Философия Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

В критической литературе, посвященной творчеству В.С. Соловьёва, довольно часто высказывается мнение, что именно с его работ понятие всеединства становится достоянием философской мысли. Так, в популярном справочном издании сообщается, что «понятие всеединства как высшего онтологического принципа впервые выдвигается В.С. Соловьёвым» .

Вложенные файлы: 1 файл

все остальное.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

      Некоторые  исследователи считают, что к  концу жизни Соловьева постигло  жестокое разочарование в мессианском  предназначении России и во  всемирной теократии и что  реакцией на это разочарование  стало предсмертное сочинение  философа «Три разговора» с  включенной в него «Повестью  об антихристе». Так Е. Н. Трубецкой  утверждает, что в мучительных  сомнениях Соловьев приходит  к пониманию страшной истины  о том, что вселенское зло в  борьбе с добром принимает  обличие добра и тем самым  прельщает неискушенных. Антихрист, в заключающей «Три разговора»  повести предстал в образе  исключительной гениальности, красоты  и благородства, с высочайшими  проявлениями бескорыстия и деятельной  благотворительности. Противопоставляя  себя Христу, он заявляет: «Христос  принес меч, я принесу мир. Он  грозил земле страшным судом, но ведь последним судьей буду  я, и суд мой будет не судом  правды только, а судом милости».

      Действия  антихриста, по меткому замечанию  Е. Трубецкого, во многом пародируют  прежние идеи автора повести. Антихрист создает теократию, о  которой мечтал Соловьев, но без  Христа, без любви, основанную на  подавлении в человеке свободной воли к добру и искушении его лестью. Ситуация действительно представляется парадоксальной. Разъясняя смысл этого парадокса, Е. Трубецкой говорит, что Соловьев в «Трех разговорах» осознал ложность идеи теократии и отрекся от нее. Доказательству этого утверждения он посвятил свою статью «Крушение теократии в творениях Соловьева».

      Думается, что одно произведение оказавшееся  последним, еще не дает повода  говорить о полном отказе Соловьева  практически от всего, продуманного  и написанного. И представляется  более убедительной в оценке  этого вопроса позиция А.Ф. Лосева. Он, с одной стороны, подобно Е. Трубецкому, считает, что «обожествление»  государства является одной из  самых существенных идей Соловьева. Но в то же время он оспаривает  его оценку теократических идей  Соловьева и пишет: «Никак невозможно  сказать, что он отходит от  своих теократических идей окончательно. Его разочарование относится  скорее к возможности немедленного  и самого глубокого осуществления  теократического идеала. Сам этот  идеал, безусловно, остается у него  нетронутым».

      Таким образом, под крушением теократии Соловьева, видимо, следует понимать ее историческую  невоплощенность. Причем рискованность теократического проекта ощущалась Соловьевым не только в последние годы жизни. Именно поэтому в его логике рассмотрения теократия обязательно присутствует горизонт «морального обязательства» или долга. Судьба России зависит от воплощения иконописного лика Софии в форме теократии. Из-за невыполнения этого долга сокрушена может быть сама Россия: в мире моральной необходимости невыполнение замысла Бога о народе карается смертью.

      В своих  размышлениях о «русской идее»  он обобщает весь опыт русской  мысли XIXв. В результате его синтезирующих усилий Россия уже оказывается не в финале подлинной истории, а в ее начале. С нее, с ее теократического преображения может быть начато преодоление розни мира, враждебного противостояния христианских конфессий, да и Востока и Запада как таковых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Идеи Владимира Соловьева поражают безоглядной верой в прогресс, в науку, в богоизбранность русского народа наряду с глубоким ощущением нарастающей опасности гибели и уничтожения. Соловьев призывает человечество опомниться и остановиться, протянуть друг другу руки в понимании своего глубокого бытийного единства.

В целом философская система Соловьева оказала значительное влияние на русскую религиозную философию и во многом сохраняет актуальность в наше время. Идея всеединства – органического соединения максимально развитого личностного начала со всеобщим, осмысление реальности в единстве бытия и сознания – обретают глубокий смысл в современную эпоху глобальных проблем и разнообразных социальных раздоров, когда нельзя забывать о необходимости сохранения человека, природы, культуры. В.С. Соловьев утверждал созидательное начало в человеке, но предупреждал об опасности торжества сил зла и разрушения. Взывать к единству, к преодолению распада очень важно в эпоху, когда судьбоносным и столь желанным является гражданский мир и согласие, предотвращение экологической катастрофы и термоядерной войны. Признание добра высшим критерием социальной оценки – один из реальных путей к глобальному гуманизму.

Может быть, есть смыл поискать ответы на самые злободневные вопросы, стоящие пред сегодняшней Россией в работах великих соотечественников? Великие идеи потому и велики, что они вечные. Идея национального возрождения на основе глубоко воспринятой идеи ценности других культур и народов, поиск таких способов объединения, которые не предполагали унижения, подавления, порабощения одного народа другим, постепенное, медленное, естественное движение к всеобщему единству - такой путь обозначил Владимир Соловьев для России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия Соловьева