по губерниям, и воеводы, стоявшие во главе уезда, подчинялись губернаторам. Затем уезды были ликвидированы и вместо них губернии делились на «доли». Территория каждой доли должна была включать немногим больше 5500 крестьянских дворов. «Долей» управлял чиновник, названный ландратом и подчинённый губернатору. Губернатор обладал широкими военными, финансовыми и  полицейскими полномочиями. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых, зачастую, противоречили друг другу.

Вторая областная реформа (1719год) основной единицей административного  управления  сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Число провинций равнялось 50. Каждая  из провинций, в свою очередь, делилась на «дистрикты». В дистрикте было от 1500 до 2000 дворов крестьянского населения.

Провинции и дистрикты  явились новым, более правильным делением страны. Губернии, однако, не вполне утратили своё значение, в прежнем  губернском городе продолжал оставаться губернатор; он управлял непосредственно  ближайшей провинцией, но в военных  и в судебных делах губернатору  подчинялись и другие провинциальные воеводы. Прежние губернии оставались, таким образом, в качестве военных  и судебных округов.

Каждой провинцией управлял воевода, важнейшей задачей которого был сбор податей и понуждение населения провинции к выполнению рекрутской и других государственных  повинностей. Дистриктом управлял земской  комиссар, ведавший сбором налогов, он же в качестве полицейского чиновника  должен был бороться с нарушениями  законов.

Чиновники губернских и провинциальных учреждений назначались из дворян.

Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавия, явилась в тоже время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении, Пётр намеривался  решать все  государственные вопросы. Реформа привела к сосредоточению всех финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов – представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвлённой иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ – уезд» удвоилась: «приказ – губерния – провинция – уезд».

Все эти меры свидетельствовали  о создании в России единой административно-бюрократической  системы управления – непременного атрибута абсолютистского  государства, решающую роль в котором играл монарх, опирающийся на дворянство.    

 

2.7.  ВОЕННАЯ  РЕФОРМА.

Все реформы Петра, экономические, финансовые, административные, судебные, помимо общего, стратегического замысла  – перестройка жизни государства  на новых началах, приближение России к общеевропейскому уровню, в значительной степени имели своей целью  реорганизацию вооруженных сил, создание регулярной армии, заведение  собственного флота – оплота абсолютизма. Для этого нужны были новые  люди – солдаты и матросы, офицеры  и генералы, адмиралы и , наконец, деньги.

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным  и самым тяжелым делом как  для него самого, так и для народа. Она имела очень важное значение для истории России: это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества  дальнейший ход событий.

Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721 год). Комплекс решительных  мер Петра дал свои плоды. Указ 1699 года «О приёме в службу в солдаты  из всяких вольных людей» положил  начало  наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 года по 1705 год. Указ от 20 февраля 1705 года завершил складывание рекрутской системы, в стране введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу – с 20 крестьянских дворов один рекрут. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты – из крестьян и иного податного населения. Всего за период с 1699 года по 1725 год было проведено 53 набора, которые составили 210500 человек, а вместе с нерегулярными казацкими войсками – 318500 человек.10 Вновь созданная  русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях. Рекрутская система дала возможность иметь большую армию с единообразным вооружением и обмундированием, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы. Одновременно с проведением военной реформы для обучения солдат и офицеров был подготовлен ряд правил, инструкций, законов : « Устав воинский», «Упреждение в бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи», «Краткое обыкновенное учение», «Краткий Артикул» Меньшикова и другие.

Для обучения офицеров Пётр основал военные школы – в 1698-1699 годах бомбардирскую в Преображенском полку, в начале нового столетия –  математическую, навигацкую (морскую), артиллерийские, инженерные, хирургическую, для изучения иностранных языков, в начале 20-х годов – 50 гарнизонных, для подготовки унтер-офицеров. Молодых  дворян, будущих офицеров, Пётр посылал  в Голландию, Италию, Францию и  другие страны Европы. Постепенно создавались  свои офицерские кадры, и от услуг  иноземцев Пётр с начала 20-х годов  отказался совсем.

Выход к Азовскому и  Балтийским морям позволил приступить к созданию военно-морского флота. Пётр одновременно создавал флот на юге  и на севере страны. Как и для  армии, во флот набирали рекрутов, обучали  для него офицеров, составляли инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция  и артикулы военные Российскому  флоту», «Устав Морской», «Регламент адмиралтейский».

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и  Швецией. С помощью российского  флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало её  морской державой. Вместе с тем армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского  государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Военная реформа Петра  осталась бы специальным фактом военной  истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий. Она требовала  средств для содержания преобразованных  и дорогих вооруженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повинность на не служилые касты,  сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска, приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами своих господ, а также рядовыми, какими начинали службу сами дворяне.

 

2.8. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА.

В области социальной политики петровское законодательство следовало, в принципе, той общей тенденции, которая наметилась в XVII веке. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное  Уложением 1649 года, в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует  введение новой системы учета  и налогообложения, проведённое  с целью повысить эффективность  контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого  индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения  – подушную подать. Налоги стали  собираться теперь не со двора, а с  ревизионной души.* В 1718 –1724 годах была проведена перепись всего податного населения, причем, все внесенные в списки должны были платить определенную подушную подать в год. Введение подушной подати  привело к нескольким важным последствиям: закреплению существующих социальных структур, усилению власти помещиков над крестьянами и , кроме того, распространению налогового бремени на новые группы населения.

Если Уложение 1649 года оформило крепостное право для основной массы  сельского населения, то податная реформа  распространила крепостную зависимость  на слои населения, которые были либо свободные (гулящие люди), либо имели  возможность обрести свободу  после смерти господина (холопы). И  те, и другие навечно становились  крепостными.

Результаты переписи, проведенной  Петром, дают представления о численности  населения России – оно составляло 15,5 млн. человек, из них 5,4 млн. были мужчины, с который взималась подать.11

Другой крупнейшей инициативой  в области государственного регулирования  социальных отношений явилась попытка  Петра I стабилизировать правящий класс  экономически и политически. В этом отношении важную роль играл Указ  о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 года, известный как указ о  майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы  их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно ёго встретило. Указ о майорате, несмотря на неоднократные напоминания и угрозы, так и не был проведён в жизнь, а в последующие царствования был отменён.

В то же время он имел важное значение, так как с этого момента  дворянское поместье уравнивалось в  правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало – поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ ознаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С  этого времени светских феодалов стали называть дворянами.

Важное значение для дворянства имел «Табель о рангах» 1722 года, определявший порядок прохождения службы.(Приложение С). «Табель о рангах»    на первое место ставил не происхождение, а служебную годность дворянина, его личные способности. «Табель о рангах» открывал доступ неродовому дворянству к высшим чинам, содействовал выявлению его более способных представителей для использования на военной и гражданской службе. По словам Петра, чины должны жаловаться тем, кто служит, «а не нахалам и тунеядцам», кичащимся своей знатностью. В 1722 году «Табель о рангах» окончательно стер все различия между сословиями, введя новые 14 рангов иерархии  в  военных и гражданских ведомствах страны и отменив все старые чины.  «Табель о рангах» способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц  из разных слоёв населения.

 

2.9.  РЕФОРМЫ  В ОБЛАСТИ  ЭКОНОМИКИ.

Информация о работе Абсолютизм в России во второй половине XVIII века