Роль традиции в деятельности Мао Дзэдуна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли традиций в деятельности Мао Цзэдуна.
Для достижения поставленной цели были сформулированны следующие задачи:
- изучить биографию Цзэдуна;
- изучить основные реформы, проводимые Цзэдуном.
Для написания курсовой работы были использованы такие источники как: Галенович Ю. М. «Мао Цзэдун вблизи», Панцов А. В. «Мао Цзэдун», Шорт Ф. «Мао Цзэдун», Юн Чжан, Холлидей Дж. «Неизвестный Мао», а также источники сети Интернет и другие.

Содержание

Введение
3
Глава I. Биография Мао Цзэдуна
5
1.1 Биография Мао Цзэдуна до 1930-х годов
5
1.2 Биография Мао Цзэдуна до 1949 года
10
1.3 Биография Мао Цзэдуна после 1949-х годов
18
Глава II. Реформы Мао Цзэдуна
23
2.1 Большой скачок
23
2.2 Культурная революция
28
Заключение
35
Список источников и литературы
37

Вложенные файлы: 1 файл

Роль традиции в деятельности Мао Цзэдуна.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

Глава I. Биография Мао Цзэдуна

5

1.1 Биография Мао Цзэдуна до 1930-х годов

5

1.2 Биография Мао Цзэдуна до 1949 года

10

1.3 Биография Мао Цзэдуна после 1949-х годов

18

Глава II. Реформы Мао Цзэдуна

23

2.1 Большой скачок

23

2.2 Культурная революция

28

Заключение

35

Список источников и литературы

37


 

 

Введение

Творец «Культурной революции», один из самых кровавых тиранов двадцатого века, Мао Цзэдун, наряду с классической троицей: Маркс, Энгельс, Ленин, считался одним из столпов марксистской политической мысли. Беспощадность, целеустремленность и настойчивость отличали одного из основателей Коммунистической партии Китая и создателя Китайской Народной Республики.

Мао Цзэдун до сих  пор является «галеонной фигурой» китайского коммунизма, его и сегодня чествуют: в городах стоят памятники  Мао, его изображение украшает китайские  банкноты, значки и наклейки.

Сосредоточив  в своих руках всю полноту  власти, в конце 1950-х годов Мао взял линию на подмену марксизма-ленинизма маоизмом, пролетарского интернационализма – шовинизмом. В 1958 году выдвинул авантюристичный лозунг «трех красных знамен», подорвавший плановость социалистического строительства в Китае и вызвавший кризис народного хозяйства страны.

Его правление  охарактеризовано объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации, а также  умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором, бессмысленными кампаниями, упадком в сфере культуры и культом личности Мао, с другой.

Сегодня в Китае  достаточно свободно ведется дискуссия о роли Мао в современной истории страны. Официальной формулой оценки его деятельности остается цифра, данная самим Мао как характеристика деятельности Сталина: 70 % побед и 30 % ошибок.

Вне сомнения остается, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

Целью данной курсовой работы является изучение роли традиций в деятельности Мао Цзэдуна.

Для достижения поставленной цели были сформулированны  следующие задачи:

- изучить биографию Цзэдуна;

- изучить основные  реформы, проводимые Цзэдуном.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники как: Галенович Ю. М. «Мао Цзэдун вблизи», Панцов А. В. «Мао Цзэдун», Шорт Ф. «Мао Цзэдун», Юн Чжан, Холлидей Дж. «Неизвестный Мао», а также источники сети Интернет и другие.

 

 

Глава 1. Биография Мао Цзэдуна

1.1 Биография Мао Цзэдуна до 1930-х годов

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в селе «Шаошань» провинции «Хунань» , на юге центрального Китая. Отец Цзэдуна, Мао Женьшэн - обеспеченный землевладелец. дал ребенку имя Цзэдуна, в переводе означает «Облагодетельствующий Восток». Согласно китайским традициям, ему дали и второе, неофициальное имя «Жуньчжи» или -«Орошенная водой орхидея». Второе имя используется в Китае, как величательно - уважительное в особых случаях.

В детстве он работал в поле и посещал местную начальную школу. Его жизнь протекала в постоянных конфликтах с отцом, при этом его нежная и любящая мать, женщина добрая, щедрая и жалостливая , истинная буддистка, всегда была на стороне старшего сына.

В конце 1907 - начале 1908 года в семье Мао произошел очередной конфликт между отцом и сыном. На этот раз его причиной была женитьба, которую Мао Ицзин устроил для старшего сына. В невесты будущему Председателю была выбрана троюродная сестра Мао - Ло Игу. По словам Мао Цзэдуна, жену он не принял и жить с ней отказался. «Я никогда не жил с ней - ни тогда, ни после. Я не считал ее своей женой», - признавался спустя годы Председатель Эдгару Сноу. Вскоре после свадьбы Мао сбежал из дома и около полугода прожил в гостях у одного знакомого безработного студента, там же в Шаошани. Он продолжал увлеченно читать: на это время приходится его знакомство с классической китайской историографией - «Историческими записками» Сыма Цяня и «Историей династии Хань» Бань Гу.

При всей напряженности отношений с отцом, когда осенью 1910 года юный Цзэдун потребовал от родителя денег на продолжение образования, Мао Ичан не смог отказать и обеспечил сыну обучение в Дуньшанской начальной школе высшей ступени. В школе Мао был встречен враждебно: остальных учеников раздражала его внешность (он имел нетипичный для южанина рост 177 см), происхождение (большинство учеников были сыновьями крупных землевладельцев) и речь (Мао до конца жизни говорил на местном сянтаньском диалекте). Впрочем это не отменяло упорства и старательности, с которыми новый ученик подошел к занятиям. Мао мог писать хорошие сочинения в классической манере, был прилежен и, как обычно, много читал. Здесь он впервые познакомился с географией и стал читать работы по зарубежной истории. Он впервые узнал о таких известных исторических деятелях как Наполеон, Екатерина II, Петр I, Веллингтон, Гладстон, Руссо, Монтескьё и Линкольн. Главными же книгами для него в то время стали издания, рассказывающие о китайских реформаторах Лян Цичао и Кан Ювэея. Их идеи конституционного монархизма оказали огромное влияние на школьника Мао, который полностью принял взгляды лидеров реформаторского движения.1

Надо сказать, что Китай в то время был довольно слабым государством, а управление страной династиями приходило в упадок. В деревне, где проживала его семья, население находилось на грани голода. Мао Цзэдуна, как и его сверстников, не устраивало такое положение. Уже в 15 лет его характер стал приобретать политическую окраску.

В 1911 г. он переезжает в провинциальную столицу «Чанг-ша» (Chang-shа). Служит в армии, работает в провинциальной библиотеке, занимается самообразованием. Эта привычка осталась у Мао Цзэдуна на всю жизнь.

В 1917 году появляется его первая статья в журнале «Новая Молодежь», в училище Мао формирует кружок революционно настроенной молодежи. Годом позже он, следуя своему любимому учителю Яну Чанцзи, перебирается в Пекин, где в библиотеке Пекинского университета работает ассистентом Ли Дачжао, ставшего позже одним из основателей Коммунистической Партии Китая. В Пекине Мао в числе прочих китайских студентов представилась возможность отправиться на обучение во Францию, но этим шансом юноша так и не воспользовался: причиной тому стали нелюбовь к физическому труду и неспособность к изучению иностранных языков.

В Пекине на формирование политических взглядов молодого Мао большое влияние оказало знакомство с Ли Дачжао (сторонником марксизма) и Чэнь Дусю, а также знакомство с идеями анархизма, в частности произведения П. А. Кропоткина. После завершения курсов подготовки к обучению во Франции Мао окончательно пришёл к выводу, что останется в Китае и обустроит свою карьеру здесь.

Покинув Пекин в марте 1919 года, юный Мао путешествует по стране, занимается углубленным изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России и принимает активное участие в организации революционной молодежи Хунани. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора Чжан Цзинъяо. Делегация не добилась сколь-нибудь значимых успехов, однако в скором времени Чжан потерпел поражение от представителя другой милитаристской клики, У Пэйфу, и был вынужден покинуть Хунань.

Мао покинул Пекин 11 апреля 1920 года и 5 мая того же года прибыл в Шанхай, намереваясь продолжить борьбу за освобождение Хунани из-под власти тирана, а также за упразднение военного губернаторства. Вопреки его собственным, более поздним заявлениям, согласно которым к лету 1920 года он перешел на коммунистические позиции, исторические материалы свидетельствуют о другом: события в России, общение с приверженцами коммунизма, Ли Дачжао и Чэнь Дусю, имели на Мао большое влияние, однако в то время он всё ещё не мог до конца разобраться в идеологических течениях и окончательно выбрать для себя одно направление. Окончательное становление Мао как коммуниста происходит осенью 1920 года. К тому времени он полностью убедился в политической инертности своих соотечественников и пришел к выводу, что лишь революция российского образца способна коренным образом изменить ситуацию в стране. Встав на сторону большевиков, Мао продолжил подпольную деятельность, теперь направленную на распространение марксизма ленинского толка. В середине ноября 1920 года он приступил к строительству подпольных ячеек в Чанша: сначала им была создана ячейка Социалистического союза молодёжи, а немного позже, по совету Чэнь Дусю, и коммунистический кружок по типу уже существовавшего в Шанхае.2

В июле 1921 года Мао принял участие в установочном съезде, на котором была основана Коммунистическая Партия Китая. Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарем хунанского отделения КПК. В то же время Мао женится на Ян Кайхуэй, дочери Яна Чанцзи. В течение следующих пяти лет у них рождаются три сына — Аньин, Аньцин и Аньлун.

По причине крайней неэффективности организации рабочих и вербовки новых членов партии в июле 1922 года Мао отстранили от участия во II съезде КПК.

По настоянию Коминтерна КПК была вынуждена вступить в союз с Гоминьданом. Мао Цзэдун к тому времени полностью убедился в несостоятельности революционного движения Китая и на III съезде КПК поддержал эту идею. Поддержав линию Коминтерна, Мао выдвинулся в первые ряды руководителей КПК: на том же съезде он был введен в состав Центрального исполнительного комитета партии из девяти членов и пяти кандидатов, вошёл в узкое Центральное бюро из пяти человек и был избран секретарём и заведующим организационным отделом ЦИК.

Вернувшись в Хунань, Мао активно принялся за создание местной ячейки Гоминьдана. Как делегат от хунаньской организации Гоминьдана он принимал участие в I съезде Гоминьдана, который прошёл в январе 1924 года в Кантоне. В конце 1924 года Мао покинул бурлящий политической жизнью Шанхай и вернулся в родную деревню. К тому времени он был сильно истощён физически и морально. По мнению историка Панцова, его усталость была вызвана парализованной работой шанхайского отделения Гоминьдана, которое практически прекратило работу из-за разногласий между коммунистами и гоминьдановцами, а также из-за прекращения финансирования, поступавшего из Кантона. Мао подал в отставку с поста секретаря оргсекции и попросил отпуск в связи с болезнью. По версии Юн Чжан и Холлидея, Мао сместили с поста, вывели из Центрального комитета и не пригласили на следующий съезд КПК, запланированный на январь 1925 года. Как бы там ни было, Мао действительно покинул свой пост за несколько недель до проведения IV съезда КПК и 6 февраля 1925 года прибыл в Шаошань.

В 1927 году умирает Сун Ятсен и лидером Гоминдановской партии становится Чан Кай-Ши, который, получив контроль над национальной армией и национальным правительством, начинает освобождаться от коммунистов. В апреле 1927 года Мао Цзэдун организует в окрестностях Чанша крестьянское восстание «Осеннего урожая». Восстание подавляется местными властями, Мао вынужден бежать с остатками своего отряда в горы Цзинганшань на границе Хунани и Цзянси. Вскоре атаки Гоминьдана принуждают группы Мао, а также разбитых в ходе Наньчанского восстания Чжу Дэ, Чжоу Эньлая и других военных лидеров КПК, покинуть эту территорию. После неудавшегося восстания армия Мао отступает в горы Цзинганшань на границе Хунани и Цзянси. Однако крестьянское движение растет и крепнет.

В 1928 г. Мао Цзэдун создает республику в провинции Цзянси. Проводя реформы, он конфискует и перераспределяет земли, либерализует права женщин. Это был сложный период для самой КПК. Число ее членов сократилось до 10 000, из них лишь 3 % относились к рабочим. Новый лидер партии Ли Лисань, вследствие нескольких серьезных поражений на военном и идеологическом фронте, а также разногласий со Сталиным, был исключен из ЦК. На этом фоне позиция Мао, делавшего упор на крестьянство и действовавшего в этом направлении относительно успешно, усиливается в партии, несмотря на частые конфликты с партийной верхушкой. Таким образом, при поддержке крестьянского движения, Мао Цзэдун осуществил первую в истории КПК «чистку» рядов партии. В результате его роль и влияние в партии резко возросли.3

В 1928 году Мао переживает личную утрату. Агентам Чан Кай- Ши удалось поймать его жену Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Аньин, погиб в ходе Корейской войны. В этом же году Мао женится второй раз на Хэ Цзычжэнь ( 1910—1984) с которой он прожил до 1937 г и которая родила ему 5 детей.

 

1.2 Биография Мао Цзэдуна до 1949 года

В августе 1930 г. был создан 1-й фронт Красной армии, Мао Цзэдун был одновременно секретарем фронтового комитета КПК и политкомиссаром. В ноябре 1931 г. в Жуйцзине (юго-восточная Цзянси) было сформировано Центральное временное правительство Китайской советской республики и Мао Цзэдун был избран его председателем. В 1933 г. он был избран членом Политбюро ЦК КПК.

С конца 1930 г. 1-й фронт Красной армии под совместным руководством Мао Цзэдуна и Чжу Дэ нанес поражение нескольким карательным походам, предпринятым гоминьдановскими войсками против Центральной революционной базы. На волне аграрной революции Мао Цзэдун руководил народными массами в деле развития сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли, кооперации, культуры и образования, а также ликвидации вражеской блокады, обеспечения продовольствием Красной армии, повышения уровня жизни народа, что позволяло вести затяжную революционную войну. Однако вследствие возобладания «левого» авантюризма Мао Цзэдун был выведен из центрального руководства и армией, и партией. Были также приняты ошибочные стратегия и установки на борьбу с пятым карательным походом Гоминьдана, которая завершилась поражением сил КПК.

В октябре 1934 г. ЦК КПК и 1-й фронт Красной армии выступили в Великий поход. В январе 1935 г. в Цэуньи (провинция Гуйчжоу) было проведено расширенное совещание Политбюро ЦК КПК, на котором было покончено с левоавантюристическим руководством в ЦК и сформировано новое центральное руководство во главе с Мао Цзэдуном. Это спасло партию и Красную армию от смертельной опасности и явилось жизненно важным поворотным пунктом в истории КПК.

Информация о работе Роль традиции в деятельности Мао Дзэдуна