А.С. Лаппо-Данилевский и его вклад в развитие источниковедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:31, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата: проследить основные жизненные этапы и исторический вклад Лаппо-Данилевского в источниковедение.
Исходя из цели данной работы можно сформулировать следующие задачи:
1.Рассмотреть биографию А.С Лаппо-Данилевского.
2.Познакомиться с основными трудами.
3.Выявить его вклад в развитие источниковедения.

Вложенные файлы: 1 файл

реф.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Роль  источниковедческой науки в историческом познании весьма велика. Она служит точности установления объективных  фактов в исторических процессах. Результаты источниковедения также важны для  истории, как эмпирические исследования для естествоведа.

  Идеи и  научные выводы Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского лежат в основе методологии современного источниковедения. Этот выдающийся российский историк внес неоценимый вклад в разработку теории и методов изучения исторических источников. Прежде всего, ему принадлежит заслуга в создании учения об историческом источнике, определении его понятия и природы, как ключевого вопроса источниковедения. Кроме того, А.С. Лаппо-Данилевский разработал учения об интерпретации и критике исторических источников, рассмотрел задачи и возможные системы их классификации и высказал идею о культурологическом значении источников для познания прошлого.

  Цель данного реферата: проследить основные  жизненные этапы и исторический вклад Лаппо-Данилевского в источниковедение.

  Исходя из цели данной работы можно сформулировать следующие задачи: 
1.Рассмотреть биографию А.С Лаппо-Данилевского.

2.Познакомиться  с основными трудами.

3.Выявить его  вклад в развитие источниковедения. 

 
 
 
 
 

    1.Биография А.С.Лаппо-Данилевского.

  Идеи и  научные выводы Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского лежат в основе методологии современного источниковедения. Этот выдающийся российский историк внес неоценимый вклад в разработку теории и методов изучения исторических источников. Прежде всего, ему принадлежит заслуга в создании учения об историческом источнике, определении его понятия и природы, как ключевого вопроса источниковедения. Кроме того, А.С. Лаппо-Данилевский разработал учения об интерпретации и критике исторических источников, рассмотрел задачи и возможные системы их классификации и высказал идею о культурологическом значении источников для познания прошлого.

  А.С. Лаппо-Данилевский родился в Екатеринославской губернии, в дворянской семье 15 января 1863 г. Получив домашнее образование, он поступил в Симферопольскую гимназию, которую окончил с золотой медалью в 1882 г. В 1886 г. будущий историк завершил обучение на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, где был оставлен кандидатом для подготовки к профессорскому званию. В течение следующих четырех лет он занимался исследованием финансовой истории Московского государства XVII в., привлекая обширный малоисследованный архивный материал. После защиты магистерской диссертации в 1890 г. А.С. Лаппо-Данилевский начинает читать лекции по русской истории в С.-Петербургском университете. Научные пристрастия историка отданы теперь исследованию русской общественной жизни и культуры XVIII в., хотя в некоторых своих работах он касается и экономического развития России в указанный период.

  Кроме университетских курсов по названным выше темам, А.С. Лаппо-Данилевский читает в С-Петербугргском университете лекции по русской историографии XVIII в., ведет практические занятия по дипломатике и теории социальных и исторических наук: «Дипломатика частных актов Московского периода», «Основные принципы обществоведения», «Систематика социальных явлений различных порядков», «Введение в историю». С 1906 г. ученый читает общий университетский курс по методологии истории. Два тома этого курса были опубликованы в 1910—1913 гг. Первый том посвящен теории исторического знания, второй — вопросам методологии источниковедения.

  Кроме преподавательской  деятельности, А.С. Лаппо-Данилевский отдает много времени работе в различных научных обществах и организациях. В 90-е гг. XIX в. историк становится членом Археографической комиссии Министерства народного просвещения, занимает должность секретаря Исторического общества при С.-Петербугргском университете и секретаря Отделения русских и славянских древностей Археологического общества. В качестве председателя секции русской истории Исторического общества А.С. Лаппо-Данилевский руководит ее занятиями. С 1890 г. в течение 15 лет ученый ведет на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета «беседы» по предметам факультетского преподавания, состоит председателем кружка историков при университете.

  В 1899 г. А.С. Лаппо-Данилевский был избран в действительные члены Российской академии наук. А в 1906 г. в качестве представителя от академии и университетов — в члены Государственного совета.

  В 1915—1919 гг. ученый продолжает вести дела трех академических комиссий: Постоянной исторической комиссии, Комиссии по вопросу  об учреждении института социальных наук, Особой комиссии по сохранению местных  архивных материалов. Летом 1916 г. А.С. Лаппо-Данилевский прочел в Кембридже несколько лекций по истории научной мысли в России и был удостоен университетом звания почетного доктора права. В 1918 г. историк принимает участие в совещании по организации Главного управления архивным делом и читает на Архивных курсах лекции по русской дипломатике частных актов.

  С начала 1919 г. ученый был болен, тем не менее  занимался подготовкой к переизданию  своего труда «Методология истории». А.С. Лаппо-Данилевский скончался 7 февраля 1919 г. в Петрограде.

  2.Основные  труды.

  Еще, будучи студентом, составил обозрение «Скифских  древностей», напечатанное в «Записках  Отделения русской и славянской археологии» (1887).  Автор трудов по социально-экономической, политической и культурной истории России XV—XVIII веков, методологии истории, источниковедению, истории науки. Кроме магистерской диссертации, его основными работами по отечественной истории являются:

  -Разыскания по истории прикрепления крестьян в Московском государстве XVI—XVII веков.

  -Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России.

  -Императрица Екатерина II. Очерк внутренней политики.

  -Русские промышленные и торговые кампании в первой половине XVIII века.

  -Служилые кабалы позднейшего типа.

  -Екатерина II и крестьянский вопрос.

  -Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствование императрицы Екатерины II

  -Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времени Смуты и до эпохи преобразований.

  -Очерк развития русской историографии.

  -История русской общественной мысли и культуры XVII—XVIII вв.

  Академик  Лаппо-Данилевский занимался разработкой  принципов научного гуманитарного  исследования, был сторонником рациональности гуманитарного знания, Теоретические  взгляды учёного претерпели эволюцию — первоначально он придерживался позитивистской методологии, затем большое влияние на его творчество оказала философия баденской школы неокантианства. В своём труде «Методология истории» предложил следующую её структуру как особой дисциплины: 1) Теория исторического знания (занимающаяся установлением исходных принципов исторического познания). 2) Методы исторического изучения. 2.1) Методология источниковедения. 2.2) Методология исторического построения. В рамках методологии источниковедения «воссоздавал» источник в культурно-историческом контексте соответствующей эпохи. Методология исторического построения, по его мнению, решала задачу целостной реконструкции эпохи, о которой «рассказывает» источник.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Вклад в развитие источниковедения.

 А.С. Лаппо-Данилевский вводит понятие о действительности и ее изменении, а также о принципе признания чужой одушевленности, которая обусловливает понятие об историческом изменении или об историческом факте.

 Далее ученый останавливается на вопросе о специфике исторических фактов. А.С. Лаппо-Данилевский отмечает, что под историческим фактом следует понимать, прежде всего, продукты воздействия сознания данной индивидуальности (субъекта) на среду, в особенности на общественную среду. Такое воздействие носит преимущественно психологический характер и доступно чужому наблюдению (историку) только в его результатах (источниках). Индивидуальностью ученый называет и отдельное физическое лицо, и некий коллектив — народ, группу народов, государство, общественный слой, город и т. п.

 Наиболее  глубокому анализу в своем  труде А.С. Лаппо-Данилевский подвергает вопросы методологии источниковедения. Изучив современную ему литературу по методологии истории (П. Ранке, А. Фримэн, Ш. Сеньобос, В.С. Иконников, В.П. Бузескул, Г. Вольф), ученый приходит к выводу, что методология источниковедения пока не представляет цельного и систематически развитого учения. Одни историки, по словам А.С. Лаппо-Данилевского, предлагают взамен такого учения только обозрение конкретно данных исторических источников и отводят особое место критике, другие отождествляют методологию источниковедения с критикой, понимая ее в широком смысле, третьи подменяют методологию изучением исторических источников в их генезисе.

 Центральное место среди теоретических вопросов источниковедения занимает понятие об историческом источнике. А.С. Лаппо-Данилевский, разрабатывая свое учение, приводит серию взаимосвязанных рассуждений, развивая определение исторического источника, анализируя теоретическое и практическое значения источников и поясняя характерные их признаки.

  Ученый  делает несколько выводов, связанных  с представлением о психологическом характере источника.

  Во-первых, исторический источник — это историческое построение того, что недоступно непосредственно чувственному восприятию историка.

  Во-вторых, исторический источник есть результат  человеческого творчества в широком  смысле.

  И, в-третьих, понятие об историческом источнике  тесно связано с его практическим назначением с точки зрения его творца, но и историк может достигнуть представления о его цели и назначении.

  А.С. Лаппо-Данилевский также останавливается на проблеме классификации исторических источников. Ученый отмечает главное назначение классификации — разобраться в большом разнообразии источников, которое, в свою очередь, обусловливает «довольно существенные отличия в методах их изучения». Главную цель классификации А.С. Лаппо-Данилевский видел прежде всего не в упорядочении источников, а в том, чтобы с помощью классификации раскрыть эвристические возможности источников, их познавательную ценность.

  Систематизировать исторические источники ученый предлагал  с учетом различных критериев в зависимости от целей исследования. Самый общий подход состоит в распределении исторических источников по их значению для исторического познания. С этой точки зрения А.С. Лаппо-Данилевский различал источники:

  • во-первых, по степени их ценности вообще для  познания исторической действительности;
  • во-вторых, по степени ценности для изучения определенных исторических фактов.

  В первой группе ученый выделяет источники, изображающие факт (в красках или звуках), и источники, обозначающие факт (путем символических знаков — письменность). Источники, изображающие факт, совпадают с памятниками вещественными, источники, обозначающие факт, — с памятниками словесными и письменными.

  С познавательной точки зрения по степени близости познающего субъекта (историка) к объекту  его изучения (источнику) А.С. Лаппо-Данилевский предлагает различать два основных вида источников: остатки культуры и исторические предания. И те и другие могут встречаться среди источников, изображающих и обозначающих факт. Остатком культуры ученый называл остаток того самого исторического факта, который изучается историком, а историческим преданием — результат того впечатления, которое он произвел на автора предания, реализовавшего его в данном материальном образе (произведении).

     Источники второй группы А.С. Лаппо-Данилевский делил с учетом их содержания на источники с фактическим содержанием (то, что было) и источники с нормативным содержанием (то, что признавалось должным). Именно этот подход представлялся ученому имеющим значение для познания.

  Важнейшим вкладом в разработку методики источниковедческого  исследования является интерпретации источника. А.С. Лаппо-Данилевский выделял следующие методы интерпретации:  технический, типизирующий, Эволюционный, индивидуализирующий метод. А.С. Лаппо-Данилевский отмечает два важных правила индивидуализирующей интерпретации: 1) источник надо предварительно подвергнуть анализу в его совокупности, а потом толковать отдельные части; 2) текст должен изучаться лишь в его контексте.

  Все рассмотренные методы исторической интерпретации дополняют друг друга в силу их общей цели. Историк не может достигнуть достаточно полного понимания источника при помощи одного из них и должен прибегать к различным комбинациям в зависимости от целей и объекта своего исследования.

   Следующей значительной по важности частью труда  А.С. Лаппо-Данилевского является историческая  критика. Ученый различает два вида критики с учетом того, что источник может иметь научно-историческую ценность в двояком смысле: в качестве исторического факта и в качестве показания об историческом факте. В этой связи имеют место различия в познавательных целях и соответственно существует: 1) критика, устанавливающая научно-историческую ценность источника как факта; 2) критика, устанавливающая научно-историческую ценность показаний источника о факте. В этой связи А.С. Лаппо-Данилевский рассматривает понятие «подлинность». Подлинник — это продукт, в котором индивидуальный акт творчества и его исполнение слились воедино. Большой интерес представляют рассуждения А.С. Лаппо-Данилевского о так называемых «мнимых источниках». К таковым ученый причисляет плагиат и подделки.

Информация о работе А.С. Лаппо-Данилевский и его вклад в развитие источниковедения