Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана. Это весьма интересный вопрос, который мучает многих на протяжении уже почти 100 лет. Как? Почему? Зачем? Люди неустанно задают эти вопросы по поводу творчества Дюшана. Неужели обычный писсуар, купленный в магазине сантехники, подписанный с боку R. Mutt (что в переводе означает «дурак»), и перевёрнутый на 90 градусов стал произведением искусства? Или его знаменитая сушилка для бутылок. Неужели и она является произведением искусства? Как обычные предметы обихода вдруг получили статус произведений искусства?

Содержание

Введение
Глава 1. Немного о Марселе Дюшане.
1.1. Ready-made.
1.2. Дадаизм.
1.3. Авангардизм.
Глава 2. Марсель Дюшан – гений или бездарность.
2.1. Статья Мишеля Лейриса: «Промыслы и ремесла Марселя Дюшана»
2.2. Статья Серса Филиппа: «”Фонтан” Дюшана - реди-мейд как вызов и демонстрация».
2.3. Дальнейшая жизнь «Фонтана».
Глава 3. Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана.
Заключение
Приложение
Источники
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этетический смысл работ М. Дюшана.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

 

БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ИСКУССТВ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема:

«Эстетический смысл произведений ready-made         М. Дюшана.»

 

 

 

 

Выполнил:

Степанов В.К.

Студент 3-го курса  4-ой группы

специальности «Дизайн»

 

 

 

Научный руководитель:

Профессор

Ренанский А. Л.

 

 

 

Минск   2013

 

                           Содержание

 

Введение

 

 

 Глава 1. Немного о Марселе Дюшане.

               1.1. Ready-made.

               1.2. Дадаизм.

               1.3. Авангардизм.

 Глава 2. Марсель Дюшан – гений или бездарность.

2.1. Статья Мишеля Лейриса: «Промыслы и ремесла Марселя Дюшана»

2.2. Статья Серса Филиппа: «”Фонтан”  Дюшана  - реди-мейд как вызов и демонстрация».

2.3. Дальнейшая жизнь «Фонтана».

Глава 3. Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана.

          

 Заключение

             Приложение

 Источники

             Список литературы

 

                         

 

                                     

 

Введение

Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана. Это весьма интересный вопрос, который мучает многих на протяжении уже почти 100 лет. Как? Почему? Зачем? Люди неустанно задают эти вопросы по поводу творчества Дюшана. Неужели обычный писсуар, купленный в магазине сантехники, подписанный с боку  R. Mutt (что в переводе означает «дурак»), и перевёрнутый на 90 градусов стал произведением искусства? Или его знаменитая сушилка для бутылок. Неужели и она является произведением искусства? Как обычные предметы обихода вдруг получили статус произведений искусства?

Именно поэтому я и выбрал эту тему для курсовой работы. Чтобы хотя бы немного приблизится к ответу на данный вопрос.

Чтобы ответить на ряд этих вопросов, нужно узнать, какие цели преследовал Дюшан. Ведь ответив на этот вопрос, мы сможем приблизиться к отведу на все остальные вопросы.

К великому сожалению я уже не смогу задать все тревожащие меня вопросы лично Марселю Дюшану. И врятли смогу залезть к нему в голову, поэтому придётся покопаться немного в его биографии, творчестве, узнать, чем жил художник, узнать что его беспокоило. Именно об этом и пойдёт разговор в Главе 1. Так же в этой главе речь пойдёт о ряде таких терминов, как:

1.Ready-made.

2. Дадаизм.

3. Авангардизм.

 

В Главе 2 я ознакомлю вас рядом мнений различных людей, а именно: Серса Филиппа, Е. С. Домарацкой. И из всего этого я сделаю вывод.

В Главе 3 я сделаю свой собственный вывод, опираясь на всё вышенаписанное.

Далее пойдёт заключение, в котором я подытожу всё сказанное и предложу вам сделать свой вывод.

Вот собственно и все цели, которые я ставлю перед собой, для того чтобы ответить на главный вопрос: Каков он? Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Глава 1. Немного о Марселе Дюшане.

Анри Робер Марсель Дюшан - французский художник,  один из величайших новаторов в искусстве 20 в.

 

Родился 28 июля 1887 под Бленвилем, Франция  (недалеко от Руана, в Нормандии. В 1904 он переехал в Париж, где присоединился к своим братьям, Жаку Вийону и Раймону Дюшан-Вийону, и стал изучать живопись в Академии Жюлиан. Учёба продолжалась до 1905.

 

В 1910–1911 увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе со своими братьями и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.

Ранние работы Дюшана были созданы под влиянием постимпрессионизма.

Первый раз Дюшан выставил свои произведения в 1909 на Салоне независимых художников и в Salon d’Automne в Париже. Его картины до    1911 года были непосредственно связаны с кубизмом. Часто это были  последовательные изображения тела в движении.

 В 1912 Дюшан пишет окончательную версию картины «Обнажённая, спускающаяся с лестницы». Она была показана в том же году на Salon de la Section d’Or и впоследствии вызвала большой скандал на Армори-шоу в Нью-Йорке, где один критик не очень-то остроумно назвал её "взрывом на макаронной фабрике" (1913). Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения».

Затем, в 1910 - 1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 - 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо»( стр. 32), 1913; «Сушилка для бутылок»(стр. 31), 1914; «Фонтан», 1917 (стр. 18)). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919 (стр. 33)). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носила провокационно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В большинстве случаев оригинальные «реди-мейды» Дюшана не сохранились, однако художник, как правило, исполнял повторения - для друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах). В том же 1913г. Марсель Дюшан обращается к живописи на стекле. Он создает большую композицию «The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (1915-1923, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). В этом удивительном произведении художник воспроизвел чистую и абсурдную несерьезность и свою философию любви и желания. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство.

Дюшан снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926), ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002). В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.

 Умер 2 октября 1968 (81 год) в Нейи-сюр-Сен, Франция.

 

Марсель Дюшан был весьма яркой и значительной фигурой того времени. Помимо всего прочего он очень любил шахматы и имел звание гроссмейстера. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах. На первый взгляд, холодная математика шахмат представляется полной противоположностью тонкой и непредсказуемой поэзии искусства, в чем сам Дюшан прекрасно отдавал себе отчет. Однако ему удалось примирить эти противоположности уникальным образом: «В моей жизни шахматы и искусство стоят на противоположных полюсах, но не обманывайтесь. Шахматы — это не просто механическая функция. Они пластичны, так сказать. Каждый раз, когда я передвигаю пешки на доске, я создаю новую форму, новый рисунок, и, таким образом, я удовлетворен постоянно меняющимся контуром»5. Кроме «пластичности», т. е. близости визуальному образу своей внутренней сущностью, шахматы апеллировали к сознанию художника особой логикой, накладывая отпечаток на саму манеру его творческого мышления: «Не сказать, чтобы в шахматах не было логики. Шахматы заставляют быть логичным. Логика присутствует, но ее просто не видно».

Но самое главное что я хотел бы отметить, это, пожалуй, то что М. Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетелью - свободой.

Покопавшись в личной жизне и творчестве Марселя Дюшана, теперь необходимо дать определение трём терминам, сформировавшим и охарактеризовавшим его творчество, а именно:

1.Ready-made.

2. Дадаизм.

3. Авангардизм.

 

 

1.1. Ready-made.

Ready-made(реди-мэйд, от англ. ready-made – готовое изделие) – термин, обзначающий предметы обихода, изделия массового производства, волей художника вырванные из привычной среды, и помещённые в выставочные залы как произведения искусства.

Термин ready-made в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан.

 

1.2. Дадаизм.

 

Дадаизм — сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Дадаизм ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве. («Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет» (Р. Гюльзенбек). «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы» (Т. Тцара)). Анархический бунт дадаистов против «всего» представляет собою одну из крайних форм образного выражения негодования и социальной беспомощности мелкобуржуазной интеллигенции и богемы перед лицом империалистической войны и ее социальных последствий. Об этом говорят как возникновение, так и программа и практика Дадаизма.

Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».

Дадаизм и следовавшие за ним течения совершенно немыслимы в качестве изначальных или спонтанных форм искусства, важнейшей предпосылкой их существования является отрицание устойчивых ценностей традиционной художественной культуры. Отрицание и разрушение не только формы самоутверждения названных течений, но и формы их бытования, и в этом смысле подходит к ним термин «анти-искусство». Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».

 

 

1.3. Авангардизм.

 

Авангардизм [фр. avant-gardisme] - название ряда художественных течений 20 в., стремящихся к коренному обновлению искусств. как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, а. часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, к нигилистическому отношению к вечным ценностям.

Слово французского происхождения авангард первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд. В годы Французской революции это слово стало революционной метафорой и в 1794 году вошло в название якобинского журнала. С тех пор политический смысл начал вытеснять военный.

Термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл — основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

    • Абстрактный экспрессионизм
    • Баухауз
    • Беспредметность
    • Экспрессионизм
    • Дадаизм
    • Конструктивизм
    • Кубизм
    • Систематизм
    • Стохатизм
    • Супрематизм
    • Примитивизм
    • Сюрреализм
    • Футуризм

 

 

 

Глава 2.Марсель Дюшан – гений или бездарность.

Существует множество различных мнений и споров касательно работ ready-made М. Дюшана. Кто-то скажен что он гений. Кто-то скажет что он - идиот, которому попросту нечем было заняться, кроме как писуары переворачивать. Но для того чтобы осознать истинный смысл его произведений я должен копнуть намного глубже.

В главе этой я хочу ознакомить вас с парой очень хороших, на мой взгляд, статей, в которых авторы пытаются ответить на вопросы касающиеся творчества М. Дюшана, а именно: что представляли из себя произведеня ready-made М. Дюшана, какие цели он преследовал.

В подпункте 2.1 я рассмотрю статью Мишеля Лейриса – французского писателя и этнолога: «Промыслы и ремесла Марселя Дюшана».

В подпункте 2.2 я рассмотрю статью Серса Филиппа - французского философа, историка искусства, преподавателя эстетики и истории искусства, автор книг: «Кандинский: философия абстракции, метафизический образ» (1995), «Диалог с произведением: искусство и критика» (1995), «О Дада: очерк дадаистского переживания образа» (1997), и т.д.: «”Фонтан”  Дюшана  - ready-made как вызов и демонстрация».

В подпункте 2.3 речь пойдёт о дальнейшей жизни «Фонтана».

 

 

2.1 Статья Мишеля Лейриса: «Промыслы и ремесла Марселя Дюшана»

Эту статью М. Лейрис начинает с того что призывает нас задуматься о нашей манере чувствовать и думать. не связана ли большая часть того, что именуют эстетическим удовольствием, с игрой  подмен?

Мишель Лейрис замечает некую игру в работах Марселя Дюшана. Он говорит о том, что марсель Дюшан своими работами пытается анархически десакрализировать устойчивые классические ценности. И я считаю что ему это в какой-то мере удалось:

«Широко используя серийные (готовые, типовые) вещи, Марсель Дюшан - с его неприятием всего, что анахронично напоминает о ручном труде, - вовсе не стремится просто заменить частное, каллиграфически выведенное индивидом, на всеобщее, наделенное той же (абсолютной в своей законченности) неотвратимостью, какой наделена печатная страница по сравнению с рукописной. Нет, никакой мистики красивых вещей, никакой зачарованности простодушных обитателей  Запада чудесными изделиями промышленного производства. Скорее этот ход - одно из логических звеньев упорного труда по десакрализации и анатомированию живописи, которому много лет предан Дюшан, озабоченный тем, чтобы использовать свой - как известно,  редкостный - дар художника исключительно в форме его отрицания.»

Этим самым М. Лейрис подчёркивает дадаичность работ Марселя Дюшана, а именно отрицание и анархизм по отношению к устойчивым ценностям.

Информация о работе Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана