Кинематограф Великобритании 1895-1910 гг. и Кинематограф США 1895-1910 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:32, доклад

Краткое описание

Кинематографическое искусство играет очень важную роль в культуре США. Ежегодно кинокомпании Соединенных Штатов Америки выпускают сотни фильмов, привлекающих в кинотеатры миллионы зрителей и приносящих миллиарды долларов. Еще в девяностых годах XIX века знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон продемонстрировал свое устройство для показа движущегося изображения - кинетоскоп. Ну а после появления в 1895 году синематографа братьев Люмьер кино начало стремительно набирать популярность у публики. Тогда же в США появились первые кинокомпании, а к началу XX века их в стране были уже десятки. Большинство из них располагались в Нью-Йорке, но вскоре производители кинофильмов начали искать более подходящее для съемок место.

Вложенные файлы: 1 файл

Кинематограф США 1895.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Кинематограф  США 1895-1910 гг. 

 

Кинематографическое искусство  играет очень важную роль в культуре США. Ежегодно кинокомпании Соединенных  Штатов Америки выпускают сотни  фильмов, привлекающих в кинотеатры миллионы зрителей и приносящих миллиарды  долларов.

Еще в девяностых годах XIX века знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон продемонстрировал  свое устройство для показа движущегося  изображения - кинетоскоп. Ну а после  появления в 1895 году синематографа  братьев Люмьер кино начало стремительно набирать популярность у публики.

Тогда же в США появились  первые кинокомпании, а к началу XX века их в стране были уже десятки. Большинство из них располагались  в Нью-Йорке, но вскоре производители кинофильмов начали искать более подходящее для съемок место. Для этого были две причины: "война патентов" и климатические условия.

Большинство патентов на киноаппаратуру в США оформил Томас Эдисон, лаборатория которого располагалась  в Нью-Джерси. Не желавшие платить Эдисону патентные отчисления производители кино были вынуждены скрываться от его агентов, а на восточном побережье США сделать это было весьма сложно.

Кроме того, светочуствительность кинопленки в те годы была довольно низкой, а мощной осветительной аппаратуры еще не существовало. Поэтому процесс  съемок очень сильно зависел от погодных условий - снимать можно было лишь при ярком солнечном свете. Кинокомпании стремились найти более "солнечную" местность, чем Нью-Йорк

В 1910 году кинокомпания Biograph, одна из ведущих в США в то время, впервые снимала фильм в Лос-Анджелесе, Калифорния. Режиссеру Дэвиду Гриффиту понравился своими живописными ландшафтами и дружелюбным населением поселок Голливуд, расположенный неподалеку от города. Первым фильмом, снятым в Голливуде, стала картина "В старой Калифорнии". Прежде чем вернуться в Нью-Йорк, Гриффит снял в Голливуде еще несколько фильмов.

Привлеченные мягким климатом Калифорнии, обилием солнечного света, позволявшим снимать фильмы под открытым небом круглый год, живописными и разнообразные пейзажами, а также удаленностью от Нью-Йорка и Эдисона, в Лос-Анджелес устремились практически все производители кинофильмов. Появился новый вид предприятия, производящего кинопродукцию - киностудия.

Большинство из известных  нам сегодня американских кинокомпаний были созданы в первой четверти XX века (Paramount Pictures - в 1912 году, Warner Brothers - в 1918 году, Columbia Pictures - в 1919 году, Metro Goldwyn Mayer - в 1924 году и т. д.)

Бурную деятельность в  США в конце XIX века развил знаменитый Томас Эдисон. Непосредственно перед эрой кинематографа этот изобретатель сделал множество устройств в области фототехники и по его указанию Уильямом Диксоном, 

сотрудником принадлежащей  ему лаборатории, в 1891 году был создан «кинетоскоп» — аппарат для демонстрации движущихся фигур, патент на который был оформлен Эдисоном через два года, в 1893 году. Но уже в 1896 году в Америке появились в огромном количестве аппаратыбратьев Люмьер и других европейских фирм, которые стали здорово теснить детище Эдисона на рынке. Юристы Эдисона, опираясь на патентное право, пытались отбиться от конкурентов при помощи судебных исков, в некоторые моменты компания «Edison» вела сразу несколько десятков процессов против нарушителей. Казалось, то победа не за горами, но тут инженер У.Диксон, в своё время создавший «кинетоскоп», ушёл из «Лаборатории Эдисона» и в 1896 году основал собственную компанию под названием «Biograph», которая начала боевые действия на рынке, пытаясь «покорить» мелких кинопроизводителей — благо финансовые и юридические ресурсы у Диксона были. Длительная изнурительная борьба «двух титанов» привела к тому, что в конце 1907 года компания Эдисона собрала своих крупнейших конкурентов и предложила некий компромисс, суть которого заключалась в следующем: каждый из присутствующих контрагентов-конкурентов получает право на пользование патентом при условии определённых отчислений от кинопроката в пользу Эдисона. Контрагенты выдвинули встречное предложение — создать единую компанию, которая бы контролировала сбор процентов и при этом обладала монопольным правом на патент. Эдисон обещал подумать и через год ответил согласием: в начале 1909 года была создана «Компания кинопатентов», в которую вошли девять участников и которая в скором времени смогла прибрать к свои рукам чуть более половины всего американского кинопроката (57 %).

Однако не все были рады такому повороту событий, ведь количество участников было ограниченно — только девять, остальные должны были «платить и ещё раз платить» новоявленному монополисту. Антимонопольное законодательство США, включая знаменитый «антитрестовский закон Шермана», оказалось бессильным — «Компания кинопатентов» формально была создана только для защиты авторских прав на изобретения Эдисона и не имела отношения к дистрибуции и долям рынка, да и бороться с ней в одиночку никто не мог — ведь самые крупные игроки уже входили в «Компанию кинопатентов», а мелкие… Мелкие стали уходить на Запад, где по прежнему была «свобода», которую контролировал разве что местный шериф, а с шерифом всегда можно было договориться полюбовно. Десятки, если не сотни киностудий, многие из которых на самом деле состояли из одного человека, который был и продюсером, и автором, и киномехаником местного «салуна», начали покидать «Большое Яблоко». Они перемещались по стране, снимая и показывая свои картины на европейской кинотехнике, отыскивая места, где ещё не ступала нога «Компании кинопатентов», пока наконец их масса не начала концентрироваться в Калифорнии. Действуя под лозунгом «Мы — независимые» и в какой-то мере являясь прародителями будущего «независимого кинематографа», они снимали очень много и зачастую их продукция в художественном смысле была лучше продукции участников «Компании кинопатентов», а уж о цене и говорить нечего.

Калифорнийское местечко, когда-то названное испанцами «Лос-Анджелес», для кинематографа оказалось по своим природно-климатическим условиям просто на голову выше Нью-Йорка. Более 300 солнечных дней в году позволяли много и, по меркам того времени, с хорошим качеством снимать, разнообразные натурные планы: горы, каньоны, пустыня, океанское побережье — давали волю воображению режиссёров и операторов. И баснословно дешёвая земля. Её даже не очень покупали — зачем? Ну, кто же знал, что через десять-пятнадцать лет квадратный фут здесь стоил столько, сколько просили за гектар в 1911 году. Но «независимые» могли сколь угодно долго барахтаться в этой «калифорнийской сметане» и шансов сбить масло у них было столько же, сколько и у лягушки из известной притчи. Однако, они работали. Постепенно слухи расползались об этом райском местечке по всей Америке и вот в самом начале 1908 году в окрестностях Лос-Анджелеса появились разведчики от «Полковника» (так за глаза (и не только) звали продюсера Уильяма Николаса Зелига, чикагская контора которого входила в холдинг Эдисона), которые искали подходящую натуру для съёмок «Графа Монте-Кристо». В феврале фильм вышел на экраны, а Зелиг начал обживаться в Голливуде, по крайней мере, он стал одним из первых продюсеров на западном побережье, осевших там на постоянной основе — в 1909 году "Полковник" открыл первую «настоящую», то есть постоянную киностудию в Лос-Анджелесе, что на Миссион-роуд.

Напомним, что ранее Зелиг  обитал в Чикаго, а вся американская кинематография делалась на пространстве от Нью-Йорка до Чикаго: вестерны, например, снимались в пустынном штате Нью-Джерси, поэтому Калифорния была достаточно далека от основных «кинотроп», и её мощнейший старт в качестве главной киноплощадки страны повергает в изумление и поныне. Это всё равно, что в России перенести кинопроизводство из центральной части (Москва и Санкт-Петербург) в далёкий Владивосток, где, кстати, также превосходная натура и более 270 солнечных дней в году! Итак, Зелиг переехал в 1909 году, а тёплой зимой 1910 года (холодных зим там не бывает, среднеянварская температура +18°) в Лос-Анджелес прибыла труппа знаменитогоДэвида Уорка Гриффита.

 

Кинематограф  Великобритании 1895-1910 гг.

Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. В Великобритании к моменту распространения кинематографа существовала всемирно известнаяактёрская школа и значительные культурные традиции.

Английское кинопроизводство до 1900 года было сильно децентрализовано.

Первым английским производителем фильмов является Уильям Поль. В 1895—1896 годах он работает совместно с Бирт Акрес. Каталог Поля в декабре 1896 года состоял исключительно из натурных съемок и хроник. В 1898 году главными конкурентами Поля были представители так называемой «брайтонской школы» (работали в Брайтоне).

Среди них Уильям Фриз-Грин и его  последователи Эсме Коллинс, Джемс Уильямсон и Джордж Альберт Смит. Все они являлись членами местного фотографического клуба «Brighton & Hove Camera Club», существующего и по сей день. Конструировать аппараты им помогал механик Альфред Берлинг.

Американец Чарльз Урбан руководил филиалом кинопредприятия, открытого в Лондоне нью-йоркскими оптиками Мегуайром и Бонусом («Варвик Трэйдинг компани»). Урбан очень быстро стал одним из самых предприимчивых деятелей британского кино.

В 1899 году Сесиль Хепуорт вышел из фирмы «Варвик» и вместе с Лоули организовал свою собственную фирму.

В 1899 году Фрэнк Моттершоу основывает «Шеффилд фото компани».

Согласно Садулю представители Брайтонской школы впервые ввели в кино монтаж в современном смысле слова [1] («Злоключения Мэри Джейн», реж. Смит, 1901), первый эскиз «погони» в кино [1] («Держи вора!», реж. Уильямсон, 1901), действия, происходящие одновременно в разных местах («Нападение на миссию в Китае», реж. Уильямсон, 1901), социальный реализм[1] («Солдат запаса до и после войны», реж. Уильямсон,1903)

В области производства и по уровню мастерства английское кино было до 1902 года передовым[1]. Но уже через несколько лет оно оказалось в полном упадке. К 1908 году Уильям Поль стал торговать аппаратурой, Джемс Уильямсон продал студию и занялся изготовлением аппаратуры. Джордж Альберт Смит перестал заниматься постановками. Из производителей фильмов к 1900 году остались только Хепуорт и Урбан.

Кинокритики и историки долгое время, и не без оснований, называли английское кино «дремлющим», «нерешительным», «кинематографом  неиспользованных возможностей». Подобные высказывания имели достаточно оснований. Недооценка роли и значения нового нарождающегося искусства самими кинематографистами, их долгая и упорная борьба с Голливудом за существование сковывали на протяжении многих лет развитие британского  кино. Между тем первые шаги его  были весьма многообещающими. В самом  деле, британский изобретатель Уильям Фриз-Грин еще в 1889 году продемонстрировал  фильм длительностью в несколько секунд, предвосхитив опыты Э. Рейно, Т.-А. Эдисона и Люмьеров. Одновременно с братьями Люмьер съемочную камеру сконструировал англичанин Роберт Уильям Пол  
(1869-1943). Уже 26 марта 1896 года в лондонском зале «Олимпия» состоялся первый сеанс отечественных фильмов, снятых Р.У. Полом - главной фигурой раннего английского кинематог-рафа. Успех лент «Бурное море у Дувра» и «Индейский военный танец» позволил Полу показать свою новую работу - документальный отчет о рысистых бегах в Дерби - в знаменитом мюзик-холле «Альгамбра». Вслед за этим он перешел к съемке простейших игровых лент - «Флирт солдата» (1897), «Новая служанка», «Последний день Помпеи» (1902). Инженер-конструктор Пол построил и оборудовал первую в Англии киностудию, где он собственноручно снимал фильмы. Публика принимала их столь же восторженно, как и все ранние киноленты. В дальнейшем прославившие Пола «живые картины» вошли в историю не столько из-за своих художественных достоинств, сколько благодаря последовательному использованию в них сложных для того времени трюков - съемка с движения, применению искусственного освещения и натурным съемкам, придававшим им особую кинематографическую оригинальность. Успех Пола пробудил в Англии широкий интерес к новому зрелищу. В небольшом курортном городке Брайтоне фотограф-портретист Эсме Коллинз с помощью У. Фриз Грина, химика Джеймса Уильямсона и фотографа Джорджа Альберта Смита организовал группу энтузиастов, создавшую Полу серьезную конкуренцию.

Подобно Ж. Мельесу во Франции  и Э. Портеру в США, брайтонцы сделали немало ценных открытий, способствовавших прогрессу нового искусства. В их фильмах часто встречаются крупные планы, меняется место действия, включается съемка с движения и различные трюки. Как правило, брайтонцы использовали крупный план не механически, а осмысленно. Фильмы «Бабушкина лупа» (1900), «Что видно в телескоп» (1900), «Смешные лица» (серия - 1898-1904) открывали неведомую доселе выразительность повседневных вещей и предметов, показывая галерею забавных портретов, детали внешнего облика людей и окружающей их обстановки. Чередование крупных и общих планов в ранних английских кинолентах заложило основы простейшего монтажа. Помимо этого брайтонцы применяли кинотрюки - двойную экспозицию, обратную съемку, стоп-камеру - гораздо смелее, чем их французский собрат или Р. Пол, сочетая их с натурными съемками.

Наиболее одаренным из режиссеров брайтонской школы был  Джеймс Уильямсон (1855-1933), успех которого совпал с золотым веком кустарного кинопроизводства. Уильямсон сам  писал сценарии, снимал по ним фильмы, сам проявлял негативы, сам печатал  и продавал ленты своей первой серии «Два строптивых мальчугана». Роли мальчуганов исполняли сыновья  Уильямсона,  
и он сам, как правило, выступал в качестве актера, то есть в его руках было максимально сосредоточено все производство. Как и его коллеги, Смит и Коллинз, Уильямсон ставил не только серийные комедии и видовые ленты о жизни провинции. Среди полусотни выпускавшихся им ежегодно картин видное место занимали фильмы, посвященные злободневным проблемам современности.

Вообще раннее английское кино отличалось стремлением к реалистическому  изображению жизни. Ориентируясь на вкусы заполнявшей демонстрационные залы бедной публики, брайтонцы довольно часто обращались к социальным темам, показывая тяжелый и опасный  труд шахтеров («День из жизни шахтера», «Ужасный взрыв в шахте», 1903), бесправное положение моряков («Гнет на океанских  кораблях»), бесчеловечную жестокость британских тюрем («Побег каторж-ника», 1903), нищенскую жизнь семей военнослужащих («Солдат запаса до и после войны», 1902; «Подождите, когда вернется Джек», 1903). Быстрый подъем раннего английского  кино способст-вовал становлению  разных жанров. Экранизации классиков  соседствовали с уголовными фильмами, воссоздававшими сенсационные эпизоды полицейской хроники (например, побег и гибель знаменитого бандита Чарлза Писа, 1905), с сентиментальными драмами и мелодрамами (вроде популярной ленты «Спасенная Ровером» (1905), автор которой, режиссер С. Хепуорт, покорил публику трогательным рассказом о преданности собаки, разыскавшей похищенного младенца своих хозяев), и имели такой же успех, как трюковые или исторические постановки. Но ведущее место твердо заняла комедия - бытовая, эксцентрическая, фантастическая. Наряду с кинокомедией особой любовью английского зрителя пользовались документальные фильмы, освещавшие злободневные политические события (похороны королевы Виктории), быт провинции (серия «Сельская жизнь»), жизнь простых англичан («Жизнь шахтера»), а иногда и деятельность прославленных современников (картина о выдающейся театральной актрисе Эллен Терри). Почти все пионеры снимали натурные фильмы и хронику, однако ведущее место в документальной продукции раннего периода захватил Чарлз Урбан - ловкий бизнесмен, приехавший в Англию в качестве агента Т.А. Эдисона, но быстро превратившийся во владельца кинокомпании «Уорвик». В основном Урбан выпускал фильмы о путешествиях, но гораздо больший интерес представляли его научно-познавательные картины. Работая над серией фильмов о жизни растений «Мир перед твоими глазами», Урбан широко использовал микрокиносъемку - так называемую «лупу времени», позволяющую увидеть весь процесс развития растений. До 1914 года Ч. Урбан успел сделать пятьдесят четыре фильма, в том числе несколько цветных.

Информация о работе Кинематограф Великобритании 1895-1910 гг. и Кинематограф США 1895-1910 гг