Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 07:33, лекция

Краткое описание

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по экскурсоведению.DOC

— 783.50 Кб (Скачать файл)

Одна из задач  рассказа — определение, истолкование предмета, о котором пойдет речь.

Всякое определение  предмета в экскурсионном рассказе должно быть ясным, соразмерным (объем определяемого понятия должен быть равен определению, которое дается). Оно не должно быть негативным (отрицательным) и противоречивым, не должно строиться на отрицании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий. (Например, «архитектура — вид искусства», а точнее «архитектура — строительное искусство», «обелиск — памятник», а точнее «обелиск — памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба».)

Виды определений. Различают реальные и номинальные определения. Реальные определения раскрывают существенные признаки предмета (объекта); номинальные определения — взамен описания какого-либо предмета (объекта) вводится термин (имя предмета), объясняются значение термина и его происхождение. (Например, «Публичная распродажа имущества, когда владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену, называется аукционом», «Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь называется памятником».)

В экскурсионной  практике широко используются оба вида определений.

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА)

В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ

 

Термин «трансформация» означает преобразование, превращение. Методистам и экскурсоводам при разработке новой экскурсионной темы необходимо иметь в виду особенности устной речи с учетом требований профессии экскурсовода, и прежде всего такую важную особенность, как трансформация рассказа в зрительные образы у экскурсантов.

Для превращения  одного вида информации (речь) в другой (зрительные образы) должны быть созданы определенные условия. Такое превращение зависит от содержания рассказа, языка экскурсовода (его образности), от методики преподнесения материала. Широкие возможности для трансформации раскрывает использование отрывков из художественных произведений. На этом построен методический прием литературного монтажа и прием цитирования. Трансформация определенной части рассказа экскурсовода происходит в ходе показа и при его активном «содействии».

Понятность  речи, ее точность, выразительность, красота зависят от ряда факторов: правильного подбора слов, выражающих мысли, построения фраз; связи между предложениями; использования выразительных средств в речи; владения техникой речи (дыхание, голос, дикция); соблюдение речевой интонации.

В экскурсии  используются две формы рассказа:

а) повествовательный  рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события;

б) реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).

Язык экскурсовода должен отвечать определенным критериям. Критерий ясности — доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности — соответствие содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерий чистоты речи — логически оправданное использование экскурсоводом языковых средств.

 

ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

 

В практике можно  обнаружить шесть особенностей рассказа:

1. Зависимость рассказа  от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскурсиях для взрослых из-за различной скорости передвижения этих групп. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одну и ту же тему.

2. Подчиненность рассказа  показу. Рассказ экскурсовода не  может быть абстрагирован от  объектов показа, которые расположены  на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мысленным взором экскурсантов. Содержание рассказа определяется объектом изучения (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий).

3. Использование  в рассказе зрительных доказательств.  Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода». Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишние подробности в рассказе ведут к такому недостатку, как лекционность.

4. Адресность рассказа, т. е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект — здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т. д.

Особенность методики состоит в том, чтобы сформулировать указания экскурсантам: на что обратить внимание: чему адресует рассказ экскурсовод; какую часть здания, сооружения (этаж, окно, балкон, пролет моста) он имеет в виду; какие растения показываются. Такое понимание достигается при помощи конкретных указаний, где именно происходило это событие, где проживал тот человек, о котором рассказывает экскурсовод, чью деятельность он характеризует. Если показ происходит на улице, застроенной несколькими домами, рядом расположенными и порой схожими между собой, экскурсовод называет цвет (белый, бежевый, красный), в который окрашено нужное здание, его внешние признаки — этажность, особенности конструкции. Убедившись, что экскурсанты поняли, о каком здании пойдет речь (узнали адрес рассказа), экскурсовод продолжает ведение экскурсии.

5. Конкретность экскурсионного  рассказа. Конкретность- это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.

Неправильно рассматривать  конкретность в рассказе экскурсовода как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий действующих лиц).

Конкретизация материала  в экскурсии — выражение мысли, изложения определенного положения  в более точной, конкретной форме.

6. Утверждающий характер  рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной. Экскурсовод, характеризуя конкретное событие, относит его к настоящему (прошлому или будущему) времени, преподносит его как объективный факт и указывает на конкретное лицо, которое совершает (совершало или будет совершать) это действие.

Необходимо иметь в  виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста — отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.

Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взглядом нечто большее, чем то, что перед ним находится в данный момент в качестве объекта или группы объектов наблюдения.

Зрительные объекты большинства экскурсий интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, которые происходили на этих объектах или были связаны с ними. Обозначив буквой А экскурсионный объект, а буквой В — события с ними связанные, мы получим простую формулу: А + В. Содержание этой формулы в экскурсионной практике имеет много вариантов. Назовем некоторые из них.

 

Экскурсионный объект

События, связанные с экскурсионным объектом

Памятник истории  и культуры как произведение искусства

Историческое  событие или конкретный деятель, в честь которого этот памятник воздвигнут

Здание как  архитектурный объект

Исторические  события, которые в этом здании или около него происходили

Жилой дом как  постройка, характерная для определенной эпохи

Характеристика  жизни и деятельности лиц, с ним связанных

Шоссе, канал, мост как инженерные сооружения

События, во время  которых эти сооружения использовались. Характеристика отрасли науки, с развитием которой связано данное сооружение

Лес, роща, река, поле, пещера, катакомбы и др. природные объекты

События, которые  произошли на данной территории


 

Рассказ по отношению  к показу звучит в разное время: до показа, в ходе показа и после показа. Так, в тематической  экскурсии мы имеем дело с тремя вариантами рассказа на одну тему. В первом случае рассказ предваряет наблюдение объекта экскурсантами. Обычно — это краткая справка об объекте, задача которой направить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью любопытной подробности. (Например, предваряя показ Боголюбовского замка, экскурсовод просит обратить внимание на лестничную башню, где в июньскую ночь 1174 г. разыгралась кровавая трагедия. Здесь был убит заговорщиками-боярами князь Андрей Боголюбский.) Во втором случае в ходе показа рассказ дополняет зрительный ряд, имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, реже — описания или литературного монтажа. В третьем случае после показа рассказ более лаконичен — это краткие выводы по поводу увиденного, краткий рассказ иногда две-три фразы на тему экскурсии. Как правило, какие-либо методические приемы в заключение не используются.

Из трех приведенных  вариантов взаимодействие рассказа и показа имеет место только во втором — слово непосредственно взаимодействует с объектом и с наибольшей полнотой раскрывает тему. В первом варианте слово предваряет показ, в третьем — заключает показ.

 

Выводы.

Словесное начало в экскурсии получило условное название «рассказ». На самом же деле это информационный и аналитический материал, раскрывающий тему, состоящий из комментариев при показе объектов, оценок и выводов по основным вопросам и подтемам. Экскурсовод в рассказе сообщает, поясняет, характеризует, дает представление о зрительном облике объекта, картине события. Рассказ же в его общепринятом понимании является лишь частью выступления экскурсовода.

В экскурсионном  рассказе используют различные формы, которые с давних пор экскурсионные работники относят к методическим приемам рассказа — справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования и т. д.

Особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т. е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экскурсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного (Е м е л ь я н о в Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. — М.: ГРИБ «Турист», 1986. — С. 53).

 

СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ

 

Любая экскурсия  основана на сочетании двух главных элементов — показа экскурсионных объектов и рассказа о них.

Показ и рассказ  на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.

Основные причины  этих различий — меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера Демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Экскурсия за более  чем вековой путь своего существования изменялась, обогащалась, особенно в области методики ведения. При этом оставалось неизменным соотношение ее главных элементов.

Процесс становления  экскурсии можно проследить при рассмотрении элементов, ее составляющих — показа (П) и рассказа (Р). Здесь следует выделить пять уровней, при которых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в восприятии экскурсантами материала. Помещаемая ниже схема построена на анализе автобусной экскурсии, поэтому рекомендуемые суждения не могут быть полностью отнесены к экскурсии пешеходной.

Первый уровень  — простейшая экскурсия, когда показа практически нет. Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. На этом уровне широко используются наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень знакомства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.

При втором уровне преобладает рассказ, который носит лекционный характер, наглядность используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы — репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т. п.

Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рассказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические приемы рассказа.

Третий уровень  — такое сочетание элементов  экскурсии, когда рассказ равен  показу. На этом уровне значительно возрастает удельный вес предметной наглядности (показа объектов). Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значение и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осуществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами.

Информация о работе Экскурсоведение