Биографический очерк Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на , или Авице́нна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:50, доклад

Краткое описание

Персидский врач, учёный, философ и поэт Авиценна родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и везира при различных правителях.
Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.
В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений.

Вложенные файлы: 1 файл

Авиценна.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

 

Биографический  очерк

 

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на , или Авице́нна

(980 – 18 июня 1037 г.)

Персидский врач, учёный, философ  и поэт Авиценна родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и  везира при различных правителях. 

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили  изучать мусульманское законоведение  в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений.

Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу.

Во время одного из военных походов  правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый  исследовательским духом и стремлением  к энциклопедическому охвату всех современных  отраслей знаний. Философ отличался  феноменальной памятью и остротой мысли.

 

 

 

Вклад в науку

Механика

 

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т.п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

 

Психология

 

Ибн Сина разработал также  свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его  учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная  и сухая (что в современной  психологии соответствует четырём  темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких  как метеорологические условия  и смена времен года.

 

Литература

 

Многие серьезные научные  работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

 

Музыка

 

Авиценна писал также  произведения по теории музыки, которые  являются частями его энциклопедических  работ:

«Свод науки о музыке»  в «Книге исцеления»;

«Краткое изложение о  музыке» в «Книге спасения»;

раздел о музыке в «Книге знания». 

Теория двух истин

 

В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное.

Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное - то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Исходя из этого, Ученый и доказывал, что медицина и психология имеют особый Предмет. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные труды

 

Написанный на арабском энциклопедический  труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.

«Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

 

Труды по медицине:

 

«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины

 

  «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

 

  «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

 

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.

2. Экзотерический очерк. (Некоторые обобщения и материалы). — Джибладзе Г. Н. Системы Авицены: Абу Али Ибн-Сина. Тбилиси, 1986.

3. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.


Информация о работе Биографический очерк Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на , или Авице́нна