Учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:29, реферат

Краткое описание

Принципы, по которым соотечественники Конфуция строили свою жизнь вплоть до столкновения с Западной цивилизацией в середине XIX века, разительно отличаются от принципов жизни современного Китая. Почему же воплощение в жизнь философских категорий известного мудреца стало возможным в Поднебесной VI века до нашей эры? Каким был Китай во времена Конфуция?

Содержание

1. Введение……………………………………………………….3—4
2. Конфуций……………………………………………………..5—23
2.1. Жизнь Конфуция………………………………………………..5—9
2.2. Учение Конфуция……………………………………………...10—14
2.3. Школа Конфуция……………………………………………….15—21
2.4. Культ Конфуция. Конфуцианство…………………………….22—23
Заключение………………………………………………………….24—25
Список литературы…………………………………………………26—27

Вложенные файлы: 1 файл

Гот.Реферат Конфуций.docx

— 83.22 Кб (Скачать файл)

Признавая за каждым право  учиться, Конфуций не брал в ученики  всех подряд. Он предъявлял необычайно высокие, неслыханные в его времена требования к тем, кто приходил к нему за наукой. Он повторял, что считает годным к обучению только тех, кто «изо всех сил» стремится постичь Путь, понимают необходимость учиться и притом умеют думать сами. Он отказывался тратить время и силы на «круглых дураков».

Учитель говорил: «Давай наставления  только тому, кто ищет знаний, обнаружив  свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет высказывать  свои заветные думы. Обучай только тех, кто способен, узнав один угол квадрата, додуматься до трех остальных» [35].

Кун Цю не любил тех, кто учился ради собственной выгоды: чинов, богатства, славы. Он признавал со свойственным ему здравомыслием, что в мире «трудно найти человека, который мог бы отдать учению три года жизни, не позволяя мечтам о наградах овладеть собой» [8]. Он отказывался говорить с теми, кто, вступив на стезю учения, стыдится своей бедности.

Кун Цю предоставлял ученикам самим делать черновую работу: читать и учить наизусть книги, размышлять, упражняться в искусствах. Он видел свою задачу в том, чтобы заставить ученика ощутить ограниченность своих познаний, открыв новую перспективу его размышлениям. Он заботился первым делом о возмужании человека. Ему не было нужды требовать от учеников личной преданности. Он добивался преданности учеников их общей цели, перед которой все «ищущие Путь» и даже сам Учитель равны. Поэтому и долг Учителя – быть столь же уважительным и преданным ученикам, насколько почтительны и преданы ему ученики.

Кун Цю первым стал учить других самым трудным, но и самым благородным способом – собственной жизнью: «Расширять познания, не хвастаясь перед другими, прилежно учиться, не чувствуя усталости, наставлять других, не зная разочарований, – это дается мне без труда».

В свои тридцать лет молодой  Кун Цю не имел возможности показать себя. Совсем молоды были его ученики. Но огромная известность Кун Цю и столь же великая любовь к нему учеников уже предрекали ему великое будущее. Стараниями его поклонников имя Кун Цю сменилось прозвищем почетным Кун Фу-цзы, что означает Почтенный Учитель Кун. А много веков спустя первые европейцы, узнавшие об Учителе Куне, окрестили его на латинский манер Конфуцием. В таком виде его имя и стало известным в Европе.

Став уважаемым Учителем, Кун Цю не изменил привычкам своих молодых лет. По-прежнему в его школе нет ни строгого распорядка, ни установленной программы обучения. Ученики Конфуция живут по «свободному расписанию»: пока один читает книги, другой упражняется в стрельбе из лука, третьи – музицируют и т.д. Учитель дает каждому ученику говорить и действовать без принуждения, быть таким, каков он есть, сполна проявить себя. Чтобы правильно наставлять своих воспитанников, он должен знать их душу. Его не слишком беспокоят вопросами: обратиться за напутствием к Учителю – большая ответственность, и на это надо решиться.

Учитель говорил: «Не поговорить с человеком, который достоин  разговора, значит, потерять человека. А говорить с человеком, который  разговора не достоин, значит, терять слова. Мудрый не теряет ни слов, ни людей» [11]. Настоящий Учитель – это тот, кто помогает нам понять, что великие свершения начинаются с малых дел.

Конфуций говорил: «Попробуйте стать хотя бы немного лучше, добрее, и вы увидите, что уже не в состоянии будете совершить дурной поступок».

Учительствующий Конфуций никогда  не навязывает своего мнения ученикам. Он воздействует на учеников не окриком и приказом, а показывая и подсказывая, что им надо делать. Он всегда оставляет им шанс: известен лишь единственный случай, когда Учитель Кун публично дал отставку ученику, но тот навсегда сохранил преданность бывшему наставнику. Сами ученики находили, что их Учитель, если и лишен чего-нибудь, то лишь четырех вещей: «предубеждения, упрямства, узости взгляда и самонадеянности». Учительствуя, Конфуций не перестает быть учащимся.

Несомненно, Конфуций считал своим долгом быть откровенным с  учениками и говорить им всю правду, как бы горька она ни была. «Хорошее лекарство горько на вкус, но полезно  для здоровья», – гласит одно из его изречений [12].

Прообраз подлинно гармоничной  жизни Конфуций находил в музыке, непременной спутнице торжественных  обрядов и церемоний. Если, по словам Учителя, песни вдохновляют человека на совершенствование, а ритуалы  служат опорой его возвышенным устремлениям, то музыка «приводит к завершению»  нравственное подвижничество. Лаская слух, изысканная музыка заставляет «забыть  о вкусе пищи». Выражая Космический  ритм бытия, она «взращивает все  живое» и является делом огромной политической важности: каждая династия в Китае устанавливала свою систему  музыкальных ладов. Музыка воплощает непостижимое единство внутреннего и внешнего: она говорит языком чистой выразительницы, обращается к сердцу человека, имеет отвлеченный, даже с математической точностью описываемый образ… Конфуций ценит красоту в музыке, но требует, чтобы музыка способствовала улучшению нравов.

До Конфуция учеба была только подготовкой к государственной  службе и распространялась лишь на узкий слой родовой знати. В школе  Конфуция учение стало делом личного  совершенствования, и воспитывались  в ней не просто хорошо обученные  служащие, а люди духовной элиты, люди-характеры, которые могли бы изменить общественную мораль. Предъявляя к человеку высокие  нравственные требования, настаивая  на строгом соблюдении правил этикета, Конфуций и его ученики противопоставляли  себя окружавшему их укладу – той  жизни, в которой торжествовали  цинизм, лицемерие, скрытое и явное  насилие.

Не пытался Конфуций и превратить свою школу в замкнутую общину, которая могла бы стать первым ростком будущей благочестивой жизни (попытки такого рода предпринимались позднее некоторыми древнекитайскими философами). Он был убежден, что истинно праведный человек должен жить, как все живут, жить по обычаю и искать в жизни лишь морального удовлетворения. Одним словом, в наследии Учителя Куна мы встречаемся с особым, глубоко оригинальным взглядом на человека, согласно которому высшим оправданием человеческого существования является сама человеческая культура. У этого мировоззрения есть своя логика и своя целостность, и она откликается по-своему не менее глубоким потребностям человека, чем те, которые породили религии Запада.

 

    1. Культ Конфуция. Конфуцианство

Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полуреальной, полумифической «древности» (гу), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали – разные проявления единого «Пути» (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот «Путь» поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале – чиновниками), чье наименование – «жу» стало обозначением конфуцианцев.

Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» [11, Лунь юй, 11.11]. Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т.е. просто как «ученые», «образованные»).

Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 году предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция.

В начале ХХ века род Конфуция насчитывал 20–30 тысяч членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.

По содержанию своему конфуцианский  культ представляет собой простое  узаконение традиционных, сложившихся  в Китае с древности, семейно-родовых  обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что  не излагает никакого нового учения, а  требует только строгого соблюдения древних законов и установлений.

Книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») особо почитаемая книгой конфуцианства.

Хотя конфуцианство часто  называют религией, в нём нет института  церкви, и оно уделяет мало значения теологическим проблемам. Идеалом  конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором  всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено  на идее преданности (чжун) – лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, великий китайский философ Конфуций был первым человеком, который развил систему убеждений, синтезировавшую основные представлений китайского народа. Его философия, основанная на личной морали и на концепции власти правителя, который служит своему народу и правит посредством своего морального примера, подпитывала китайскую жизнь и китайскую культуру на протяжении более чем двух тысяч лет и оказала существенное влияние на значительную часть населения Земли.

Часто Конфуцию приписывается роль основателя религии, но такая характеристика ошибочна. Он очень редко ссылался на Бога, он отказывался обсуждать  загробную жизнь и избегал  всех форм метафизических спекуляций. Он был светским философом, которого интересовали проблемы личной и политической морали, проблемы поведения.

Согласно Конфуцию, существуют две  самых главных добродетели —  «жэнь» и «ли», и благородный человек руководствуется ими в своем поведении. «Жэнь» иногда переводят как «любовь», но уместнее было бы другое определение – «доброжелательное отношение к ближнему». «Ли» определяется комбинацией этических норм хороших манер, церемоний, обычаев, этикета и правил хорошего поведения. Культ предков – основная китайская религия, существовавшая еще до Конфуция, была усилена им строгим акцентом на семейной верности и уважении по отношению к родителям.

Конфуций проповедовал также уважение и покорность женщин по отношению  к своим мужьям и подданных  по отношению к своим правителям. Однако китайский мудрец не одобрял  тирании. Он полагал, что государство  существует во благо людей, а не наоборот, и он не переставал повторять, что  правитель должен управлять главным  образом посредством морального примера, а не при помощи силы.

Еще один из его принципов представлял  собой слабый вариант Золотого правила  «Чего не желаешь себе, не делай  другим». Основное кредо Конфуция носило ярко выраженный консервативный характер. Он верил, что в прошлом существовал  Золотой век, и побуждал как правителей, так и народ вернуться к  старым добрым моральным стандартам. Но конфуцианский идеал правления посредством морального примера не был распространенной практикой в старые времена, и Конфуций в силу этой причины оказался куда более передовым реформатором, чем он сам того ожидал.

Конфуций жил во время правления  династии Чжоу, в период усиленного интеллектуального брожения в Китае. Современные правители не приняли  его программы, но после смерти философа его идеи получили широкое распространение  в стране.

В настоящее время роль конфуцианства  в Китае весьма незначительна. Китайские  коммунисты в своем стремлении порвать  с прошлым предпринимают яростные атаки на Конфуция и его доктрины.

Таким образом, учение Конфуция было мирское. Он имел веру в человека, созданного для общества, но не интересовался  следовать за ним за пределы земного  или предписывать ему мотивы действий, вытекающие из ожидания будущей жизни. Добро и зло будут иметь  воздаяние в естественных последствиях поведения, если не в лице самого действующего лица, то в лице его потомков. Если и существовали небесные радости  для вознаграждения добродетели  или ужасы возмездия для наказания  порока, то мудрец не думал ни о том, ни о другом.

Без сомнения, нравственная сторона  его учения, вытекающая из его взгляда  на человеческую природу, была тем, что  привлекали к нему его учеников и  до сих пор еще приковывает  к его учению лучшую часть китайского населения; и консерватизм его наставлений, всего ярче проявившийся в сочинении "Весна и Осень", есть главная  причина, почему все царствующие  династии с радостью оказывали ему  поклонение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Афоризмы Старого Китая. Афоризмы Конфуция // перевод с китайского Малявина В.В. М., 1991
  2. Васильев В.А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 132–146
  3. Великие мыслители Востока. М., 1998
  4. Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1973
  5. Духовная культура Китая / гл. ред. М.Л. Титаренко. М. 2006. Т. 6: Искусство
  6. Жизнь и Учение Конфуция // сост. Буланже П.А. С-Пб., 2010
  7. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
  8. Клепиков В.З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая. Педагогика, 2001, № 3., с. 73–80
  9. Конфуцианство в Китае / Отв. ред. Л. П. Делюсин. М., 1982
  10. Конфуцианство. В кн. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991

Информация о работе Учение Конфуция