Просветительская и редакторская деятельность Н.А. Полевого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

19 век- век открытий, век ускоренного развития всех сфер общественной жизни Российской империи. Безусловно, достижения в области промышленности играли важнейшую роль, однако в данном реферате мы остановимся на культурном аспекте. Ни для кого не секрет, что в первой трети 19 века начинают складываться основы литературного языка, возникают новые жанры, начинает развиваться газетная и журнальная периодика, а вместе с тем появляется необходимость в новых методах подачи информации. В это время именно журнал становится вестником империи, поэтому материал, помещаемый на его полосы, требовал серьезной подготовки и редакторской работы.
Именно в это время, на культурной арене появляется Н.А. Полевой – русский прозаик, драматург, публицист, историк, литературный критик и журналист.

Вложенные файлы: 1 файл

Просветительская и редакторская деятельность Н.docx

— 21.40 Кб (Скачать файл)

Просветительская и редакторская деятельность Н.А. Полевого.

 

19 век- век открытий, век ускоренного  развития всех сфер общественной  жизни  Российской империи.  Безусловно, достижения в области промышленности играли важнейшую роль, однако в данном реферате мы остановимся на культурном аспекте.  Ни для кого не секрет, что в первой трети 19 века начинают складываться основы литературного языка, возникают новые жанры, начинает развиваться газетная и журнальная периодика, а вместе с тем появляется необходимость в новых методах подачи информации. В это время именно журнал становится вестником империи, поэтому материал, помещаемый на его полосы, требовал серьезной подготовки и редакторской работы.

Именно в это время, на культурной арене появляется Н.А. Полевой – русский прозаик, драматург, публицист, историк, литературный критик и журналист. Он происходил из старинного рода курских купцов. С самого детства и до конца своих дней он занимался исключительно самообразованием - был самоучкой. Все, чего писателю удалось добиться в жизни, было достигнуто им за счет многосторонних дарований, помноженных на изнурительный труд. Без посторонней помощи он освоил историю, литературу, языки - латынь, греческий, французский, немецкий. С детства начал писать стихи, драмы, издавал домашнюю газету и журнал. (http://www.rusf.ru/rsf-XIX/polevoj.htm)

Литературную деятельность Н. Полевой  начал в 1817 году в журналах "Русский вестник" и "Вестник Европы". После переезда в 1820 году  из Иркутска в Москву Николай Алексеевич полностью отдается литературной деятельности, знакомится с литераторами, журналистами, писателями трудом. (http://www.rusf.ru/rsf-XIX/polevoj.htm)

Полевой придерживался типичных буржуазных просветительских идей, боролся за промышленный, экономический и культурный подъем России. Отстаивал идею связи и взаимодействия «промышленности» и «просвещения» как основы успешного развития государства. Белинский высоко ценил просветительскую деятельность Н. Полевого, называя его “смелым, неутомимым, даровитым бойцом”. (http://magazines.russ.ru/sib/2011/9/li19.html). На этих идеях была построена вся деятельность его и в журнале, и на литературном поприще. А. И. Герцен говорил: «Полевой «начал демократизировать русскую литературу, он заставил ее сойти с ее аристократических высот и сделал ее более народною или, по крайней мере, более буржуазной». (История русской журналистики XVIII-XIX веков (Под ред. Западова А.В. М.: Высшая школа, 1973)Н.А.Полевой считал, что не только аристократы должны быть образованными, но и простой народ, чтобы двигать Россию к новым высотам. Поэтому тематика, к которой он обращался, была самой разносторонней. Он пытался осветить каждый уголок знаний, используя при этом весь свой дар журналиста и редактора.

Период с 1825 по 1834 год считается  самым плодотворным и прогрессивным  в  его деятельности.  В это  время начинает издаваться журнал «Московский  телеграф», который стал первым «идейным» русским журналом, приобретшим собственный голос в литературе. По мнению В.Г. Белинского это был "лучший журнал в России от начала журналистики" . (http://www.bsu.ru/content/hec/ff/zapadov.pdf)Редактором журнала был сам Н.А. Полевой, который главной задачей издания считал задачу "в зеркале журнала отразить весь мир нравственный, политический и физический". Отличительная особенность этого журнала была в том, что он был адресован не той аудитории, к которой обычно обращались издания, не к образованным аристократам, а к  публике "более народной или, по крайней мере, более буржуазной". Также журнал имел наступательный характер, развенчивая авторитеты, вступая в полемику, не соглашаясь с неубедительными утверждениями.           (http://www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_028.htm). В журнале публиковались статьи по литературе, истории, этнографии, географии и другим наукам, печатали обозрения открытий, материалы о путешествиях, подчёркивалась положительная роль купечества в обществе.

На страницах своего журнала  он старался откликаться практически  на все вопросы социальной и литературной современности, делая это каким-то особым, неповторимым образом. Разнообразие представленных в журнале рубрик и их содержания было огромнейшим; однако преимущество науки и публицистики приводило, особенно в первые годы издания, к тому, что редакцией мало внимания уделялось художественной литературе, но положение меняется после 1829 г., в связи с оживлением русской прозы. Журнал быстро становится самым популярным журналом как в столице, так и в провинции; а романтическая направленность творчества его издателя сразу же превращает его в орган романтизма. В нем печатаются Пушкин, Жуковский, Вяземский, Баратынский, широко была представлена также переводная литература: Вальтер Скотт, Гофман, Купер, Мериме, Гюго, Бальзак и многие другие. (http://www.rusf.ru/rsf-XIX/polevoj.htm)

Можно говорит о том, что на данном этапе своей просветительской деятельности Н.А. Полевой старался охватить как  можно больше сфер знаний и донести  их до простого читателя. Тот факт, что  Полевой сам являлся редактором журнала и определял тематику материала, и послужил тому, что «Московский  телеграф» стал одним из ведущих  журналов того времени.

Читателя привлекали живость, свежесть, новизна, научность, вкус, хороший язык журнала. Кроме того, журнал следовал принятому направлению и развивал это направление целеустремленно  и в прогрессивном аспекте. Редактор уловил потребность общества в знаниях, стремление активно усваивать их, критически осмысливать. Отклик на актуальную потребность общества можно рассматривать как необходимое качество подобных изданий. Деятельность "Московского телеграфа" показывает, что требования, которые редакция предъявляла к материалам, способствовали его популярности, привлекали широкого читателя. (http://www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_028.htm

На протяжении всей своей жизни  Полевой был последовательным сторонником  монархии, но его реформаторские устремления, особенно выражавшиеся в литературных критических статьях, публикуемых  им в "Московском телеграфе", и  приписываемый автору "нигилизм", постепенно создавали ему репутацию  оппозиционера в правительственных  кругах. Конфликт с властью становился неизбежным, и в итоге по указанию правительства, журнал был закрыт.(http://www.rusf.ru/rsf-XIX/polevoj.htm)

Еще во время  существования «Московского телеграфа» Полевой пишет историческую работу «История русского народа», в которой выступает с критикой исторических взглядов Н. М. Карамзина. Он хотел по-своему, по иному изложить исторические события, однако его труды были подвергнуты жесточайшей критике.  В последствии Н.А. Полевой не оставлял историческую тему и периодически публиковал на эту тему статьи и исторические сочинения. Только в 1846 году появилась статья Белинского "Николай Алексеевич Полевой", в которой он объективно и с величайшим благородством писал "Три историка, нисколько не бывшие поэтами, имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу, в три различные эпохи её исторического существования. Это были - Ломоносов, Карамзин и Полевой..." (А. С. Курилов)

После закрытия журнала Н.А. Полевой не оставил просветительскую и редакторскую деятельность. В 1835—1844 он издавал иллюстрированный ежегодник «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей». В 1836 г переводил, и весьма успешно, «Гамлета» В. Шекспира, сценическая постановка которого в 1837 г. вызвала подъем интереса к английскому драматургу и дала толчок развитию отечественного шекспироведения. Участвовал в «Северной пчеле», в 1837—1838 заведовал литературным отделом газеты. В 1838—1840 был редактором «Сына отечества». В 1841 году вместе с Н. И. Гречем начал издавать ежемесячный журнал «Русский вестник» и был его единоличным редактором в 1842—1844. Но журналы, издаваемые и редактируемые им, не имели успеха; теперь имя Полевого стало синонимом отступника, изменника. Оказавшись в безвыходном положении, Полевой согласился на негласное редактирование за более низкое вознаграждение, попадая в полную зависимость от «титульных» редакторов — Греча и Булгарина. Пытаясь поправить свою репутацию, Полевой выступает против Булгарина, на стороне «Литературной газеты», став ее редактором. Но этот шаг ни к чему не приводит. Вскоре после этого Н.А. Полевой умирает.

 

 


Информация о работе Просветительская и редакторская деятельность Н.А. Полевого