Жизнь и деятельность Александра I и положение России в начале XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:41, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть на конкретной государственной деятельности процесс отхода от либеральных реформ главного реформатора первой четверти XIX в. императора Александра I.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………… 3
II.Глава. Жизнь и деятельность Александра I .............................................. 4
2.1. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. 4
2.2 Поиск путей либерального реформирования страны …………………. 7
2.3. Второй этап внутренней политики Александра I: от либерализма к
реакции ……………………………………………………………………... 22
III. Заключение ………………………………………………………………. 25
IV. Список литературы………………………………………………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Александр I.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

  Отличительная черта политики Александра I во время второго тура реформ - отчетливо определившееся стремление сочетать несочетаемое. Одновременно с возвышением Сперанского в том же 1808 г. в политической элите империи вновь появилась уже достаточно одиозная фигура А.А.Аракчеева. А.С.Пушкин в 1834 г. записал в своем дневнике: «Я говорил ему [Сперанскому] о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гении Зла и Блага»14. Граф Аракчеев был назначен военным министром, и Александр не скрывал, что возвышает его, будучи недоволен генералитетом русских армий в кампаниях 1805-1807 гг. Но это был и ответ императора дворянской оппозиции. Если раньше Аракчеев спасал его от гнева непредсказуемого отца, то теперь царь хотел заслониться им от недовольства двора и более широких слоев дворянства.

            Рост влияния Аракчеева вызывал озлобление сановных вельмож.  Так

же, как и либеральные проекты Сперанского вызывали растущую оппозицию в правящей элите. К тому же с его именем связывали императорские указы 1809 г. Согласно одному из них придворное звание стало рассматриваться как почетное отличие, а не должность с соответствующим жалованьем. Другим устанавливалось, что чины коллежского асессора и статского советника и выше могли получать либо обладатели университетских дипломов, либо лица, сдавшие особый квалификационный экзамен.

Из всех предложенных Сперанским преобразований реализовалось  только одно. В 1810 г. был учрежден Государственный  совет — законосовещательный  орган из лиц, назначаемых царем пожизненно. Это придало законотворчеству черты единения монарха и представителей дворян. От идеи даровать стране конституцию Александр вновь отказался.

В чем же причины новой неудачи  реформ? Причины, по существу, те же, что  и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского – выскочки, «поповича» - до уровня первого министра вызывало злобу в придворных круга. Подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Сыграла свою роль и поддержка реакционной части дворянства великим русским историком Н.М.Карамзиным, который утверждал в «Записке о древней и новой России», что если же крестьяне все-таки вскоре получат свободу, то «сии земледельцы не будут иметь земли, которая – в чем не может быть и спора – есть собственность дворянская». Карамзин выступал не за освобождение крепостных, но за открытие школ: сначала просвещение, потом свобода15.

Александр I опять не пошел против интересов дворян-помещиков. Второй этап все же следует считать либеральным, так как попытки преобразований и претворение некоторых из них в жизнь (например, в 1810 г. образование Государственного совета) имели место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Второй этап  внутренней политики Александра I: от либерализма к

     реакции

Победа в Отечественной войне  и успех заграничного похода русской  армии, взятие Парижа не привели к национальному согласию после войны. Напротив, каждый сделал свои выводы.

 Крепостные крестьяне,  воевавшие в ополчении и партизанских  отрядах, считали, что справедливый царь, освободитель Европы, масть которого они защищали, должен дать им свободу от крепостной зависимости. Дворянские офицеры, многие из которых и до войны были либералами, укрепились в идее необходимости ликвидации царской власти и введения в России демократических свобод. Александр I, в свою очередь, считал, что народ сплотил в войне идеал самодержавия, который сильнее либеральных идей. Общность интересов объединила его с европейскими консерваторами, боровшимися против революционного движения, за сохранение, вопреки воле народов, феодально-абсолютистских режимов.

 В 1814 г. в Вене  был созван конгресс для решения  вопроса о послевоенном устройстве. По венским соглашениям в состав  России перешла значительная  часть Польши вместе с Варшавой. В 1815 г. европейские монархи  заключили между собой "Священный  союз". Фактически он превратился в оплот европейской реакции. В течение 1818-1822 гг. собирался ряд конгрессов "Священного союза", принимавших решения о подавлении вооруженной силой революций в Испании и Италии. Главным идеалом "Священного союза" стало сохранение в Европе монархического строя.

 Смена направления  внешней политики сопровождалась  изменениями во внутренней политике. Главной их приметой стал принципиальный  отказ от либеральных реформ, попытка опереться на консервативные  силы и идеалы общества. Александр  I стал расценивать либеральные реформы как гибельную политику, как путь к революции.

И все же характеристику послевоенного реформирования мы начнем с попыток проведения либеральных  реформ – введения конституции и  отмены крепостного права. Еще в 1809 г. не без помощи М.М.Сперанского на территории вошедшей в состав России Финляндии был созван сейм. Александр I обратился к нему с речью, в которой обещал сохранить существовавший в Финляндии порядок управления. Существование в составе империи автономии с собственной конституцией создавало прецедент – пример для всей страны. Но этим намерениям не суждено было сбыться. Второй опыт был поставлен в Польше в 1815 г., после того, как большая часть ее вошла в состав Российской империи под именем Царства Польского. Создавался двухпалатный представительный орган – сейм. В марте 1818 г. царь прибывает в Польшу на открытие сейма. Вот его слова: «Вы призваны дать великий пример Европе… Докажите своим современникам, что законно-свободные постановления … совершенно согласуются с порядком и общим содействием, утверждают истинное благосостояние народов»16.

Работа над конституцией в России началась в конце того же года под руководством Н.Н.Новосильцева. К  октябрю следующего 1819 г. документ был готов и одобрен царем. Доработка документа была закончена к концу 1820 г. По новому проекту Россия должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц – наместничеств во главе с генерал-губернатором, двухпалатным сеймом. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная власть окончательно отделялась от двух прочих. Однако к 1821 г. Александр уже почти отказался от надежды когда-нибудь воплотить свои замыслы в жизнь.

Та же судьба ждала  и проекты по отмене крепостного права. Еще в 1816 г. в ответ на просьбу помещиков Эстляндии Александр I подписал положение об эстляндских крестьянах, по которому они становились лично свободными, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Ограничивалась свобода передвижения крестьян. В 1817 г. аналогичная реформа была осуществлена в Курляндии, а в 1819 г. – в Лифляндии. И хотя принципиально положение крестьян не изменилось (землю-то арендовать на тяжелых условиях приходилось!), сам факт освобождения от крепостничества впечатлял!

В 1817-1818 гг. проекты по отмене крепостного права подготовили  А.А.Аракчеев и министр финансов Д.А.Гурьев. По проекту А.А.Аракчеева, государство должно было скупать  земли помещиков, выделяя на эти  цели по 5 млн руб. в год из государственного бюджета. По подсчетам С.В.Мироненко, в случае осуществления такого проекта ликвидация крепостного права должна была растянуться почти на 200 лет и завершиться к 2018 г.17 Дальнейшего хода эти проекты не получили.

 Страх перед реформами  стал особенно характерен для Александра I после солдатских волнений 1820 г. в гвардейском Семеновском полку. Заранее настроенный против революционных идей, царь приписал причину выступления их влиянию.

Большое внимание царь уделял организации военных поселений, идея создания которых принадлежала А.А.Аракчееву. Они стали появляться в 1816 г., и с этого времени можно смело говорить о начале  перехода российского монарха к политике реакции. Главной целью создания военных поселений было желание уменьшить государственные расходы на содержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключались по предписанию начальства. К концу правления Александра I в военных поселениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания поселенцев стали одной из форм крестьянского движения в первой трети XIX в.

  В области культуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влияния церкви на светское образование. Фактически это явилось предлогом для борьбы против идей просвещения и либерализма. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А.Н.Голицыным, обер-прокурором Синода, за "вольномыслие" увольняло лучших университетских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержанием Библии, изгонялось из образования. Тем самым было искажено преподавание естественных наук. Свирепствовала цензура, запрещавшая обсуждать политические вопросы, печатать сведения о судебных процессах.

Результатом всего этого  стал новый этап раскола между  властью и населением страны, самодержавием  и дворянской интеллигенцией в России. Фактически потерпела крах политика просвещенного абсолютизма, стремившаяся к единению власти и общества. Неудачи политических реформ в России стали приобретать систематический характер. Если в XVI - XVIII вв. это объяснялось традиционным характером общества, невозможностью опереться в деле реформ на архаические идеалы крестьянства, то в XIX в. все большую роль в отказе от реформ начинает играть консервативная позиция власти, сознательно противопоставлявшей себя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу "сверху" стали покидать либеральное дворянство. Как точно подметил С.В.Мироненко, «Главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в начале XIX в., оказалось сопротивление подавляющей части дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной косной силы повернуть вспять. … Самодержавный монарх, располагавший неограниченной властью, решительно исключал самую мысль о возможности давления на дворянство, настаивал, чтобы в основание любого проекта отмены крепостного права был положен принцип добровольности. И, признав невозможность его соблюдения, верховная власть отказалась от реформ вообще»18.

 Подводя итоги третьему этапу реформ Александра I, следует отметить, что логическим итогом перехода императора в лагерь реакции явилось зарождение в стране революционного либерализма. Его приверженцами стали представители дворянской интеллигенции, прежде всего офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода. Пребывание в Европе позволило им убедиться в преимуществах общественного и политического строя европейских государств.  Идеи декабристов стали знаменем российского либерализма. На протяжении XIX и начала XX вв. эти идеи пытались воплотить в жизнь разные политические силы. При этом выступление декабристов увеличило раскол между дворянством и крестьянством. Крестьянство не ждало от дворян ничего, кроме зла. Поэтому разгром восставших декабристов был воспринят крестьянами как справедливое наказание тем, кто пытался воспрепятствовать освобождению крепостных. На протяжении долгого времени крестьяне связывали свои надежды на социальную справедливость только с царем. Все выступления дворян, а затем и разночинской демократической интеллигенции воспринимались ими неверно. Крестьяне не могли признать, что врагом их интересов является царь, а союзниками - либералы и демократы. Поддержка со стороны крестьянства расширяла базу консервативной политики самодержавия, которое, опираясь на традиционные идеалы, могло бороться с либеральным и революционным движением.

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

 

К началу XIX в. была полностью  сформулирована политическая программа  европейского либерализма, в которой  говорилось о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов  над коллективными. Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закрепленных в законе. Либерализм подразумевал свободу конкуренции и свободу договора работодателя и работника.

 Царствование  Александра  I  - это эпоха расцвета идей либерализма в дворянской среде. Однако эти идеи а все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения).

В процессе влияния Александра I на политико-правовое развитие России явно просматриваются три этапа19

Первый - 1801-1807 гг., когда  в основу реформ были положены преобразования в системе законодательной деятельности (создание Государственного совета) и государственного управления (министерская реформа). Они носили оттенок "вторичности", поскольку император так и не решился обозначить пути решения главных проблем - определения основ прав подданных, реформы Сената и постепенной ликвидации крепостного права. Проекты соответствующих документов были готовы, но реакция при обсуждении крестьянской проблемы (май 1801 г.) показала наличие серьезной оппозиции дворянской аристократии, и Александр I не решился их обнародовать. Узловым являлась "Жалованная российскому народу грамота" (проект) - российский вариант декларации прав человека и гражданина.

Второй этап - 1808-1812 гг. - был связан с "эпохой" М.М. Сперанского, когда им был разработан План государственных  преобразований ("Введение к уложению Государственных законов" 1809 г.) и проведена реформа Государственного совета, министерств, подготовлены проекты первых кодексов законодательства и приняты меры по развитию подготовки управленцев и юристов для государственной службы. При этом нельзя не отметить, что император при установлении статуса включенных в состав Российской империи финских земель признал особый статус Великого княжества Финляндского, сохранив в нем его "конституцию" - законы Шведского королевства, от которого княжество было отторгнуто.

Третий этап - 1815-1825 гг. - был связан с попытками возврата к коренному переустройству политико-правовой системы, когда Александр I вернулся к идее введения конституционного правления и сделал "политический заход" в этом направлении через Царство Польское, даровав ему конституцию - Конституционный устав (хартию) 1815 г. и подготовив с учетом "польского эксперимента" проект первой в истории России конституции - Государственной уставной грамоты Российской империи. Но и здесь последовал отказ от намерений. Консервативный настрой дворянства, и особенно его аристократической части, не способствовал императорской решимости в доведении конституционных намерений до логического завершения.

Информация о работе Жизнь и деятельность Александра I и положение России в начале XIX века