Государственное устройство Израиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

1. Президент. Президент является главой Государства Израиль. Порядок избрания, срок полномочий, статус и обязанности президента определяются Основным законом о президенте государства от 1964 г., с изменениями, внесенными в апреле и июле 1969 г., в 1996 г., 1999 г. и 2002 г. В прошлом президент избирался на пятилетний срок (по еврейскому календарю) простым большинством в ходе тайного голосования на специальном заседании Кнесета. В 1999 г. Основной закон о президенте был изменен, и каденция президента страны была продлена до семи лет. При этом если в прошлом президент мог повторно баллотироваться и избираться на свой пост (второй президент страны И. Бен-Цви после своего избрания в 1952 г. переизбирался на высший государственный пост еще дважды: в 1957 г. и в 1962

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...…3
1.Президент…………………………………………………………………………..……3
2. Кнесет……………………………………………………………………………………4
3.Основы конституционального законодательства государства Израиль………….….9
4.Правительство…………………………………………………………………………..12
5.Государственный контролер……………………………………………………..…….15
6.Органы местного самоуправления…………………………………………………….16
7.Полиция…………………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………..…….21
Приложение 1…………………………………………………………………………..…….23
Приложение 2………………………………………………………………….……………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Израиль.docx

— 98.14 Кб (Скачать файл)

                 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...…3

1.Президент…………………………………………………………………………..……3

2. Кнесет……………………………………………………………………………………4

3.Основы конституционального законодательства государства Израиль………….….9

4.Правительство…………………………………………………………………………..12

5.Государственный контролер……………………………………………………..…….15

6.Органы местного самоуправления…………………………………………………….16

7.Полиция…………………………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………..…….21

Приложение 1…………………………………………………………………………..…….23

Приложение 2………………………………………………………………….……………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Израиль — парламентская республика. Главой государства является президент. Высший законодательный орган — Кнесет. Высший орган исполнительной власти — правительство во главе с премьер-министром.

 

1. Президент. Президент является главой Государства Израиль. Порядок избрания, срок полномочий, статус и обязанности президента определяются Основным законом о президенте государства от 1964 г., с изменениями, внесенными в апреле и июле 1969 г., в 1996 г., 1999 г. и 2002 г. В прошлом президент избирался на пятилетний срок (по еврейскому календарю) простым большинством в ходе тайного голосования на специальном заседании Кнесета. В 1999 г. Основной закон о президенте был изменен, и каденция президента страны была продлена до семи лет. При этом если в прошлом президент мог повторно баллотироваться и избираться на свой пост (второй президент страны И. Бен-Цви после своего избрания в 1952 г. переизбирался на высший государственный пост еще дважды: в 1957 г. и в 1962 г.), то принятая в 1999 г. пятая поправка к закону ограничила срок пребывания президента в должности одной каденцией. Процедура избрания президента осталась без изменений. Десять и более членов Кнесета могут выдвинуть своего кандидата, но ни один член Кнесета не может голосовать более чем за одного кандидата. Кандидатом на пост президента может быть любой гражданин Израиля, являющийся жителем страны. Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения каких бы то ни было повинностей. Местопребывание президента — столица государства, Иерусалим.

До 1996 г. и начиная с 2003 г., одной из основных функций президента являлось и является возложение ответственности по формированию правительства на одного из членов Кнесета, как правило (но не обязательно) — лидера крупнейшей фракции в  Кнесете. Так, например, в октябре 1950 г., после объявления Д. Бен-Гурионом о своей отставке с поста премьер-министра, в обстановке парламентского кризиса президент страны Х. Вейцман поручил формирование правительства министру юстиции П. Розену, хотя возглавляемая им фракция центристской Прогрессивной партии насчитывала лишь пять депутатов, являясь шестой по численности в Кнесете первого созыва. (Пинхас Розен, однако, не сумел справиться с порученной задачей, и главой исполнительной власти вновь стал Д. Бен-Гурион.) В 1996, 1999 и 2001 гг. глава правительства избирался прямым голосованием всех граждан страны, однако после принятия в 2001 г. третьей редакции Основного закона о правительстве президент был вновь наделен полномочиями по назначению премьер-министра. Президент уполномочен принимать отставку правительства, а также принимать решение о роспуске Кнесета.

Согласно  статье 11 Основного закона о президенте, в его функции входит также  подписание законов (за исключением  трактующих его собственные полномочия); аккредитование дипломатических представителей государства и принятие верительных  грамот иностранных дипломатов; подписание международных договоров Израиля  после их ратификации Кнесетом; приведение к присяге судей и их отстранение  от исполнения служебных обязанностей в определенных законом случаях; амнистирование и смягчение наказания  осужденным.

Президент может подать в отставку, направив соответствующее письмо председателю Кнесета. В случае, если президент  государства по какой-либо причине (состояние здоровья, несоответствие должности, порочащее поведение  и т. п.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнесет, согласно статье 20 Основного закона, квалифицированным большинством в 3/4 голосов может принять решение об отстранении президента от должности. Согласно статье 23(а) Основного закона, в этом случае, как и в случае освобождения президента от должности или временного прекращения им выполнения своих обязанностей, последние переходят к председателю Кнесета.

Президентами  Государства Израиль были: Х. Вейцман (в 1948–1952 гг.), И. Бен-Цви (в 1952–1963 гг.), З. Шазар (в 1963–1973 гг.), Э. Кацир (в 1973–1978 гг.), И. Навон (в 1978–1983 гг.), Х. Герцог (в 1983–1993 гг.) и Э. Вейцман (в 1993–2000 гг.). После досрочной отставки Э. Вейцмана в июле 2000 г. президентом Израиля был избран М. Кацав.

2. Кнесет. Согласно Основному закону о Кнесете от 1958 г., Кнесет является высшим законодательным органом государства (парламентом) и представляет собой палату из 120 представителей, формируемую сроком на четыре года на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Основной закон о Кнесете является одним из немногих действующих в стране законодательных актов, содержащих «защищенные» статьи. Хотя на протяжении 1958–2002 гг. в Основной закон о Кнесете было внесено 34 поправки, отдельные статьи этого закона могут быть изменены лишь квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов Кнесета, причем (согласно статье 46 этого закона) данное большинство требуется на всех стадиях законодательного процесса. Речь идет, во-первых, о статье 9(а), конкретизирующей процедуру переноса или отмены выборов, и о статье 44, касающейся невозможности отмены или временного аннулирования Основного закона о Кнесете в условиях чрезвычайного положения. Согласно статье 9(а) данного закона, «Кнесет не может продлить свои полномочия иначе, чем по закону, который будет принят большинством, составляющим 80 голосов депутатов Кнесета, и только в том случае, если сложатся особые обстоятельства, не допускающие своевременного проведения выборов». Статья 44 гласит: «Независимо от любого другого решения, постановление о чрезвычайном положении не имеет силы изменить этот закон или временно аннулировать его положения или обусловить чем-либо его выполнение». Кроме того, согласно статье 4 закона, принципы проведения выборов (в законе они определены как «всеобщие, прямые и пропорциональные») могут быть изменены только квалифицированным большинством депутатов. Аналогичным образом, согласно статье 34 закона, для принятия решения о самороспуске Кнесета также необходимо квалифицированное большинство депутатов. Остальные статьи могут быть изменены простым большинством членов парламента. Местопребывание Кнесета — Иерусалим. Каждый израильский гражданин, достигший 18 лет, обладает правом избирать (если суд не лишил его этого права на основании соответствующего закона), и каждый израильский гражданин, достигший 21 года, обладает правом быть избранным в Кнесет (если суд не лишил его этого права на основании соответствующего закона и если он не занимает одну из государственных должностей, оговоренных в Основном законе о Кнесете). Выборы в Кнесет регламентируются соответствующим законом от 1969 г. и Законом о финансировании политических партий от 1973 г. Представительство в Кнесете пропорциональное: число парламентских мандатов пропорционально числу голосов, поданных за данную партию, причем вся страна является единым избирательным округом. Во избежание излишней фрагментации (достаточно сказать, что на всем протяжении истории государства в Кнесете было представлено не менее девяти партийных списков, а в Кнесете второго, одиннадцатого и двенадцатого созывов их число достигало пятнадцати), электоральный барьер, равный в ходе выборов в Кнесет первого — двенадцатого созывов одному проценту, был перед выборами в Кнесет тринадцатого созыва, состоявшимися в 1992 г., поднят до полутора процентов, из-за чего каждый партийный список, представленный в Кнесете в настоящее время, базируется на фракции как минимум из двух депутатов. Для участия в выборах партия должна представить в Центральную избирательную комиссию, во главе которой стоит судья, а членами которой являются представители политических партий, список своих кандидатов. Число парламентских мандатов, полученных партией, определяет, сколько возглавляющих ее список кандидатов становятся членами Кнесета. Квалифицированным большинством голосов Кнесет может принять закон о своем досрочном роспуске, установив дату выборов в Кнесет следующего созыва.

Основные  обязанности Кнесета — рассмотрение и принятие законов (причем законодательная  инициатива может исходить как от депутатов Кнесета, так и от правительства), утверждение правительства и  его состава и парламентский  контроль над его деятельностью. Существенна и репрезентативная функция Кнесета, который является единственным общегосударственным  органом власти, непосредственно  избираемым всеми гражданами страны.

Законодательная деятельность Кнесета осуществляется в соответствии с установленной  процедурой. Выдвинутый на рассмотрение Кнесета правительственный законопроект должен пройти три чтения; законопроект, выдвинутый кем-либо из депутатов Кнесета (или группой парламентариев) должен пройти еще и так называемое предварительное  чтение. После первого чтения закон  передается в соответствующую парламентскую  комиссию для внесения поправок, которые  рассматриваются при втором чтении; при третьем чтении окончательная  редакция закона ставится на голосование. Зачастую голосование по второму  и третьему чтениям проходит одновременно. Процедура принятия законопроектов, утвержденных, как минимум, в первом чтении, но не прошедших окончательного утверждения, продолжается в Кнесете  следующего созыва; рассмотрение остальных  законопроектов прекращается, и для  их рассмотрения они должны быть заново выдвинуты после очередных парламентских  выборов.

Каждое  новое формируемое правительство  должно получить доверие Кнесета, то есть поддержку простого большинства  его членов. Доверие Кнесета должен получить и каждый новый министр, дополнительно назначаемый в  состав утвержденного правительства. Если правительство лишается доверия  Кнесета (при принятии вотума недоверия), оно обязано уйти в отставку. Предложение  о вынесении правительству вотума недоверия может быть внесено  любой парламентской фракцией в  любой момент и должно быть рассмотрено; как правило, все вносимые оппозицией предложения о вотуме недоверия  рассматриваются не чаще одного раза в неделю.

Текущая работа Кнесета осуществляется на пленарных  заседаниях, открытых для публики  и прессы (если только Кнесет не решает провести закрытое заседание), и в  двенадцати постоянных комиссиях (их наличие  предусмотрено статьей 13(а) Устава Кнесета): по парламентским вопросам; по иностранным  делам и обороне; по финансам (фактически три наиболее важные комиссии); по вопросам экономики; по внутренним делам и  окружающей среде; по труду, социальному  обеспечению и здравоохранению; по вопросам конституции, права и  судопроизводства; по государственному контролю; по вопросам образования  и культуры; по репатриации, абсорбции  и связям с диаспорой; по вопросам статуса женщины; по науке и технологиям. Кроме того, в парламенте существуют четыре комиссии, не имеющие статуса  постоянных (по борьбе с наркоманией; по вопросам занятости иностранных  рабочих; по обращениям граждан; по правам ребенка), а также комиссия по депутатской  этике.

Заседания Кнесета ведутся на иврите, но депутаты-арабы  могут выступить на родном языке; в этом случае предусмотрен синхронный перевод выступления на иврит. Члены  Кнесета пользуются парламентской  неприкосновенностью, включающей судебный иммунитет. Парламентская неприкосновенность призвана обеспечить членам Кнесета  свободу и независимость, требуемые  для выполнения обязанностей народных представителей. В случае, если Кнесет сочтет, что один из депутатов совершил правонарушение, которое не связано  с выполнением им своих обязанностей в качестве члена Кнесета и  которое должно стать предметом  судебного разбирательства, он может (по представлению юридического советника  правительства) лишить этого депутата судебного иммунитета применительно  к данному правонарушению. Голосованию  по этому вопросу на пленарном  заседании Кнесета предшествует голосование в комиссии по парламентским  вопросам. Кнесет может также временно приостановить или даже лишить депутата его мандата (если член Кнесета не способен выполнять свои обязанности  или осужден по суду за уголовное  преступление). Место выбывшего депутата Кнесета (отставка, временное приостановление  членства, продолжительная болезнь, смерть и т. п.) занимает (временно или постоянно) кандидат, числившийся в списке соответствующей партии непосредственно за последним из кандидатов, прошедших в Кнесет.

Официальный стенографический отчет о заседаниях Кнесета печатается правительственной  типографией и еженедельно издается в виде брошюры. В последние годы протоколы пленарных заседаний  Кнесета и его комиссий публикуются  и в электронных средствах  массовой коммуникации. Обнародование  протокола закрытого заседания  Кнесета запрещается.

14 мая  1948 г., за несколько часов до  окончания мандата Великобритании  на Палестину, Народный совет  (в некоторых книгах называемый  «Национальное собрание»), состоявший  из 37 представителей ишува и сионистского движения, обнародовал Декларацию независимости Израиля и особым манифестом провозгласил себя Временным государственным советом — высшим законодательным органом еврейского государства. Временный государственный совет отменил британские законы, ограничивавшие алию в Эрец-Исраэль и продажу земли евреям. Временный государственный совет оставил в силе британские законы, действовавшие в Палестине на 14 мая 1948 г., ограничив это решение оговоркой, что это касается тех нормативных актов, которые согласуются с Декларацией независимости, с будущими законами и с изменениями, вытекающими из факта создания Государства Израиль и его органов власти до тех пор, пока не приняты новые законы, отменяющие прежние.

Первым  законом, принятым Временным государственным  советом (19 мая 1948 г.), был Указ о правилах осуществления власти и судопроизводства, устанавливавший состав и обязанности  Временного государственного совета и  Временного правительства (так называемого  «Народного правления») и утверждавший функции муниципалитетов и других органов местной власти и судебных органов в рамках их прежних полномочий. Уже в этом первом законодательном  акте Израиль обратился к британской модели государственного управления, согласно которой парламенту теоретически принадлежит наивысший статус, но на практике правительство способно контролировать его. С одной стороны, указ подчиняет исполнительную власть законодательной, которая определяет основы внутренней и внешней политики, принципы налогообложения и бюджетного финансирования. С другой стороны, в  нем говорится, что если законодательный  орган объявит чрезвычайное положение, то министры, входящие в правительство, будут иметь полномочия подписывать  указы, приостанавливающие или ограничивающие действие принятых парламентом законов. Продолжающееся существование формально  не отмененного до сих пор чрезвычайного  положения укрепляет положение  правительства по сравнению с  органами исполнительной власти в западных странах (где, разумеется, не существует продолжительного чрезвычайного положения), которые имеют право издавать указы только на основе законодательства, принятого парламентами, и контролируются ими. Тем самым была заложена первичная  основа израильского политического  устройства, где, наряду с формальным верховенством законодательной  власти, существует исполнительная власть, де-факто наделенная широкими законодательными полномочиями.

18 ноября 1948 г. Временный государственный  совет издал Декрет о выборах  в Учредительное собрание на  основе всеобщего равного избирательного  права при прямом и тайном  голосовании. Первые всеобщие  выборы после провозглашения  государственной независимости  состоялись 25 января 1949 г. Первым  законом, принятым Учредительным  собранием, торжественное открытие  которого состоялось 14 февраля 1949 г., был Закон о переходном периоде,  заложивший юридическую основу  законодательной и исполнительной  власти Государства Израиль. Согласно  этому закону, законодательный орган  государства именуется Кнесетом, а Учредительное собрание является  Кнесетом первого созыва. Законодательные  акты должны впредь именоваться  законами, а не декретами (как  именовались законодательные акты  британской мандатной администрации). Каждый закон должен быть подписан  премьер-министром, министром или  министрами, на которых возлагается  ответственность за его выполнение, а после этого — президентом  государства. 

Информация о работе Государственное устройство Израиля