Исторический портрет Нестора Махно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:15, реферат

Краткое описание

Десятки лет нас приучали к двухцветному видению гражданской войны. Красно-белое понимание российской междоусобицы невольно помещало во «вражеский лагерь» всех несогласных или не вполне согласных с большевиками. К ним относили и лидера украинского анархизма Нестора Махно.
Упоминания о нем в трудах по истории гражданской войны и в энциклопедических изданиях имели чисто негативный характер, поскольку его называли одним из предводителей анархо-кулацкой контрреволюции, который открывал фронт Деникину, братался с Петлюрой, объединялся с Врангелем. Делали свое дело кинематографисты и романисты, рисуя крестьянского вожака как кровожадного душегуба и изувера. Существует и другой - парадный - портрет Махно в зарубежных изданиях: там он выписан как истинный народный вождь, наследник Пугачева и Разина, талантливый полководец, лихими конными атаками сметавший гетманщину и петлюровщину, интервентов и белогвардейцев, отстоявший революции и успешно строивший безвластное общество в родном Гуляйполе.

Содержание

Введение
1. Биография Нестоа Махно
2. Определение политической линии Махно
3. Махновщина
4. Слава Н. Махно
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад. Изгарская.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

МИНОБР НАУКИ РФ

Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия

Исторический факультет

Заочное обучение

 

 

 

 

 

 

Исторический портрет Нестора Махно


 

 

 

 

Выполнила: Изгарская Ксения,

студентка IVкурса

исторический факультет, з/о

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2014

Содержание

Введение

  1. Биография Нестоа Махно
  2. Определение политической линии Махно
  3. Маховщина
  4. Слава Н. Махно

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Десятки лет нас приучали к двухцветному видению гражданской войны. Красно-белое понимание российской междоусобицы невольно помещало во «вражеский лагерь» всех несогласных или не вполне согласных с большевиками. К ним относили и лидера украинского анархизма Нестора Махно. 

Упоминания о нем в трудах по истории гражданской войны и в энциклопедических изданиях имели чисто негативный характер, поскольку его называли одним из предводителей анархо-кулацкой контрреволюции, который открывал фронт Деникину, братался с Петлюрой, объединялся с Врангелем. Делали свое дело кинематографисты и романисты, рисуя крестьянского вожака как кровожадного душегуба и изувера. Существует и другой - парадный - портрет Махно в зарубежных изданиях: там он выписан как истинный народный вождь, наследник Пугачева и Разина, талантливый полководец, лихими конными атаками сметавший гетманщину и петлюровщину, интервентов и белогвардейцев, отстоявший революции и успешно строивший безвластное общество в родном Гуляйполе.

Я выбрала эту тему для своего реферата, что бы найти ответ на вопрос о том, каким же на самом деле человеком был Нестор Иванович Махно.

 

1. Биография Н. Махно

Нестор Иванович Махно родился в 1888 году в семье крестьянина-бедняка Екатеринославской губернии. В семь лет стал подпаском, а, окончив три класса церковноприходской школы, батрачил в имениях помещиков, работал на гуляйпольском заводе. В 1906 году, когда волна революционного брожения охватила Украину, семнадцатилетний юноша примкнул к, молодежному кружку анархистов-коммунистов, участвовал в террористических покушениях на полицейских чинов. Схваченный жандармами, был приговорен к повешению, но из-за несовершеннолетия смертный приговор ему был заменен бессрочной каторгой. Каторгу отбывал закованным в кандалы, в Бутырской тюрьме. Время заключения не прошло зря, В ту же тюрьму был посажен анархист Петр Аршинов (впоследствии своего рода политический руководитель махновщины и ее историограф). От него молодой революционер узнал много интересного о былых восстаниях русских и украинских крестьян, познакомился с учениями Бакунина и Кропоткина. Его страстью стали политические споры, он пытался писать небольшие статьи на злободневные темы, пробовал даже сочинять стихи.

Освобожденный Февральской революцией из тюрьмы, Махно возвращается в Гуляйполе; население встречает его не только с сочувствием - как потерпевшего от царской власти, но и с уважением - как смелого революционера. Махно становится руководителем местных анархистов, при их поддержке избирается председателем Крестьянского союза, а затем и Гуляйпольского Совета.

К лету 1917 года Махно вооружает за счет экспроприации помещиков целый отряд, распускает земскую управу, сам становится во главе земства и объявляет себя комиссаром Гуляйпольского района. В сентябре 1917 года гуляйпольский съезд крестьян постановил ликвидировать помещичье землевладение, оставив помещикам и кулакам землю по трудовой норме.

Подобные решения приняли и многие другие уездные съезды крестьян. Попытка губернских чиновников навести «порядок» - разоружить отряд и привлечь к ответственности Махно - не удалась. Фактически власть Временного правительства в Гуляйполе уже не признавалась. Вообще в 1917 году анархическая демократия Гуляйполя в самые критические моменты революции неизменно поддерживала петроградский пролетариат, большевиков. В апреле гуляйпольцы присоединились к лозунгу «Долой 10 министров-капиталистов!». В июльские дни осудили Керенского, а в августе - Корнилова. Они приветствовали. Октябрьский переворот и разгон Учредительного собрания, рассматривая его как никчемную картежную игру политических партий. А вот отношение к Брестскому миру было иное, Ведь по условиям Брестского мира часть Украины была оккупирована немецкими и австрийскими войсками, а это, по мнению Махно, приводило к торжеству контрреволюции на Украине.

Провозглашенной в январе 1918 года в Гуляйполе Советской власти вскоре пришлось собирать силы для борьбы с австро-германской интервенцией и ее союзниками - украинскими националистами, Махно, как председатель Гуляйпольского ревкома, сформировал для защиты революции отряд, который с боями отступал до Таганрога, но там «черная гвардия», не желавшая уходить далеко от дома, распалась. Оставшись без воинства, Махно решает посетить анархистские центры России, но всюду - в Ростове, Царицыне, Саратове - застает лишь множество групп и группок, не связанных между собой ни общей целью, ни единством действий. Некоторые анархисты перешли на службу Советской власти, другие проводили время в бесцельных словопрениях. Причина разобщенности и бессилия анархического движения, по мнению Махно, в его разрозненности и неорганизованности. Несмотря на то, что большинство анархистов проповедовали полную автономию личности и отказ от всякой дисциплины и организации, Махно именно в них видел залог будущих успехов анархического движения. Летом 1918 года Махно поехал в Москву встретиться с лидерами анархических групп и поговорить о характере работы среди украинского крестьянства. Но разумных советов не получил, «лидеры» были заняты политическими интригами, заговорами против Советской власти. Махно встретился с Лениным и Свердловым и даже нашел с ними какое-то взаимопонимание Восторженный поклонник Кропоткина, он был тепло принят отцом анархизма и воодушевленный вернулся на Украину. Кстати, достать билет до дома ему помог Ленин. В пути с чемоданом анархической литературы его схватили немецкие власти. Спасение пришло от земляка-еврея, внесшего за его освобождение большую сумму денег.

В Гуляйполе Махно вновь формирует повстанческий отряд и вступает в партизанскую борьбу с австро-германскими и гетманскими частями. Его отряд, совершая молниеносные налеты на войсковые гарнизоны и полицейские участки, тотчас бесследно исчезал, чтобы столь же неожиданно нанести новый удар в другом месте. Излюбленный тактический прием Махно - появление в стане неприятеля в форме гетманской полиции. Разузнав планы противника, он присоединялся к его отряду якобы для поимки Махно, но в дороге махновцы внезапно обнажали шашки и уничтожали этот отряд. Захваченных офицеров, как правило, расстреливали, а солдат распускали. В ответ на жестокие расправы помещиков и немецких войск над крестьянами махновцы беспощадно разрушали и жгли усадьбы, это была не только месть за угнетение, но и своего рода надежда, что старое не повторится. Как и подольские крестьяне, они могли бы сказать: «А мы для того сжигали их гнезда, чтобы эти птички никогда к нам назад не прилетели». 1

Местные помещики, укрывавшиеся в больших городах, кулаки и немецкие власти решили, во что бы то ни стало уничтожить Махно и его отряд. Под селом Дибривка они окружили его, однако повстанцам удалось вырваться из окружения. Здесь, под Дибривкой, стойкость и отвага Махно, нашедшего путь к победе в, казалось бы, безнадежном положении, произвели такое впечатление на крестьян, что они сказали: « Отныне ты наш украинский батько, и мы умрем вместе с тобою. Веди нас против врага». Весть о победах Махно разнеслась по окрестным губерниям, со всех сторон к нему стали стекаться новые бойцы. Под его командой объединилось несколько отрядов.

2. Определение  политической линии Махно

В советской литературе анархизму часто давалось однозначное определение - мелкобуржуазное, контрреволюционное или реакционно-политическое течение. Действительно, многие анархисты заняли враждебные Советской власти позиции, но были среди них и колебавшиеся, и лояльно относившиеся к власти Советов, и даже вступившие в Коммунистическую партию. Ленин писал в то время, что анархисты, так же как меньшевики и эсеры, «беспомощно метались: часть помогала нам, часть портила работу криками против военной дисциплины или скептицизмом».2

 Известен классический  пример двух братьев-анархистов  из 2-го балтийского флотского  экипажа. Младший брат - Анатолий  Железняков - командовал отрядом  при взятии Зимнего дворца, в  январе 1918 года, будучи начальником  караула Таврического дворца, по  приказу Советского правительства  участвовал в роспуске Учредительного  собрания, затем сражался с белогвардейцами  на юге Украины. Однако вожаком  буйствующего матросского большинства  был старший брат - Виктор, бежавший  на юг, боровшийся против Советской  власти и убитый при разгроме  одной из бандитских групп. Многие анархисты переходили на сторону большевиков: знаменитый Григорий Котовский, А.В. Мокроусов - член Севастопольского Совета, который во главе отряда моряков вел бои с немецкими оккупантами и белыми частями на Украине и в Крыму.

Крупные военные должности занимали анархист И.П. Жук и анархист-синдикалист В.С. Шатов, который впоследствии был министром обороны Дельневосточной республики. Анархист-коммунист Н.А. Каландаришвили - командир партизанского отряда в колчаковском тылу. Во Владимирской губернии к большевикам перешел Д.А. Фурманов, видный деятель Ивановского Совета, а в Екатеринославской губернии - председатель Павлоградского Совета рабочих депутатов анархист-синдикалист А.М. Аникст.

В России в 1917 году существовало до восьми разновидностей анархизма. Последователи П.А. Кропоткина называли себя анархо-коммунистами; они выступали против государственной власти, надеялись создать коммунистическое общество, основанное на общественной собственности и распределении жизненных благ по потребностям, на взаимной помощи и солидарности. Влиятельным течением был анархо-синдикализм; сторонники его отвергали политическую борьбу, руководящую роль политических партий и считали, что новым обществом после революции будет руководить федерация синдикатов (профсоюзов). Значительную опасность представлял стихийный анархизм масс, носителями которого были экстремистки настроенные солдаты и матросы разложившейся старой армии и флота. Некоторые из них от идейного анархизма легко переходили к грабежам и разбою.

Свойственное анархистам нетерпение проявилось и в отношении к Октябрьской революции. Они отрицали ее законодательную деятельность и декреты как несовместимые со свободой личности, ожидали, что после свержения буржуазии сразу же наступит «рай земной». Поскольку рай не наступал, анархисты выдвинули лозунг «третьей революции», которая должна свергнуть Советское правительство и ликвидировать государство диктатуры пролетариата.3

Весьма оживленно обсуждали анархисты вопрос о собственности. Многие из них вообще отрицали все виды собственности и даже убеждали, что они за коллективное «владение», но против коллективной собственности. Они вполне разделяли мнение некоего Б.С., который в анархо-синдикалистском журнале писал: «когда капиталы и орудия производства не принадлежат никому, они - ничьи».4

Организацией производства анархисты интересовались мало. Все их внимание было направлено на распределение. В московском «Доме анархии» питание и одежда выдавались без оплаты и по потребностям. Запасы пополнялись отрядами «черной гвардии», проводившей беззаконные реквизиции частных лавок и складов. Анархисты самочинно занимали один за другим богатые московские особняки, захватывали частные и государственные ценности.

В ночь на 11 апреля 1918 года в Москве отряды чекистов окружили броневиками захваченные анархистами особняки и дали им пять минут на размышление для решения вопроса о сдаче оружия. Большинство анархистских гнезд сдалось без сопротивления. В Петрограде разоружение «черной гвардии» вообще прошло без жертв. Хотя анархистские группы в 1918 году действовали в 130 городах, движение оставалось распыленным и неорганизованным. Крайний индивидуализм, отрицающий всякое ограничение прав личности, дисциплину, мешали объединению анархистов.

Не удались и попытки анархистов поднять под своими лозунгами деревню. Исключением было большое село Гуляйполе на юге Украины, где анархические группы существовали еще с 1905 года. Деятельность Махно привлекла в Гуляйполе несколько десятков «набатовцев» Конфедерация анархистов «Набат» действовала на Украине в 1918-1920 годах во главе с В.М. Волиным (Эйхенбаумом), который впоследствии был председателем реввоенсовета в армии Махно., а также видных анархистов из Москвы и Петрограда. Некоторые из них служили в культурно-просветительском отделе его штаба. Махно видел в них идейную опору своего движения: анархисты взяли на себя издание повстанческой газеты, вели агитацию среди крестьян, вовлекая их в повстанческую армию.

3. Махновщина

Социально-революционное движение на Украине, известное под названием махновщины, нельзя рассматривать однозначно как анархо-кулацкую контрреволюцию. Это была крестьянская война против Советской власти на юге Украины.

И сам Махно, и его друзья-анархисты неустанно на митингах и в газетах рисовали повстанцам все прелести привольной и богатой жизни в безвластной «Анархо-Махновии», свободной от партий, комиссаров и другого начальства, самостоятельно устраивающей свою трудовую жизнь, свои порядки, свой вольный строй. Направленные одно время в повстанческие части большевики-комиссары убеждали крестьян и махновцев в необходимости руководства Советами со стороны Коммунистической партии, губкомов и ревкомов, в необходимости продотрядов, комбедов, продразверстки. Однако распоряжения о продразверстке, о превращении помещичьих имений в совхозы, а порой и террор продотрядов буквально провоцировали крестьян на восстания.

Недовольство кулаков, а также середняков (они составляли большинство крестьян на Украине) аграрной политикой Советской власти ловко использовали различные бандитские шайки. На Правобережной Украине свирепствовали атаманы Ангел, Сатана, Зеленый, Соколовский. Махно отличался от них тем, что стремился поддерживать с населением добрые отношения. Он иногда расстреливал грабителей, запрещал снимать лошадей с полевых работ, а за взятого у крестьянина коня приказывал отдать несколько уставших лошадей. Крестьяне, измученные реквизициями и поборами при многократной смене на Украине властей, в повстанцах видели свое войско и поэтому охотно помогали им фуражом и продовольствием, укрывали и лечили раненых. Махно выставлял себя благодетелем деревни и делился с населением добром (сахаром, мануфактурой и т. д.), захваченным в задержанных поездах, разграбленных городах или экспроприированных имениях.

Выступая от имени крестьянства и рабочего населения Гуляй-поля, сам Махно долгое время занимал уклончивую позицию по отношению к Советской власти. Пришедшая на смену призрачной гетманской власти Петлюровская Директория, стремившаяся восстановить помещичью собственность и объявить «самостийность» Украины, была для него неприемлема. Идея самостийности Украины не получила популярности на левом берегу Днепра, поскольку здесь существовали различные по этническому составу поселения - украинские, русские, греческие, еврейские. Здесь было больше промышленности и рабочего-класса и, хотя медленнее, чем в российских губерниях, но быстрее, чем в правобережных губерниях, утверждалась Советская власть.5

Информация о работе Исторический портрет Нестора Махно