Явление цветовой и воздушной перспективы в натюрморте и пейзаже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Перспектива (фр. perspective, от лат. perspicio- ясно вижу) - системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания.

Содержание

Введение…………………………………………..…2
1. Цветовая перспектива……………………….....4
1.2. Воздушная перспектива……………………..10
2. Перспектива в Натюрморте…………………..16
2.1. Перспектива в пейзаже………………………29
Заключение……………………………………..….36
Список литературы……………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 574.56 Кб (Скачать файл)

     На  завершающем этапе изучения раздела  «Натюрморт» по дисциплинам «Рисунок»  и «Живопись» студенты пробуют себя в самостоятельной творческой работе. Компонуя натурную постановку на изобразительной  плоскости, студенты «от себя» вносят в композицию моменты нового смыслового значения, новой темы, изменяют характер группировки предметов, уточняют характер колорита, освещенности.

     Точнее  было бы сказать, что при выполнении любого учебного задания по натюрморту с натуры всегда ставятся наряду с  учебными творческие задачи, что способствует развитию творческих способностей студентов, творческого отношения к изобразительной  деятельности.

     В соответствии с учебной программой по композиции студенты на первом курсе  занимаются также разработкой чисто  композиционных учебных заданий  по разделу «Натюрморт». Хотя эти  задания и носят учебный характер, при их выполнении решаются одновременно и творческие задачи, поскольку в  основном студенты работают по замыслу  с использованием материалов наблюдений, зарисовок, этюдов. Работа по композиции натюрморта идет параллельно с выполнением  натюрмортных заданий по рисунку  и живописи. В этом проявляется  взаимосвязь учебных дисциплин  рисунка, живописи и композиции. Рисунок  и живопись «работают» на композицию, обеспечивают умение рисовать в процессе компоновки, активно использовать цвет в композиции. В то же время успехи в композиционных заданиях позволяют студентам глубже решать вопросы композиции при выполнении с натуры натюрмортов в рисунке и в живописи.

     Таким образом, занятия по композиции в  разделе «Натюрморт» призваны решать учебно-творческие задачи и более  активно развивать композиционные способности студентов.

     Создание  законченного произведения в жанре  натюрморта имеет чисто творческие задачи. В отличие от выполнения заданий с натуры, с учебных  постановок, здесь решение композиционных задач выступает на первый план и  представляется более широким и  глубоким.

     Бесспорно, что здесь большую роль играет степень развитости художественной наблюдательности, предполагающей наличие  способности выделять из большого разнообразия явлений и событий жизни наиболее характерные, типичные и брать их за основу при создании художественного  образа. Например, вещи людей указывают  на то, какие люди ими пользуются или пользовались, кто эти люди, в какое время жили. И задача художника — через эти вещи, предметы создать в картине образ  времени.

     Но, как известно, каждый художественный образ, несущий определенное содержание, должен быть облечен в конкретную художественную форму, соответствующую  этому содержанию. Главной художественной формой произведения искусства является композиция, которая, как было сказано  выше, имеет свои закономерности.

     Работа  над творческим натюрмортом в  художественной практике осуществляется различными методами.

     В одних случаях художники на основе увиденного в жизни мотива создают  специальные натурные постановки и  с них пишут натюрморт. При  этом, работая с натуры, одни художники  полностью пишут натуру как она  есть, компонуя ее в формат, другие творчески  «преломляют» натуру в картинной  плоскости. В других случаях творческий натюрморт создается на основе возникшего у художника замысла, образа, в соответствии с которыми художники разрабатывают эскизы композиции будущего произведения.

     В процессе разработки эскизов художнику  нередко приходится обращаться к  натуре, привлекать для этого натурный материал в виде запасов жизненных  впечатлений и в особенности  в виде наблюдений натуры, зарисовок  и этюдов.

     Решение композиционных задач по разделу  «Натюрморт» осуществляется на начальном  этапе обучения не только в учебных  дисциплинах «Рисунок» и «Живопись», но и, особенно, в «Композиции», где  происходит работа студентов по созданию творческих натюрмортов.

     Программой  по «Композиции» для художественно-графических  факультетов пединститутов в  разделе «Натюрморт» предусмотрены, во-первых, разработка эскизов композиции на основе или наблюдений натуры и  размышлений над тем или иным сюжетом, мотивом, или в результате возникновения в воображении  художника замысла, несущего в себе черты образности, и, во-вторых, сбор натурного материала (зарисовок, этюдов).

     Такая творческая композиционная работа дает возможность студентам пройти основные этапы создания произведения от зарождения замысла до воплощения его в художественной форме.

     Работа  по созданию творческого натюрморта на основе замысла всегда связана  с мировоззрением художника, с его  жизненной позицией, отношением к  явлениям и событиям. Именно жизненная  позиция художника определяет в  конце концов направление его  творчества, в том числе и тематику картин. У некоторых художников содержание натюрмортного творчества связано  с одной большой темой на протяжении всей их жизни.

     У других в натюрмортах показываются разные темы, отражающие различные  стороны человеческой жизни и  деятельности.

     В зависимости от темы, раскрывающей ту или иную область деятельности человека, и от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника характер натюрморта может быть лирическим, интимным, монументальным, героическим, торжественным и т. д.

     Предметы, вещи, которые составляют содержание натюрмортов, имеют отношение к  той или иной сфере деятельности человека, и через них художники  показывают особенности людей той  или иной профессии, рода занятий, передают характер эпохи.

     Так, например, в искусстве Голландии XVI-XVII веков отражались конкретные стороны  жизни. В натюрмортах А. Бейерлена, П. Класа, В. К. Хеды и других на тему «Завтрак» передано не только эстетическое отношение художников к действительности, но и показан уклад, образ жизни  набирающей силу буржуазии. Фламандский  художник Ф. Снейдерс в соответствии со стилем барокко писал большие, фактически монументальные натюрморты, раскрывающие всевозможное изобилие и  предназначенные для больших парадных дворцовых помещений.

     Каждая  тема в конкретных произведениях-натюрмортах  решается разными художниками по-своему. И в каждом отдельном натюрморте одна и та же тема выражается тем  или иным сюжетом, т. е. конкретным содержанием, в которое художник вкладывает определенный смысл и стремится передать свое определенное эстетическое отношение  к этому содержанию. Это не означает, что художник из интересующей его  темы берет тот или иной сюжет  и начинает его компоновать, сочинять эскизы или ставит натурную постановку и пишет ее. Прежде чем приступить к работе над тем или иным сюжетом, художник наблюдает интересующую его  тему в жизни, эмоционально переживает ее, анализирует материалы наблюдений, связывает тему с жизнью людей  конкретного времени, в частности, если тема связана с историей, изучает  интересующую его историческую эпоху. Наблюдая окружающую действительность, художник обращает особое внимание на те предметы, которые по своему содержанию имеют определенное отношение к  той или иной области деятельности человека, к той или иной профессии, виду занятий и т. д.  Но художник, наблюдая окружающую действительность, обращает особое внимание на те предметы, которые привлекают его своей  формой, цветом, т. е. своим эстетическим содержанием. Все это является тем  материалом в памяти художника, на основе которого и возникает замысел  натюрморта в форме более или  менее конкретного и целостного представления об основных чертах содержания и формы будущего произведения. Первоначальный замысел постоянно уточняется в  деталях, обогащается и видоизменяется в ходе практического его воплощения.

     Таким образом, закономерность замысла заключается  в том, что он несет в себе основу образа будущего произведения в большей  или меньшей степени конкретности. Это означает, что  замысел обладает определенным содержанием со своей  структурой и пространственным строем, смысловым и композиционным центром  или с ярко выраженным ритмическим  характером, имеет цветовое состояние. Когда возникает замысел натюрморта, художники обычно торопятся попробовать зафиксировать его в первых эскизах, которые, естественно, сразу же компонуются в формат. Возникший в воображении художника замысел натюрморта на ту или иную тему уже несет в себе основу сюжета. Начало осуществления замысла, т. е. работа над эскизами, подсказывает и характер формата. В процессе разработки эскиза уточняется и сюжет натюрморта, одновременно конкретизируется весь замысел и решаются задачи композиционные: уточнение композиционно-смыслового центра, ритма, пространства, освещенности, цветового состояния, точки зрения, передача выразительности и целостности.

     Ход разработки эскиза композиции на основе возникшего в воображении художника  замысла может быть самым разнообразным. В одном случае художник после  появления замысла сразу ведет  активную разработку эскиза. Причем эта  работа становится для него основной, так как он мало использует натуру, а добивается в эскизах успешного  решения всех творческих задач —  раскрытия темы, сюжета, образа. В  другом случае художник стремится выразить возникший замысел в эскизах  и затем обращается к натуре, ставит натурную постановку или полностью  в соответствии с эскизами или  частично и пишет ее, стремясь решить творческие задачи, которые не были решены в эскизах, выполненных на основе замысла, по воображению. Затем  работа продолжается над эскизами с  использованием натурного материала  и произведение создается на основе натурной постановки.

     Но, каким бы путем ни шла работа над  творческим натюрмортом, всегда решаются задачи композиции, формата, точки зрения, цветового строя, ритма, равновесия, центра, характера освещенности и  др. Все это в эскизе должно быть представлено в единой и целостной  структуре.

     Таким образом, работа над эскизом композиции творческого натюрморта является одним  из основных этапов творческого процесса. При изучении курса композиции, и  в частности раздела «Натюрморт»  на художественно-графических факультетах роль и значение работы над  эскизом композиции трудно переоценить.

     В одних случаях более смутный, в других более ясный и конкретный замысел композиции натюрморта студенты стремятся трансформировать на изобразительной  плоскости. В первоначальных эскизах  прежде всего ставится задача представить  наглядно характер группировки предметов, безусловно, в определенном формате. Характер группировки и формат взаимосвязаны, так как формат влияет на характер группировки и может его изменить. Например, студенты должны знать, что  квадратный формат создает впечатление  устойчивости, статичности композиции, горизонтальный формат — впечатление  панорамности, вертикальный усиливает  впечатление торжественности, монументальности.

     Конкретизация формата в своей основе зависит  от замысла, а он в свою очередь  выражает характер группировки предметов, ее пропорции. В том случае, когда  высота группы значительно больше ширины, берется вертикальный формат. Если разница между шириной и высотой  группы предметов небольшая, нужен  формат, близкий к квадрату, квадратный или формат «золотого сечения». Однако в этот принцип поисков формата  коррективы порою вносит замысел, от которого и отталкивается художник и который он стремится воплотить. Иногда при большой высоте группы формат уменьшается по высоте, чтобы  передать в соответствии с замыслом ощущение тесноты того помещения, где  находится натюрморт.

     К тонкостям поиска формата относится  выяснение величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решения пространства в натюрморте. Это связано и  с особенностями цветового строя. Характер пространственного решения  связан также и с количеством  относительно свободного места слева  или  справа.

     При наличии большой свободной площади  смысловой, зрительный и композиционный центры оказываются сильно смещенными в противоположную сторону от нее. В этих случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса предметов, и тем самым нарушается его композиционное равновесие. Кроме того, это противоречит закономерностям зрительного восприятия реальной действительности человеком.

     Практика  станкового изобразительного искусства, особенно живописи, в том числе  натюрморта, показывает, что, как правило, основную группу располагают на втором пространственном плане, где находится  сюжетно-композиционный центр. Передний план выступает как подход к основному  содержанию композиции(1). Обычно крупному изображению бывает тесно в картинной  плоскости, оно как бы упирается  в края избранного формата, и тем  самым, как утверждает В. А Фаворский, уничтожается специфика станкового искусства, особенно живописи, т. е. исчезает задача передачи пространства на плоскости(2). В этом случае величина изображения, равная или почти равная картинной  плоскости, не дает возможности передать иллюзию пространства, остаются видимыми лишь предметы сами по себе. Вот почему художники должны придавать большое  значение соотношению размера плоскости  и величины изображаемого на ней.

     Слишком мелкое изображение группы предметов  теряется среди неоправданно пустующей  части формата. Эти пустующие  части формата могут гармонично существовать в картине-натюрморте, если они входят в замысел, отвечают логике образа и композиционному  решению.

Информация о работе Явление цветовой и воздушной перспективы в натюрморте и пейзаже