Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 07:33, лекция

Краткое описание

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по экскурсоведению.DOC

— 783.50 Кб (Скачать файл)

Активность  показа. Показ это не пассивное  любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая  последовательность показа. В экскурсии  каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее  значение показа. Без показа не может  быть экскурсии. Показ первичен и  в тех случаях, когда с его  помощью иллюстрируется рассказ. Для  большинства экскурсий объекты  являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая  роль показа. На экскурсии в большинстве  случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность  показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

Парадоксальность  показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взором возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскурсанты, получив информацию об историческом событии, «видят» русских и французских воинов — участников сражения и др.

Результат экскурсии  в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объекта из совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.

 

ПОКАЗ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ

 

В основу познавательной деятельности экскурсантов положен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов — памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экскурсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д.

Благодаря зрительному восприятию предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действительность. На основе полученных экскурсантом представлений происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные  средства (натурная наглядность)— натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотография) — дополнительный иллюстративный материал, который включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотографии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие пособия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность: примеры и факты; отрывки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная  наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую (шум леса, журчание ручья, шум морского прибоя, голос певца в звукозаписи, голоса птиц и животных в лесу, звук камня, упавшего с высоты, шумы в производственных цехах). При восприятии звуковой наглядности, кроме речи, участвуют слуховые анализаторы.

Слуховая наглядность  слабо используется в экскурсиях. Лишь в отдельных экскурсиях включены приемы, рассчитанные на слух, обоняние и осязание экскурсантов.

Словесно-образный вид наглядности предполагает использование образов и произведений художественной литературы. К этому виду наглядности относят образный рассказ экскурсовода, воссоздающий картину исторического события, внешний облик человека, дающий зрительное представление о явлениях природы. Использование видов наглядности, приоритетность одного из видов (предметной, изобразительной или словесно-образной наглядности), зависят от той классификационной группы, к которой относится конкретная экскурсия. В архитектурно-градостроительной экскурсии преобладает натурная наглядность, в исторических — изобразительная и словесно-образная наглядность, в литературных — словесно-образная наглядность.

 

Выводы.

Всякая экскурсия  ставит своей задачей — продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.

Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема. К сожалению, это редко получается. Причины: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств. Поэтому на помощь показу приходит рассказ, на который возлагается задача восполнить пробелы зрительного ряда.

Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.

 

Лекция 6. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ

 

Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию — слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. Что такое экскурсионный рассказ? Рассказ — условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.

В оценке роли рассказа в экскурсии ученые-экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращение экскурсии в лекцию.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в экскурсии находит свое выражение в ответах на вопросы экскурсантов, репликах экскурсовода и ответах на реплики экскурсантов, во вступительном слове и заключительной части, при демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода».

Рассказ — это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

В ходе экскурсии  происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений — к словесным оценкам и выводам.

Б. Е. Райков высказал мысль, что малоразвитые группы, новички в экскурсионной работе, иногда относятся к объяснениям, как к чему-то совершенно лишнему и ненужному, чего они вовсе не ждали. Для них экскурсия — только зрелище, по возможности занимательное зрелище, и словесные комментарии их как-то тяготят. С этим настроением необходимо считаться, выдвигая на первый план конкретное содержание экскурсии. Он отмечал, что продолжительные теоретические объяснения на экскурсии нежелательны, так как засушивают ее и превращают в простую лекцию. С малоподготовленной аудиторией надо быть в этом смысле особенно осторожным, здесь показательная сторона — все.

Н. А. Гейнике  считал, что преувеличение значения рассказа при изучении темы, преобладание словесного материала в экскурсии лишает ее важных преимуществ. Наиболее часто встречающейся ошибкой экскурсовода является то, что он не столько показывает экскурсионный материал, сколько рассказывает о нем, т. е. гасит самостоятельную работу экскурсантов, превращая экскурсию в лекцию с иллюстрациями. Он считал, что все, о чем идет речь в экскурсии, должно быть в зрительном ряду. Экскурсовод показывает группе объекты и сопровождает показ глубоким анализом, пояснениями, историческими справками.

Роль объектов состоит в том, чтобы помочь экскурсоводу зримо восстановить для экскурсантов прошлое, убедительно нарисовать жизненные картины. Глубина рассказа диктуется объектом, его особенностями, количеством информации, которой объект располагает. Время рассказа на экскурсии должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии.

Рассказ на экскурсии  в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как импровизацию, т. е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в момент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же значительным событием, которое только что произошло в жизни данного города, страны. Например, если экскурсовод при знакомстве с группой узнает, что она состоит из педагогов, — в рассказ может быть включен пример работы одной из школ города. После сообщения в печати о значительном событии в жизни страны — выборах в государственные органы, новом указе Президента, экскурсовод в обзорной или другой экскурсии дает краткую характеристику происшедшему. Такие короткие экспромты рождаются в ходе экскурсии.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Особенность рассказа состоит в том, что он носит  характер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсоводом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала.

В период перехода словесной части экскурсии от монолога к диалогу важное место занимают ответы на вопросы экскурсантов и «работа» экскурсовода с их репликами.

Реплика экскурсанта  — это его мнение о чем-то, причем не всегда правильное. Уходить от реплик экскурсантов не следует. Существует определенная методика «работы» экскурсовода с репликами. Ответ на реплику (как реакция на мнение одного экскурсанта) должен быть умело вплетен в рассказ экскурсовода. При всей абсурдности какой-то реплики не следует проявлять запальчивость, необходимо тактично разъяснить несостоятельность высказанного мнения.

Ответ на любую  реплику не должен уводить от экскурсионной темы, нарушать логику рассказа. Иногда реплики показывают одобрение экскурсантами отдельных положений, выдвинутых экскурсоводом, выражают отношение аудитории к услышанному. В этом случае экскурсовод, опираясь на высказанное мнение, продолжает рассказ, и это делает его более убедительным. В этом случае экскурсовод выступает с позиций собеседника.

В таких формах, как экскурсия-консультация и экскурсия-демонстрация, рассказ экскурсовода построен в виде беседы. Некоторые беседы построены на вопросно-ответном приеме, при этом вопросы задаются как экскурсоводом, так и экскурсантами. Методика придает значение связи таких понятий, как содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа.

Эти понятия  связаны с вопросами: о чем  сказать, как сказать и с какой целью. Если говорить о рассказе экскурсовода в целом, то перед ним ставятся задачи: помочь экскурсантам правильно увидеть, понять и оценить объект; на основе увиденного прийти к нужным выводам. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые зрительно не воспринимаются. Он обобщает наблюдения экскурсантов, помогая им более правильно воспринимать полученную информацию. Одна часть рассказа определяет объекты, другая — поясняет, третья—характеризует объекты (выявляет их качества), четвертая—дает представление о зрительном облике, пятая — «рисует» картину события. В зависимости от этих задач используются определенные методические приемы рассказа.

Информация о работе Экскурсоведение