Леон Вальрас 1834-1910

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Тем не менее, будучи одним из трех, Леон Вальрас изложил формальное ОБЩЕЕ определение равновесия в новой маржиналистской теории, рассмотрев таким образом межрыночные связи, которые Джевонс избегал, а Менгер не смог проанализировать с помощью имеющегося у него математического аппарата. Таким образом, маржиналистская субъективная теория ценности была обрамлена Вальрасом в рамки общей теории равновесия, что принесло ему славу отца современной неовальрассианской теории общего равновесия.

Вложенные файлы: 1 файл

Леон Вальрас 1834.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Леон Вальрас  1834-1910

 

Леон Вальрас был назван "самым  великим из всех экономистов" (Schumpeter, 1954: p. 827). Хотя Вальрас (произносится как "Вальрассэ") считается одним  из трех прародителей Маржиналистской  Революции 1871 года, хотя его знаменитая работа "Элементы Чистой Экономики" была издана только в 1874 году, тремя годами позже, чем труды Джевонса и Менгера.

 

Тем не менее, будучи одним из трех, Леон Вальрас изложил формальное ОБЩЕЕ определение равновесия в  новой маржиналистской теории, рассмотрев таким образом межрыночные связи, которые Джевонс избегал, а Менгер не смог проанализировать с помощью имеющегося у него математического аппарата. Таким образом, маржиналистская субъективная теория ценности была обрамлена Вальрасом в рамки общей теории равновесия, что принесло ему славу отца современной неовальрассианской теории общего равновесия.

 

Основные моменты жизни Вальраса изложены в его любой биографии: он был сын предшественника маржинализма Августа Вальраса (Auguste Walras). Проведя  юность в богемном обществе Парижа, как романист и художественный критик, Леон Вальрас последовал по стопам своего отца: он принял его социалистические убеждения по вопросам налогообложения и земельной реформы (фактически, прямая национализация земельной собственности), так же как и его основные экономические идеи (субъективная теория стоимости, математизации экономики). После проведения нескольких неплодотворных лет в кооперативном движении, Вальрас был направлен в Лозанну в 1870 году, где вскоре вышла в свет первое издание его выдающихся "Элементов Чистой Экономики" (1874) (эту книгу он представлял как часть большей работы).

 

После издания его работы он установил  связь фактически со всеми известными экономистами своего времени от Америки  до России, чтобы популяризировать его идеи. Хотя у него появились последователи среди некоторых молодых итальянцев (например, Barone и Pareto) и американцев (например, Moore и Fisher), в основном его взгляды были проигнорированы или отклонены приверженцами господствующих тенденций как в экономике, так и в математике. В 1893 году, Вальрас со своим молодым последователем Вильфредо Парето сформировали основу Лозанской Школы.

 

Однако, затем гений Вальраса стал угасать. Он быстро завершил оставшиеся две части своей "главной работы" - "Учение о Социальной Экономике" (1896) и "Учение о Прикладной Экономике" (1898). Вальрас рассматривал эти работы как необходимое дополнение к Элементам и считал эти три книги неразрывной и существенной частью своей теории. Подзаголовок первой эффектно назван "теория разделения социального богатства", а второй - "теория образования социального богатства", в то же время подзаголовок Элементов назван просто "теория социального богатства".

 

Тем не менее, экономисты восприняли его последние две работы как  просто аргументы социалистических взглядов и признали только его первую работу - "Элементы" 1874 года. Оставшуюся часть своей жизни Вальрас провел в одиночестве, всеми игнорируемый из-за своей работы и потерявший трудоспособность из-за старости и умственной слабости. Он умер в 1910 году.

 

Основы Элементов Вальраса состояли из семи частей:

 

( 1) Вальрас дает свое определение  экономики, субъективной теории  ценности и математического метода;

 

( 2) чистый двухпродуктовый обмен,  где спрос и предложение получены  из максимизации полезности; Здесь же представлены его Аукционист и теория tatonnement.

 

( 3) чистый межрыночный обмен;  подсчет "уравнений и неизвестных"  для нахождения решения; межрыночный  tatonnement с Аукционистом.

 

( 4) объединение производства (в  ранних изданиях, с фиксированной технологией; в более поздних изданиях, с гибкой технологией, до теории предельной производительности) с некоммерческими организациями, и спрос на факторы производства,  полученный из косвенного спроса на товары;

 

( 5) теория капитала (которую он видит как капитализация будущего дохода) и представляет теорию накопления (сбережения) и кредита;

 

( 6) теория спроса на наличные  деньги ( деньги, обеспечивающие будущие  услуги и таким образом "желательный  фактор" в общей проблеме выбора);

 

( 7) непрерывный рынок и возрастающая экономика; некоторые очень интересные мысли и разъяснение, которые отражают его систему взглядов.

 

( 8) взгляды на несовершенную конкуренцию  и монополию. 

 

Теория  Леона Вальраса должна быть знакома  каждому современному экономисту, поскольку, по существу, она во многом содержится в существуемой сегодня теории общего равновесия. Некоторые историки и экономисты оспаривают это утверждение, доказывая взамен, что теория Вальраса не может рассматриваться без социальной и прикладной экономики, рассматриваемых в его других двух работах (1896, 1898). Однако, если Элементы рассматривать отдельно, необходимо признать, что современная теория общего равновесия унаследовала очень многие детали теории Вальраса. При этом мы должны обратить внимание, что включение в теорию элементоов неопределенности и временных лагов могут вызвать существенные отклонения от первоначальной точки зрения автора.

 

 

Артур Сесил Пигу

Pigou, Arthur Cecil

1877-1959

Английский  экономист Артур Сесил Пигу родился 18 ноября 1877 в Райде (Айл-оф-Уайт). В университете изучал математику и историю, что ему дало прочный фундамент знаний для работы в области теоретической экономии. Начинал свою работу под руководством А. Маршалла. В 1908 г. тот рекомендует передать свою кафедру в Кембридже любимому ученику Пигу. Этот пост Пигу занимал с 1908-1919 гг., не раз привлекался правительством к разработке ряда конкретных решений по экономической политике. Также за свою жизнь он был членом валютного комитета, членом королевской комиссии по подоходным налогам, членом комитета Чемберлина по вопросам денежного обращения.

Теоретическое наследие Пигу велико. Оно представляет собой детальную разработку отдельных  проблем, поставленных главным образом  в "Экономической теории благосостояния", которая вышла в свет в 1924 г. Целью своего исследования Пигу поставил разработку практического инструментария для обеспечения благосостояния на основе посылок неоклассической теории: теории убывающей предельной полезности, субъективно-психологического подхода в оценке благ и принципа утилитаризма. Можно с полным правом сказать, что Пигу завершил создание неоклассической теории благосостояния.

В центре теории Пигу стоит понятие  национального дивиденда, или национального  дохода, рассматриваемого как чистый продукт общества, как множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги. И этот показатель Пигу считает не только мерой эффективности производства, но и мерой общественного благосостояния. Подход Пигу к проблеме благосостояния предполагает взгляд с позиции всего общества, а не индивида. Но, что любопытно, этот подход применяется с использованием таких понятий, как индивидуальная функция удовлетворения, частная выгода от производства и т. д. В рамках своей концепции Пигу обратил внимание на то, что понятие индивидуального благосостояния шире, чем чисто экономические его аспекты. Помимо максимума полезности от потребления, оно включает и такие составляющие, как характер работы, условия окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, положение в обществе, жилищные условия, общественный порядок и безопасность. В каждом из подобных аспектов человек может чувствовать себя удовлетворенным в большей или меньшей степени. На сегодняшний день эти характеристики объединены в такое понятие как "качество жизни". Однако определение качества жизни сталкивается со значительными трудностями, связанные с невозможностью измерить полезности. Пигу неоднократно подчеркивает, что размеры национального дивиденда не точно отражают уровень общего благосостояния, так как многие элементы качества жизни, не имеющие денежной оценки, тем не менее являются реальными факторами благосостояния. Поэтому возможны ситуации роста уровня общего благосостояния при неизменном уровне экономического благосостояния. Тем не менее в общем случае, заключает Пигу "...заключения качественного характера о влиянии экономических факторов на экономическое благосостояние справедливо также применительно к общему благосостоянию".

Но  у Пигу на общий уровень благосостояния оказывает влияние не только величина национального дивиденда, но и принципы его распределения. Основываясь на законе убывающей предельной полезности, он выдвигает тезис, что передача части дохода от богатых к бедным увеличивает сумму общего благосостояния. На базе этих посылок Пигу разработал свою теорию налогообложения и дотаций, где основным принципом налогообложения является принцип наименьшей совокупной жертвы, то есть равенство предельных жертв для всех членов общества, что соответствует системе прогрессивного налогообложения. Следует отметить, что обосновывая прогрессивное налогообложение, то есть выступая за выравнивание посредством налогов размеров располагаемого дохода, Пигу сознательно или бессознательно исходил из гипотезы об одинаковости индивидуальных функций полезности от дохода. Из этой гипотезы следует, что большая налоговая ставка на высокие доходы означает примерно ту же потерю полезности для высокодоходных групп населения, что и меньшая налоговая ставка для низкодоходных групп. Рассуждения Пигу основываются на втором законе Госсена, согласно которому максимум полезности достигается при условии равенства предельных полезностей в расчете на последнюю израсходованную денежную единицу, в рассматриваемом случае - на единицу располагаемого дохода. В аспекте проблем распределения рассматривает Пигу и вопрос о соотношении экономических интересов общества и индивида. На определенную конфликтность частных и общественных интересов обратил внимание еще Г. Сиджвик. Развивая его взгляды, Пигу поставил задачу найти теоретические основы для разрешения подобных конфликтов. Как уже отмечалось, у Пигу размеры валового национального продукта не точно отражает уровень общего благосостояния, поскольку и состояние окружающей среды, и характер работы, и формы досуга и др. являются реальными факторами благосостояния и возможно поэтому изменение уровня общего благосостояния при неизменном уровне экономического благосостояния. Особенно подробно в связи с этим Пигу анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителя имеет так называемые "внешние эффекты", которые денежной меры не имеют, но на благосостояние, тем не менее, реально влияют. Как хрестоматийный пример отрицательных "внешних эффектов" можно привести загрязнение окружающей среды в результате промышленной деятельности предприятий. Пигу отмечает, что в зависимости от знака внешних эффектов общественные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных. Ключевым понятием концепции Пигу как раз и является дивиргенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими Как результат экономических решений отдельных лиц, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Объектом самого пристального внимания Пигу явились ситуации, когда общественные издержки производства товара были больше частных издержек его производителя. В результате чего частное предложение, подверженное прибыльным мотивам, оказывалось неадекватным оптимальному с точки зрения всего общества, распределению ресурсов по различным отраслям производства. По мнению Пигу, для каждого произведенного товара необходимо соблюдать условие, чтобы предельная общественная выгода, отражающая сумму, которую все люди желали бы заплатить за все выгоды от использования дополнительной единицы товара была равна предельным общественным издержкам, то есть сумме, которую люди согласились бы платить за альтернативное использование ресурсов. В случаях, когда предельная общественная выгода превышает предельную частную выгоду, правительство должно субсидировать производство данного товара. Когда же предельные общественные издержки превышают предельные частные издержки, правительство должно обложить налогом экономическую деятельность, связанную с дополнительными общественными издержками (например, выброс дыма в результате промышленной деятельности), чтобы частные издержки и цена товара отражали бы потом эти издержки. Как видим, максимизация общественного благосостояния, по Пигу, предполагает не только систему прогрессивного налогообложения доходов, но и измерение так называемых "внешних эффектов" и организацию перераспределения денежных средств через механизм государственного бюджета. Другими словами, в модели Пигу при расчете благосостояния, среди прочего, должны учитываться расхождения между предельным частным продуктом и предельным общественным продуктом и побочные отрицательные последствия экономической деятельности должны облагаться налогом, которое в дальнейшем получило название "налогообложение в духе Пигу".

Интересен в теории благосостояния Пигу и вывод, который он делает из признания теории процента, разработанной представителем австрийской школы Бем-Баверком. Как вы помните, в данной теории процент рассматривается как вознаграждение за ожидание в условиях предпочтительности текущих благ будущим. Признавая, что наш дар предвидения несовершенен и мы будущие блага оцениваем по убывающей шкале (за исключением периодов революционного энтузиазма) Пигу делает вывод о трудностях осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости (в том числе инвестиций в образование) и расточительности в использовании природных ресурсов. Это доказывает, что система "свободного рынка" порождает конфликты не только между частными и общественными интересами, но также и конфликты внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Отсюда вытекает вполне логичный вывод, что государство должно не только обеспечивать максимизацию общественного благосостояния через механизм перераспределения доходов и учета "внешних эффектов", но и обеспечивать развитие фундаментальной науки, образования, осуществлять природоохранные проекты, защищая "интересы будущего". Но наиболее сильные аргументы в пользу усиления экономической роли государства были выдвинуты Дж. М. Кейнсом.

Переведенные  работы:

Пигу  А. С. Экономическая теория благосостояния. Т.1-2. М.: Прогресс, 1985 (сер. "Экономическая мысль Запада").

 

 

Джевонс (Jevons) Уильям Стэнли (1835-1882) – известный английский экономист, статистик и философ, основатель математической школы политической экономии, один из основоположников субъективной теории полезности. В 1866-76 гг. работал профессором логики, философии и политической экономии в Манчестере, в 1876-80 гг. – в Лондоне. В 1872 г. стал членом Королевского общества.

 

В 1871 г. вышел его главный труд «Теория политической экономии», в которой важнейшей целью этой науки Джевонс провозглашал изучение условий получения потребителями максимума наслаждений из минимума затрат. Первые наброски, которые позже стали основой его теории, были опубликованы еще в 1863 г.

 

В основе теории предельной полезности Джевонса – отношение человека к  продукту, ее желания (потребности). Он был убежден, что экономические  законы подобны законам природы, поэтому сосредоточивал внимание на сфере потребления. Главным законом этой сферы он считал сформулированный Г. Госсеном закон убывающей полезности, согласно которому величина удовольствия от потребления каждой дополнительной единицы определенного вида благ снижается. Весь запас благ, которым обладает индивид, можно разделить на любое количество частей. Полезность последнего добавления бесконечно малого количества этого запаса Джевонс назвал «конечной степенью полезности». Представители австрийской школы политической экономии рассматривали предельную полезность как полезность последней единицы имеющегося запаса экономических благ. Исходя из своего понимания полезности, меновая стоимость, по мнению Джевонса, определяется конечной полезностью (т.е. спросом). Соответственно этому он сформулировал правило, которым руководствуется потребитель, стремясь получить максимум полезности: свой доход он будет распределять так, чтобы «конечные степени полезности» всех товаров, которые потребляются, были равными. Это же правило (принцип) Джевонс ввел в теорию обмена, которую считал центральной проблемой предложенной им «науки экономии». В этом случае соотношение между товарами, которые обмениваются, равно обратному отношению конечных степеней их полезности. Но на основе этого принципа Джевонс не смог разработать теорию ценообразования. Поэтому иногда опирался на «функциональную теорию цен» и связывал величину конечной степени полезности с имеющимися рыночными ценами. Следствием этого стала сформулированная им теория, согласно которой при рациональном потреблении конечные степени полезности приобретенных товаров должны быть пропорциональны их ценам. Положительным в этой теории является то, что Джевонс определил роль труда, издержек производства в выяснении меновой стоимости товаров, в частности через влияние на величину предложения и «конечную степень полезности». Однако субъективная оценка потребителя, по его мнению, играет решающую роль. В то же время на протяжении длительного периода расходы производства превращаются в самостоятельный элемент стоимости. Эта мысль Джевонса является конструктивной.

 

С трудом Джевонс связывает содержание закона стоимости уравновешивания  отрицательного эффекта бремени  труда от последней единицы приложенного труда (например, последний час рабочего дня) с положительным эффектом полезности последней единицы блага, полученного от этой работы. Законом изменения ощущений в самом процессе труда он называет положительные эмоции (чувства) в начале трудового дня и их постепенное преобразование на бремя в процессе труда. Когда бремя труда и полезность созданного им продукта уравновешиваются, процесс труда прекращается. Эти положения теории Джевонса основываются на концепции наслаждения и страдания Бентама. Наслаждение измеряется интенсивностью и продолжительностью. В то же время Джевонс отмечал, что измерить на практике комплекс наслаждений и страданий невозможно, поскольку не существует единицы измерения. Джевонс утверждал о невозможности априори сравнить труд землекопа, плотника, педагога, юриста, то есть отличить сложную работу до простой. Поэтому стоимость труда должна, по его мнению, измеряться стоимостью созданного этим трудом продукта, а не наоборот. Сам труд Джевонс определял как страдания работника во время создания полезности.

 

Анализируя капитал, Джевонс доказывал, что им является, прежде всего, запас средств к существованию, запас богатства, которым владеют капиталисты и который «авансирует» рабочий. В то же время рассматривал капитал и как фонд ценностей.

 

Джевонс поддерживал теорию Дж. Милля  о целесообразности участия рабочих  в прибылях, поскольку это дает им возможность стать мелкими капиталистами. Прибыль он распределял на заработную плату за управление, страховую премию за риск и процент на капитал. Однако его мнение, что неравенство в богатстве и доходах целиком зависят от уровня индивидуальных способностей, не подтвердила практика.

 

Весомым является вклад Джевонса в  теорию индексов. Он впервые построил индекс цен за длительный период, взвешенных по показателям базового года, ввел в экономику понятие «антитовар»  и «антиполезность», обосновал закон убывающей предельной полезности на основе физиологического принципа.

 

При изучении политической экономии Джевонс акцентировал внимание на поведении  отдельных индивидов и взаимосвязи  между имеющимися ограниченными  ресурсами при их альтернативном использовании и конкретными целями (в частности попыткой индивидов максимизировать полезность создаваемых благ).

 

Конструктивными были его взгляды  о целесообразности использования  обмена для обоснования сущности производства товаров. В таком аспекте  следует рассматривать две другие сферы общественного воспроизводства – распределение и потребление.

Информация о работе Леон Вальрас 1834-1910