Идеи государственного устройства в работах Л.А. Тихомирова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение самой личности Л.А. Тихомирова, реконструкция системы его взглядов, выделение философских и государственно – правовых аспектов и определения их места и роли в этой системе. Объектом исследования является жизненный и творческий путь Л.А. Тихомирова. Предметом исследования – непосредственно философские и государственно правовые идеи в работах Тихомирова.

Содержание

Введение……………………………………………………………...........3
Глава 1. Биография Л.А. Тихомирова…………………………............6
Глава 2. Идеи государственного устройства в работах Л.А. Тихомирова……………………………………...…………………….........15
Глава 3. Философско-правовые воззрения Л.А. Тихомирова.............26
Заключение……………………………………………………………......38
Список использованных источников и литературы……………….....40

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление: 

     Введение……………………………………………………………...........3

     Глава 1. Биография Л.А. Тихомирова…………………………............6

     Глава 2. Идеи государственного устройства в работах     Л.А. Тихомирова……………………………………...…………………….........15

    Глава 3. Философско-правовые воззрения Л.А. Тихомирова.............26

    Заключение……………………………………………………………......38

    Список использованных источников и литературы……………….....40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Консервативная тематика вызывает в сегодняшнем обществе устойчивый интерес. И это не мудрено: если еще в советские времена, в силу идеологического несоответствия «правые» были несколько отодвинуты на второй план внимания историков, то в современной науке, кажется, ситуация изменилась с точностью до-наоборот. Нет, пожалуй, ни одной области консервативной общественно-политической мысли, куда не проник бы цепкий взгляд исследователя. Партии и общественные движения, персоналии и консервативная идеология, юридические, политические, философские и другие взгляды консервативной составляющей российского исторического процесса – все это подвергается самому пристальному изучению. Не удивительно, что огромный исследовательский интерес вызывает и такая в свое время незаслуженно забытая фигура как Лев Александрович Тихомиров. На протяжении последних двадцати лет к его творчеству обращались историки, юристы, политологи, философы, экономисты, вычленяя в богатом литературном наследии Тихомирова интересующие их элементы. И это было несложно сделать, так как творческий багаж Тихомирова весьма богат и обширен. Длительная публицистическая и общественно-политическая жизнь автора оставила после себя огромное поле для исследования. Учитывая большую общественную востребованность консервативных идей, способных дать свой ответ на ряд вызовов современности, попытка комплексной реконструкции мировоззрения Тихомирова мыслится более чем актуальной.

Источниковой базой курсовой работы являются произведения самого Л.А. Тихомирова, его воспоминания, статьи в из различных журналов, а так же научные труды. Наверное, важнейшей работой Тихомирова является «Монархическую государственность»(1905 г). Это - уникальный труд в отечественной социально-политической мысли, даже противники монархии называли его «лучшим обоснованием идеи самодержавной монархии»[2]. Цель этой работы - не познакомить с прошлым, а дать напутствие на будущее.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. фигура Тихомирова, его мировоззрение и общественная деятельность привлекают к себе все больше внимания ученых и публицистов. Рассматривая исследовательские статьи, в большом количестве появившиеся в это время и освещающие различные аспекты социально-экономической, религиозной или публицистической деятельности Тихомирова, а также работы, посвященные анализу его взаимоотношений с другими представителями «правых» сил и анализирующие причины отхода Тихомирова от революционного движения, следует отметить повысившийся в научном плане уровень публикаций.

Также интересно в свете современного отечественного религиозного ренессанса обращение таких авторов, как A.B. Репников, С.М. Сергеев, М.Б. Смолин, А.Г. Трифонов, А.Р. Ефименко, к крайне мало исследованной до сих пор сфере деятельности JI. Тихомирова - его апокалипсическим изысканиям . И, конечно, особенно обращает на себя внимание подвижническая деятельность московских ученых А. Репникова, С. Сергеева и М. Смолина, вернувших в научный оборот до недавнего времени совершенно неизвестные в научных кругах работы Л. Тихомирова, такие, как мистическая повесть «В последние дни», огромное историософское полотно «Религиозно-философские основы истории» и его дневниковые записи за 1915-1917 гг 
[2; 3; 4; 5; 6; 12; 19].

Методологической основой работы служат основные обязательные методологические принципы написания исторического исследования – принципы историзма, научной объективности и системности. На данные методологические основы опирались конкретные методы исторического исследования – проблемно-хронологический и историко-сравнительный. Специфика основного предмета исследования (историческая персоналия) потребовали использования биографического и психологического метода. Благодаря соединению этих методов появилась возможность связать общие проблемы истории России с индивидуальной судьбой Л.А. Тихомирова, обнаружить и реконструировать его мировоззрение и общественно-политические взгляды, как уникальную совокупность религиозных, философских, научных и традиционалистских компонент.

Целью исследования является рассмотрение самой личности Л.А. Тихомирова, реконструкция системы его взглядов, выделение философских и государственно – правовых аспектов и определения их места и роли в этой системе. Объектом исследования является жизненный и творческий путь Л.А. Тихомирова. Предметом исследования – непосредственно философские и государственно правовые идеи в работах Тихомирова. Осуществление указанной цели требует решения ряда исследовательских задач:

    1. Более углубленно рассмотреть исторические обстоятельства повилявшие на формирование личности Л.А. Тихомирова;
    2. Провести анализ идей государственного устройства в работах Л.А. Тихомирова;
    3. Проанализировать философско-правовые воззрения Л.А.Тихомирова.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав основного содержания, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография Л.А. Тихомирова

В последние годы имя Л.А. Тихомирова из общественного забвения было извлечено на свет политической публицистикой консервативного толка. В спорах о судьбах России в 1989 г. мюнхенский журнал «Вече» призывал обращаться к идеям «величайшего знатока государства и философа» Л.А. Тихомирова, жизненный путь которого назывался «благостно - поучительным». Он начал революционером, а закончил монархистом и православным христианином[5, с.113 - 117].

Его отцом был Александр Александрович Тихомиров происходивший из духовного звания, из Тульской губернии. Дед Л.А. Тихомирова священник Александр Родионович Тихомиров и его жена Мария Дмитриевна имели семеро детей. Александр Александрович Тихомиров родился в селе Ильинском в 1813 г., 8 сентября и был старшим в семье. Окончив в 1832 году с отличием Тульскую семинарию и в 1840 г. – Медико-хирургическую академию с золотой медалью, А.А. Тихомиров служил военным врачом на Кавказе[5, с. 22 - 28].

Мать Л.А. Тихомирова – Христиана Николаевна, в девичестве Каратаева, – родилась 10 апреля 1828 г. в Севастополе. Ее отец, Николай Васильевич Каратаев умер в 1839/1840 – малороссийского происхождения, был инженер-полковник. Ее мать, Екатерина Петровна Шекарадзина, происходила из ополячившихся татар. Сама Х.Н. Тихомирова окончила институт благородных девиц в Керчи, в 1844 году. В следующем, 1845 году она вышла замуж за Семена Ивановича Соколова, сослуживца А.А. Тихомирова, но тот через полгода 6 января 1846 г. умер.

17 августа 1847 г. Александр Александрович Тихомиров бракосочетался с Христианой Николаевной. В 1852 году, в военном укреплении Геленджик, 19 января Лев Александрович Тихомирович появляется на свет. Имя «Лев» он получает в честь Св. Льва, папы Римского [3].

В 1869 г. Л.А. Тихомиров оканчивает керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью. По собственным воспоминаниям, он с 3-го класса гимназии пристрастился к чтению «Русского слова» и его любимым писателем становится Писарев[5, с. 25 - 32].

В августе 1870 г. Л.А. Тихомиров поступает в Императорский Московский университет, сначала на медицинский факультет, а затем переводится на юридический. В университете он становится активным членом общества «чайковцев», его революционная кличка «Тигрыч». В ночь на 11 октября 1873 г. Л.А. Тихомиров арестовывают на квартире Сергея Силовича Синегуба. 6 декабря 1873 г. его помещают в Петропавловскую крепость. Как осужденный по делу о пропаганде в Империи № 134 – 1874 г. или по процессу 193-х, Л.А. Тихомиров проводит в тюрьме 4 г., 3 месяца и 6 дней. В январе 1878 г. его освобождают, а в мае того же г. он едет на родину в Кубанскую область.

Объявляется Тихомиров  в октябре 1878 г. в Санкт-Петербурге , где, на нелегальном положении жил до апреля 1881 г. под вымышленными фамилиями. Именно в Питере, Лев Александрович становится членом «Земли и Воли». После раскола «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю» он примкнул к последней, став членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции газеты «Народной воли» [3].

Постепенно Тихомиров становится признанным идеологом революционного народничества, его статьи в большом количестве выходят в легальной и нелегальной печати («Дело», «Вестник Народной воли» и т. д.). Он - автор нескольких пропагандистских брошюр для народа: «Сказка о четырех братьях», «Пугачевщина». О роли Тихомирова в «Народной воле» можно судить по словам одного из признанных руководителей «Народной воли» А.Д. Михайлова, который оценивал деятельность Тихомирова самым высоким образом. 16 февраля 1882 г. он писал: «Завещаю вам, братья, беречь и ценить нашего доброго Старика (один из псевдонимов Тихомирова), нашу лучшую умственную силу» [5, с. 120 - 123]. Однако уже тогда была заметна некоторая неудовлетворенность Тихомирова революционными идеями: «Лев Тихомиров - наш признанный идейный представитель, теоретик и лучший писатель, уже в 1881 году отличавшийся некоторыми странностями и, быть может, носивший в душе зачатки психологического переворота, который привел его к полному изменению прежней идеологии и сделал из революционера и республиканца - монархиста, из атеиста - религиозного ханжу, а из социалиста - единомышленника Каткова и Грингмута», писала в своих дневниках В.Фигнер [5, с. 120 - 123]. Однако, несмотря ни на что посылая брошюру «Почему я перестал быть революционером» товарищу министра внутренних дел В.К. Плеве, Тихомиров признавался: «Если мы отбросим все наговоры и неточности, остается все-таки факт, что в течение многих лет, я был одним из главных вожаков революционной партии, и все эти годы, - сознаюсь откровенно, - сделал для ниспровержения существующего правительственного строя все, что только было в моих силах»[5, с. 120 - 123].

После убийства Александра II народовольцами и последовавшего за этим разгрома «Народной воли», в 1882 г. Тихомиров уехал в Швейцарию, а затем перебрался во Францию. За границу выехала и его жена Екатерина Дмитриевна, с которой он обвенчался еще в 1880 г. Обосновавшись в Париже, Тихомиров продолжал заниматься революционной деятельностью. Именно за границей в его взглядах произошел перелом. Уехав из России революционером-нелегалом, он вернется туда православным монархистом.

Эмигрантские годы (1882-1889 гг.) - это время напряженных теоретических поисков, осмысления всего революционного опыта, когда каждым месяцем росло отчаяние и разочарованность Тихомирова, в своих прежних идеалах. Тяжкие думы усугублялись постоянным безденежьем, порождающим ссоры между супругами и болезнью сына (менингит). В 1884 г. одна за другой следуют записи: «Я еще никогда не был в таком настроении, близком к отчаянию. Будущее темно»; «Страшно за будущее! Иногда я спокоен и чувствую какое-то странное утешение, когда думаю, что одна секунда, одно движение пальца может навсегда освободить от всякой гадости и тяжести. Но это редко. Я все еще боюсь смерти, и иногда хочется жить, безумно хочется. Вообще паскуднейшее состояние. Чем-то это кончится!»; «Все рушится кругом»[12, c. 86 - 88].

5 января 1888 г. Тихомиров записывает  в дневнике о радикальных революционерах: «Я, безусловно ничего общего с ними не имею, и просто начинаю ненавидеть то бунтовское направление и настроение, которые составляют существеннейшую подкладку нашего революционного движения». Задумываясь о будущем, он не видел впереди ничего хорошего: «Передо мною все чаще является предчувствие или, правильнее, ощущение конца. Вот, вот конец жизни <...> Я уже почти не имею времени что-нибудь создать: мне уже, - страшно сказать, - тридцать шесть лет, и я, видимо, дряхлею. Ужасно! Еще немного, - и конец, и ничего не сделано, и перед тобой нирвана. И сгинуть в бессмысленном изгнании, когда чувствуешь себя так глубоко русским, когда ценишь Россию даже в ее слабостях, когда видишь, что ее слабости вовсе не унизительны, а сила так величественна <...> Это ужасно, это возмутительно!» (12 июня 1888 г.) [15, c. 210 - 215].  В том же году вышла брошюра Тихомирова «Почему я перестал быть революционером?», которая окончательно подвела черту под его прошлым. 12 сентября 1888 г. Тихомиров подал Александру III прошение с просьбой о помиловании. Он был прощен, и, вернулся в Россию[15, c. 210 - 215].

Первым делом, которое исполнил Тихомиров по возвращению в Россию, было покаяние перед прахом императора Александра II, против власти которого так ожесточенно боролся, будучи революционером. Лидер революционеров становится ревностным приверженцем самодержавия и крупнейшим идеологом монархического движения[3].

Однако, несмотря на помилование, возвращение к активной публицистической деятельности в России оказалось для Тихомирова не простым. Амнистия сопровождалась сохранением гласного надзора сроком на 5 лет и запретом жить в столицах. К тому же, русская консервативная печать отнеслась к переменам в воззрениях Тихомирова весьма настороженно. 4 мая 1890 г. он записал в дневнике: «А мое такое положение, что либералы ругают, а консерваторы игнорируют, а правительство содержит под надзором»[5, с. 125 - 129]. Правда, правительственная проверка длилась недолго. Уже в конце 1890 - начале 1891-го г. ему разрешили жить в Москве, был снят и полицейский надзор. От сомнительных же предложений со стороны жандармов Тихомирову удалось отказаться. Он заявил по этому поводу, что подавал «прошение на высочайшее имя не для того, чтобы быть шпионом». Сотрудничество с полицией ограничилось составлением справок по истории революционного движения и записки «О нравственном влиянии на молодежь»[5, с. 125 - 129]. Он рекомендовал в качестве единственно верного средства борьбы против революционных идей «оздоровление» идей самодержавных («между прочим, путем повышения научного уровня»). Но теоретические рассуждения Тихомирова были признаны полицией «непрактичными».

Информация о работе Идеи государственного устройства в работах Л.А. Тихомирова