Этапы становления художественного образования в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:26, реферат

Краткое описание

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

методика.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

        Здесь мы видим стремление расширить художественное и профессиональное образование, или, во всяком случае, с начальной школы дать какую-то основу для него, пробудить интерес.

        К концу 90-х годов XIX века собранный теоретический и практический опыт позволил приступить к разработке основополагающих документов, касающихся устройства художественно-промышленных учебных заведений и улучшения организации в них учебно-воспитательной работы. В это время начинают разрабатываться первые наиболее крупные официальные документы, касающиеся устройства низших художественно-промышленных учебных заведений России. Эти документы обобщали уже имеющийся опыт подготовки исполнителей художественных работ, как в России, так и в некоторых зарубежных странах.

        18 марта 1902 года оно было утверждено. По данному положению в России должны были открываться 4 типа художественно-промышленных учебных заведений:

а) художественно-промышленные училища для подготовки художников-рисовальщиков, художников-мастеров при художественных промышленных училищах могли учреждаться педагогические курсы для подготовки преподавателей художественных предметов;

б) художественно-промышленные школы для подготовки рисовальщиков-руководителей и мастеров-руководителей;

в) художественно-ремесленные мастерские, на которые возлагалась обязанность подготовки квалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства;

г) рисовальные классы - для повышения художественной подготовки ремесленников и кустарей.

 Это положение было уже некоторой основой системы художественно-промышленного образования в России. И хотя оно и не был  полностью и последовательно претворено в жизнь, однако, оказало заметное влияние на упорядочение сети художественно - промышленных учебных заведений и постановки в них учебно-воспитательной работы.

          В 1910 г. в Министерство торговли и промышленности поступило ходатайство Забайкальского общества изучения Сибири и улучшения ее быта о разрешении открыть в Чите художественно-ремесленную школу с покрытием 1/3 расходов за счет местных средств. Школа была открыта в 1913 г. и являлась единственным пропагандистом художественных знаний в Сибири. Первоначально планировался 3-х летний срок обучения, но затем он был увеличен до 5 лет.

Несмотря на то, что школа имела художественно-промышленный профиль по столярной и ткацким специальностям, с первых же лет её существования поступало много просьб из различных учебных заведений Восточной Сибири рекомендовать им преподавателей графических искусств для общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим руководство школы обращается в учебный отдел Министерства торговли и промышленности с ходатайством и получает разрешение на введение в учебный план методики преподавания рисования, что должно было подготовить выпускников к педагогической деятельности.

Некоторую роль в распространении художественного вкуса, знаний, навыков и умений среди рабочих, ремесленников и других слоев трудового населения сыграли различные воскресные, вечерние и сезонные школы, классы и курсы черчения и рисования. Большая часть их находилась в ведении Русского технического общества; содержались они на средства этого общества, субсидии Министерства народного просвещения, пожертвования частных лиц и обществ. Воскресные и вечерние школы и классы черчения и рисования предназначались в большинстве своем для взрослых, занятых на работе, и основная их цель заключалась в подготовке к различной профессиональной и ремесленной деятельности, в повышении художественной подготовки рисовальщиков, печатников, резчиков, ювелиров, десятников по строительному делу, учителей рисования, чертежников т.д.

Воскресные и вечернии  классы рисования и черчения открывались с учетом нужд и возможностей обслуживаемого района. Это определяло в значительной степени объем и содержание образования в них. Были такие, где преподавалось только черчение и рисование, били и многопрофильные.

В вечерних и воскресных классах рисования и черчения занятия проводились в воскресенье днем, а в рабочие дни – по вечерам 2-3 раза в неделю.

При обучении преобладали методы: рассказ, беседа, экскурсия, лекция. Поскольку учащиеся имели дело с составами красок, деталями машин, различными изделиями, картинами и т.п., широко применялись демонстрации учебно-наглядных пособий.

Как правило, в силу различной  по уровню и недостаточной общеобразовательной подготовки учащихся, лекционный период не прививался даже в средних учебных заведениях. В большей степени, по сравнению с  другими предметами, он применялся на занятиях по истории искусств, однако и здесь он не был преобладающим. Эвристический метод явно превалировал на занятиях., он помогал преподавателю пробуждать у учащихся самостоятельность, приучал их к анализу.

Последовательность обучения, особенно широко распространявшаяся в общеобразовательных учебных заведениях, была следующая сначала рисовали геометрические фигуры и плоские орнаменты со стенных таблиц или классной доски, потом переходили к рисованию геометрических фигур и тел с моделей и, наконец, выпуклых орнаментов с гипса. Учебно-наглядные пособия: схемы, модели, коллекции и другие приспособления – изготавливались в мастерских, в классах учащихся, преподавателями, закупались за границей. Так, например, в классах графических искусств им. Дмитреева широко применялись коллекции по рисованию с орнаментов и натуры Ганноверского общества учителей рисования.

Для рисования с натуры применялся штатив, разработанный Покровским и широко распространенный в русских учебных заведениях.

Следует отметить, что передовые деятели художественно-педагогического образования постоянно стремились совершенствовать методы и приема обучения.

 Первая рисовальная  воскресная  школа была отрыта в 1832 г. при С.-Петербуржском технологическом институте, где по воскресным и праздничным и праздничным дням с 12 до 14 часов преподаватели института обучали рисованию и черчению резчиков, ювелиров, столяров, серебряных и медных дел мастеров, переплетчиков. Естественно, что учебный процесс строился по той же системе, какая существовала в самом институте. Сначала школа существовала полуофициально. Лишь в 1835г. последовало ее официальное утверждение.

Вслед за утверждением первых классов рисования и черчения при Технологическом институте 15 ноября 1837г. министр финансов Е.Ф. Канкрин обратился к попечителю Московского учебного округа с просьбой открыть при Мещанском отделении Дворцового архитектурного училища рисовальную школу по типу воскресных рисовальных классов, существовавших при С.-Петербуржском технологическом институте. И в 1838г. такой воскресный рисовальный класс был открыт. Затем 29.09.39г. были утверждены положение и штат рисовальной школы для вольно приходящих на Васильевском острове.

Школы имели довольно обширный учебный план, включавший лепку из глины и воска, черчение и рисование ситуационных планов, рисование узоров, орнаментов, объяснения по древней и новейшей архитектуре.

Успех этого мероприятия побудил его сторонников в 1842г. открыть при рисовальной школе вольно приходящих особое отделение для учениц, на которое первоначально записалось 2 ученицы, но уже через два месяца их было 75.

Обучение производилось два раза в неделю по вторникам и четвергам с 12 до 15:30 часов. Школы получали субсидии из государственной казны.

Неопределенность финансового положения, отсутствие собственных помещений ставило данные школы в зависимость от случайных обстоятельств и порой приводило к длительным перерывам в занятиях или вовсе к закрытию некоторых классов.

        Воскресные и вечерние школы и классы черчения и рисования, возникая в различных местах без каких-либо общих установок, обращались в Министерство народного просвещения, в Министерство финансов и другие организации и ведомстве за разъяснениями и консультациями. Это обстоятельство привело к созданию при Московском обществе распространения технических знаний (учреждено в 1869 г.) особой комиссии по техническому рисованию, черчению, которая и занялась вопросами организации воскресных классов рисования и черчения.

Комиссией было разработано положение от 9 июля 1873 г., на основе которого в Московской и ближайших к ней губерниях открывались рисовальные школы и классы, находящиеся в ведении Министерства финансов. Право основания их представлялось городским, купеческим, мещанским, ремесленным обществам любителей прикладного искусства.

Уже в 1870 году ещё до разработки положения при обществе был открыт первый класс – Пресненский.

К 1880 году число классов черчения и рисования достигла 32 с 647 учениками, из них:

в Москве - 25 классов - 502 ученика;

в Коломне - 1 класс - 25 учеников;

В Московском уезде, при земских школах - 6 классов - 120 учеников

Затем их количество несколько сократилось и к началу 90-х годов остался 21 класс.

В 1872 году при Лодзинском высшем ремесленном училище был открыт на пожертвования некоторых фабрикантов бесплатный воскресный рисовальный класс для рабочих подмастерьев, ремесленников и др. лиц, желающих приобрести некоторые навыки и умения по рисованию и черчению. Фабриканты выделили средства, т.к. на их предприятиях ощущалась нехватка рабочих, которые бы обладали художественным вкусом и умениями.

Однако главную роль в деле создания рисовальных классов сыграли все те же Строгановское (в Москве) и Центральное училище технического рисования барона Штиглица в С.-Петербурге

Данные училища, как уже было сказано выше, открывали, как правило, классы черчения и рисования в тех местах, где существовали столярно-мебельные кустарные промыслы, фарфорофаянсовые предприятия и т.д.

В 1896 году особой комиссией о ремесленном ученичестве императорского Русского технического общества было выработано с учетом накопленного практического опыта. "Положение о классах черчения и рисования для ремесленных мастерских", на основе которого в последующие годы открылся ряд классов для содействия наиболее успешному ходу обучения учеников и учениц ремеслу в мастерских, а также рабочих и ремесленников, занятых не производстве и в кустарном промысле.

По Положению в классы принимались мальчики и девочки всех сословий, не моложе 12 лет, выдержавшие экзамен за курс начального народного училища Министерства народного просвещения. Курс обучения определялся в 3 года. Но могли учреждаться подготовительные классы для обучения грамоте, в таких случаях срок обучения увеличивался еще на год. Занятия проходили по вечерам с 7 до 9 часов два раза в неделю или в праздничный день. 

Преподавались рисование (начальное и специальное, т.е. соответствующее ремеслу, изучаемому детьми в мастерских), черчение (начальное и специальное) и геометрия.

В системе, методах преподавания и оценке знаний  и умений в  художественно- промышленных учебных заведениях было, особенно в период 20-80-х г.г. XIX. Много кустарного, несовершенного, каждый преподаватель приносил с собой методику, свои приемы, успех был большим или меньшим в зависимости от художественного дарования учеников и педагогического такта и таланта учителей.

Последовательность обучения, методы, содержание работ при обучении художественным предметам в ранний период были традиционными, применяемыми в Академии художеств:

В начале будущих  художников заставляли копировать с оригиналов признанных мастеров, затем они рисовали со слепков с античной скульптуры, с гипсов и, наконец, завершающей была работа с живой модели.

В оценке знаний учащихся также было много несовершенного, неустоявшегося. Сами правила приема способствовали тому, что в художественные учебные заведения поступали лица с различным уровнем подготовки, как по специальным предметам, так и по общеобразовательным.

Для поступления в большинстве случаев достаточно было уметь читать, писать и знать четыре правила арифметики. Разнохарактерность, а иногда и полное отсутствие общеобразовательной подготовки крайне затрудняло организацию учебного процесса.

Допускалось введение в учебный план и других специальных предметов, согласно Уставу и программе училищ общества.

Наиболее крупным из открытых классов черчения и рисования в начале XX в. были Лиговские классы графических искусств им. Ф.М. Дмитриева и др., каждые с некоторыми особенностями в устройстве.

Уже в 1897 году на основе вышеупомянутого положения были открыты императорским Русским техническим обществом при содействии Малоохтенского благотворительного обществе классы черчения и рисования для взрослых рабочих на Малой Охте в С.-Петербурге.

Классы сразу же завоевали популярность, т.к. были более доступны рабочим. С 1898-99 уч. годы вместо одного класса начального рисования пришлось открыть еще 2-й класс специального рисования и черчения с уклоном для столяров и резчиков, в 1903 г. - открыли третий класс, в 1904 г. - четвертый.

          В это  же время открываются  Звенигородские  (затем Весильеостровские) классы  черчения и рисования, имеющие  своей целью подготовку учеников ремесленных мастерских, а также рабочих фабрик и заводов, умеющих грамотно и осознание чертить и рисовать предметы промышленного характера и из практике применять приобретенные знания при выполнении своих работ. Согласно утвержденному положению, в классы принимались исключительно ученики ремесленных мастерских, подмастерья и рабочие с общим образованием не ниже курса начальной школы и не моложе 12 лет. Полный курс графического образования проходился и 2-4 года, срок зависел от успехов учащихся. Так, по рисованию для успевающих учащихся курс был 3-х летний, для малоуспевающих - 4-х летний, по черчению - для успевающих - 2 года,  для малоуспевающих - 3 года.

В конце устраивались экзамены и просмотр работ специальной комиссией, и выдавалось свидетельство. Обучение было бесплатное, занятия начинались 1сентября и заканчивались в конце мая при 3,5 часах в неделю.

Информация о работе Этапы становления художественного образования в России в 19 веке