Митрополит Московский и всея Руси Макарий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 00:01, реферат

Краткое описание

Макарий — русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года, глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. В 1551 году добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Макарий руководил антиеретическими соборами1553-1554 годов, был редактором «Четей-Миней» и «Степенной книги»

Вложенные файлы: 1 файл

История_реферат_ХлоповскийА.А..docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

Московский энергетический институт

(технический университет)

Кафедра истории и культурологии

ИПЭЭФ

 

Тема:

«Митрополит Московский и всея Руси Макарий»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ФП-02-14

 Хлоповский А.А.

 

 

 

Проверил:

Кровяков Е.А.

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

 

 

 

Макарий — русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года, глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. В 1551 году добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Макарий руководил антиеретическими соборами1553-1554 годов, был редактором «Четей-Миней» и «Степенной книги». Сторонник иосифлянства (иосифляне (осифляне) — представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце 15 — 16 веков, выражавшие интересы воинствующей церкви), последователь преподобного Иосифа Волоцкого. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 30 декабря(по юлианскому календарю).

Макарий родился в 1482 году. Его имя при рождении было Михаил. В дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии. Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына, скончался. Макарий был пострижен в Пафнутьевом Боровском монастыре, где проникся умеренным и сдержанным учением Пафнутия Боровского. Позднее Макарий был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря, в 1526 году был поставлен новгородским архиепископом, а в 1542 — возведен партией бояр Шуйских на престол митрополита московского и всея Руси.

В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем-три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита.

Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо "особножития"), разграничил мужские и женские монастыри и пр.; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники.

В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый "Владычный свод Макария", продолжавший Новгородскую IV летопись, и "Владычный свод архиепископа Евфимия" (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил "Великий миротворный круг", в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед.

Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино "все чтомые" на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи.

16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен  митрополитом московским и "всея  Руси". Близкий царскому митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. Макарий пользовался репутацией мягкосердечного человека и Шуйские рассчитывали, что смогут им манипулировать. В то же время сам он был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. 

После происшедших в июне 1547 г. в Москве волнений, "смущений", вызванных пожарами (в одном из которых повредивший ногу М. едва не погиб), боярскими мятежами, расправой над Ю. В. Глинским и завершившихся царскими репрессиями, митрополит сближается со священником Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром, который склонял тогда царя к участию во всеобщем публичном покаянии москвичей в совершенных грехах и примирению представителей всех сословий. Такой "покаянный" характер и носили первые, созванные по инициативе М. так называемые "соборы примирения" (1547, 1549, 1550 гг.).

Нововведением времени М. было обсуждение на церковных соборах вопросов "земского устроения", благодаря чему церковь получила возможность вмешательства в дела светской власти.

С именем Макария тесно связан созыв и работа Стоглавого собора (1551), постановления которого известны под названием Стоглава. Макарию приписывают как редакцию всего Стоглава, так и большую часть ответов на царские вопросы (да и сами вопросы). На это указывает сличение многих мест Стоглава с более ранними сочинениями Макария.

Деятельность М. в 1552—1555 гг. связана с походом Ивана IV на Казанское царство; этой теме посвящены его речи перед воинами и послания. В эти годы при поддержке М. создаются грандиозные и пышные памятники архитектуры и литературы, прославляющие величие и силу русского самодержца: храм Покрова-на-рву (Василия Блаженного) на Красной площади, роспись Золотой палаты Кремля, Летописец начала царства.

С. сер. 50-х гг. происходит постепенное отдаление М. от правительственных дел. В 1553 г. во время болезни царя и споров о престолонаследии он не поддерживает ни одну из партий. Созванный им в 1556 г. в связи с обострением сословной борьбы собор он проводит с прежних традиционных позиций — всеобщего примирения.

В последние годы жизни (начиная с 1560 г.) М. руководил работой над Степенной книгой царского родословия, создаваемой по его инициативе Афанасием (Андреем). В этой первой попытке интерпретации русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Макарию приписывают составление «сводной кормчей книги» и «Великой книги правила келейного и путного».

Деятельность М. как инициатора, создателя и редактора многих "великих" по объему книжных сводов, признанных впоследствии "своеобразными "энциклопедиями" XVI в., а также возглавляемая им работа по собиранию, изучению и организации массовой многократной переписки рукописного наследия значительно стимулировали развитие книгописных центров в городах и монастырях, самого же его побудили способствовать открытию русской типографии, но до выпуска Иваном Федоровым первой печатной книги в 1564 г. он немного не дожил. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу.

 

М. скончался ночью 31 декабря 1563 г. и на следующий день был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Он не был канонизирован, но имя его было занесено в число святых "не почитаемых". На основании ряда данных исследователи полагают, что канонизация М. намечалась на 1564 г., но была отложена, видимо, в связи с неблагоприятной обстановкой в стране. М. был канонизирован лишь в 1988 г.

Список используемой литературы:

  • Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002.
  • Архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996
  • Урушев Д. А. Дивный святитель и пастырь // Истина и жизнь. 2006, № 5.
  • Усачев А. С. Древнерусская книжность эпохи митрополита Макария: Книга степенная царского родословия: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2010.
  • Усачев А. С. Из истории древнерусской книжности времени митрополита Макария: Великие минеи четьи и Степенная книга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 4 (30). С. 35-43.
  • Усачев А. С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.; СПб., 2009.
  • Ключевский. Древнерусские жития. — С. 221—297: Концевич. Г. З. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария: 15 сент. — 31 дек. 1563 г. 
  • Шмидт С. О. Становление российского самодержавства: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного.— М.

 

 


Информация о работе Митрополит Московский и всея Руси Макарий