Своеобразие редакторской деятельности Н.М. Карамзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:46, реферат

Краткое описание

Николая Михайловича Карамзина мы знаем как прекрасного литератора и успешного историка. Однако он был также прекрасным редактором и издателем. Именно периодические издания Николая Михайловича «Московский журнал» и «Вестник Европы» были на ниве российской словесности первыми изданиями типа французских, немецких, английских и других европейских толстых журналов. «Московский журнал» и «Вестник Европы» - первые «толстые» журналы в отечественной периодике.

Вложенные файлы: 1 файл

Карамзин ИОЖ.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Николая Михайловича Карамзина мы знаем  как прекрасного литератора и успешного историка. Каждый знаком с его творчеством (повесть «Бедная Лиза» известна всем). Труд Карамзина «История государства Российского» поражает масштабностью и глубиной исследований. Но не все знают, что Николай Михайлович внес немалый вклад в развитие отечественной журналистики. Карамзин начал свою журналистскую работу в одном из новиковских изданий («Детское чтение для сердца и разума»), когда в них обосновывались идеи самопознания личности, воздействия на чувства читателя. Н. Карамзин стремился воздействовать не только на разум, но и на чувства читателей в особенности, и это, естественно, способствовало расширению читательской аудитории, вовлечению в нее менее подготовленных, тяготеющих к образованию кругов.

  Именно периодические издания Николая Михайловича «Московский журнал» и «Вестник Европы» были на ниве российской словесности первыми изданиями типа французских, немецких, английских и других европейских толстых журналов. «Московский журнал» и «Вестник Европы» - первые «толстые» журналы в отечественной периодике. Их издателем и редактором был Николай Михайлович Карамзин. О своеобразии его редакторской деятельности мы и поговорим в данной работе.

Новшества Н. М. Карамзина в работе над «Московским журналом»

По возвращении  из-за границы, имея множество рукописей  собственного сочинения, в стихах и  прозе, переводных и оригинальных, в  том числе обширные тетради будущих  «Писем русского путешественника», Карамзин принялся за издание ежемесячного «Московского журнала» (1791-1792). Первый выпуск  «Московского журнала» был помечен январем 1791 года. Программа журнала включала в себя следующие разделы: 1) русские сочинения в стихах и прозе, такие, которые «могут доставить удовольствие читателям»; 2) небольшие иностранные сочинения, по большей части из немецких, английских и французских журналов (то есть из наиболее влиятельных европейских литератур того времени), а также известия о книгах, выходящих на этих языках; 3) критические рассмотрения русских книг; 4) известия о пьесах и театре, замечания на игру актеров; 5) происшествия и анекдоты, особливо из жизни славных писателей.

В программе  Карамзин дал почувствовать, что  думает доверительно, по-дружески просто разговаривать с читателем: «Журналу надобно дать имя, он будет издаваем в Москве, и так имя готово: «Московский журнал». Приятельское расположение, непринужденность в обращении с подписчиком определили весь тон нового издания. Велеречивость исключалась из обращения. Карамзин подчеркнул, что журнал будет издаваться на европейский манер, но не будет подражательным: «Журнал выдавать не шутка – я знаю, - однако же чего не делает охота и прилежность? Множество иностранных слов лежит у меня перед глазами; ни одного из них не возьму за точный образец, но всеми буду пользоваться». Так впервые прозвучало мнение о необходимости иметь журналу собственное лицо. Не слишком привычно было и то, что обещалось выпускать книги регулярно, раз в месяц. Никогда еще Россия не имела такого богатого по разнообразию журнала. Издания той поры помещали, конечно, статьи о книгах и театре, но Карамзин впервые ввел постоянные разделы – критический и театральный. Как впоследствии отмечал Белинский: «Карамзин умел заохотить публику к чтению русских книг».

Основное  же, пожалуй, заключалось в том, что если прежде журналы преследовали цели научные, полемические, сатирические, мистические, развлекательные, то «Московский журнал» был журналом сугубо литературным.  Периодическое издание Карамзина – попытка обращения к «частному человека», стремящемуся к уединению.  Читатели были даже предуведомлены, что не будут печататься «теологические, мистические, слишком ученые, педантические, сухие пьесы». Журнал в самом деле помещал отечественные и зарубежные литературные новинки, стихи и прозу (последняя в основном принадлежала перу Карамзина), книжные рецензии, носящие скорее ознакомительный, нежели критический характер, всевозможные сообщения о событиях в культурной жизни. В журнале печатались произведения Державина, Хераскова, Дмитриева, Капниста, Николаева, Подшивалова, самого Карамзина.

Литературная  критика, печатавшаяся в журнале, не носила острополимического и публицистического  характера. Борясь с риторикой и  напыщенностью классицизма за торжество  «чувствительного направления», Карамзин предпочитал постоянную, хотя и уклончивую, тактику, воспитывая исподволь в читателе вкус к естественности и простоте, внимание к характерам. Именно в последнем – главное. На практике это вело к психологизму, в котором так нуждалась литература; последующие открытия будут сделаны именно в этом направлении. Правда, «мятущуюся человеческую душу» Карамзин рассматривал, отвлекаясь от того, что ее окружало, то есть обходя социальные силы, определявшие действительность.

«Московскому  журналу» суждено было стать родоначальником театральной критики – ее время пришло. Общество, особенно молодежь, увлекалось театром. Разборы пьес, постановок, игры актеров – все это являлось неслыханным новшеством в периодике. Так, Карамзин проанализировал постановку трагедии Лессинга «Эмилия Галотти», сыгранную в Мосоквском театре. Он отмечает главные достоинства постановки («легкость», «трогательность»), восхищаетя игрой актеров, некоторым из них дает советы.

Журнал  был полон доверия к читателю, настойчиво прививались начала мировой гуманистической культуры. О серьезном писалось просто. Впервые в периодике критически было рассмотрено переводческое дело, имевшее столь важное значение в условиях многонациональной страны. Карамзин предпринял попытку ознакомить читателей с творчеством древнеиндийского поэта и драматурга Калидаса. Также он знакомит с произведением «Жизнь Вениамина Франклина», переведенного с «английского манускрипта». С просветительским постоянством Николай Михайлович заботился о расширении культурного кругозора своей аудитории.

Однако  Карамзин все чаще сталкивался с  типографскими и иными трудностями  при создании и выпуске журнала. На втором году участились опоздания  – задержалась с выходом февральская, а потом ноябрьская и декабрьская  книги. Работа, которую вел Николай  Михайлович, была непосильной для одного человека. Новиков заточили в Шлиссельбургскую крепость. Настроение было подавленным, и Карамзин после двух лет издания – «Московский журнал».

Каково  значение этого журнала и удалось  ли Карамзину проявить себя в качестве издателя-новатора? Его «Московский журнал» - первый журнал европейского типа. Его особенности: легкое, доступное чтение, быстрая реакция на события. Карамзин хотел расширить свою аудиторию, поэтому материалы его издания печатались доступным и простым языком. Однако издатель был строг в отборе материала, учитывая литературную направленность журнала. Привлекало читателя разнообразие материалов, наличие постоянных рубрик и разделов. Это, конечно, заслуга Николая Михайловича.

Редакторская  деятельность Карамзина в «Вестнике Европы»

Карамзин  в 1802 году начал издавать журнал «Вестник Европы» - первый русский журнал, печатавший не только то, что относилось к литературе, но и статьи о внешней и внутренней политике, истории, по различным вопросам жизни зарубежных стран. В ноябрьском номере 1801 года «Московских ведомостей» появилось предуведомление Карамзина: «С будущего января 1802 года намерен я издавать журнал под именем «Вестник Европы», который будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов. Литература и политика составят две главные части его. Первая часть украсится всеми цветами новых произведений ума и чувства в Европе… Политические известия будут сообщены в некотором систематическом порядке и как можно скорее». Ничего подобно история отечественной журналистики не знала!

Вводя отдел политики в состав журнала, Карамзин желал предоставить занимательное  и полезное чтение широкому кругу  читателей и в особенности  тем, кто не имел возможности самостоятельно следить за иностранной периодикой: «Не многие получают иностранные журналы, а многие хотят знать, что и как пишут в Европе: Вестник может удовлетворять сему любопытству, и притом с некоторою пользою для языка и вкуса».

Журнал  сразу обрел огромную популярность: сказывался опыт изданий «Московского журнала», да и немногие литераторы той поры могли сравниться с Карамзиным по знаменитости в читательской среде. В его журнале печатались Державин, Жуковский, Дмитриев, В. Л. Пушкин, Батюшков, Вяземский.  «Вестник Европы» постоянно печатал переводные и оригинальные произведения, откликался рецензиями и заметками на события художественной жизни, но также давал общественно-политические статьи – из последних постепенно исчезал тон легкого и поверхностного либерализма, уходила отвлеченно-риторическая лексика, хотя мода на нее в обществе еще росла. Карамзин как журналист поставил перед собой труднейшую задачу: публикация международных обозрений в частном журнале.

В «Вестнике  Европы» Николай Михайлович высказывал собственные политические взгляды. Благоденствие существующих в России порядков Карамзин соединял с надеждами на просвещенного монарха, распространением образования среди всех сословий, гуманистическим совершенствованием общества. Статья Карамзина «Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени» рисовала картину идеальных взаимоотношений крестьянина и помещика: «Российский дворянин дает нужную землю крестьянам своим, бывает их защитником в гражданских отношениях, помощником в бедствиях случая и натуры: вот его обязанность! Зато он требует от них половины рабочих дней в неделю: вот его право» (1802,№12).

В статьях  «Отчего в России мало авторских  талантов?», «О книжной торговле и  любви ко чтению в России» издатель «Вестника Европы» выступал как  активный поборник просвещения, нравственного влияния литературы на общество.

Карамзин  признавал целесообразность эволюционного  пути развития государства с утвердившимся  политическим устройством, сложившимися общественными и нравственными  отношениями, каковым, по его мнению, являлась монархическая Россия.

Карамзин  издавал «Вестник Европы»дважды  в месяц в течение двух лет (1802-1803). Журнал оказался долгожителем и просуществовал до 1930 года. За это  время не раз сменялись редакторы, обновлялся состав сотрудников. Неизменной оставалась проправительственная ориентация издания, признание монархии и крепостного права гарантами стабильности и процветания российского государства.

Заключение

Что же нового и новаторского внес Карамзин в отечественную журналистику, занимаясь  изданием «Московского журнала» и «Вестника Европы»?

Прежде  всего, Карамзин разработал новые направления  журналов в периодике того времени. Издания Карамзина – прообразы  «толстых» европейских журналов. Карамзин старался расширить аудиторию  своих изданий, сделать публикуемые  материалы более доступными для чтения и облегчить их для восприятия. Таким образом он расширял круг читателей. Хочется отметить, постоянство рубрик, регулярность выхода журналов. Заслуга Николая Михайловича: он первым ввел отдел литературной критики («Московский журнал»), первым ввел раздел «Политика» в состав журнала, причем частного («Вестник Европы»). В политическом отделе «Вестника Европы» печатал политические обозрения, высказывал свою точку зрения на происходящие в политической жизни события. Невозможно не обратить внимания и на построение материалов в изданиях Карамзина. Все произведения воспринимались как единый монолог автора, несмотря на жанровое разнообразие публикаций. Еще одно важное достижение Николая Михайловича – развитие норм литературного языка. Карамзин обращает внимание на чистоту слога, осуждает такого рода словосочетания, как «вследствие чего, дабы», отмечая, что «это слишком по приказному», заботится о простоте, доступности печатного слова различным слоям читателей.

    Можно сделать вывод: Карамзин не похож ни на предшественников, ни на последователей, ни на продолжателей. Как журналист Николай Михайлович – явление единственное.

Список  литературы

  1. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. «История мировой журналистики». М.-Ростов-н/Д.: издательский центр «МарТ», 2004.
  2. Ворошилов В. В. «Журналистика». С.-П.: издательство Михайлова В. А.,1999.
  3. Есин Б. И. «История русской журналистики (1703 – 1917)». М.: «Флинта»,2000.
  4. Осетров Е. «Три жизни Карамзина». М.: «Московский рабочий»,1989.

     

Информация о работе Своеобразие редакторской деятельности Н.М. Карамзина