Щуров В.М. - музыковед-фольклорист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Реферат о Щурове Вячеславе Михайловиче - профессоре кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории, докторе искусствоведения, заслуженном деятеле искусств России, члене Союза композиторов России, музыковеде-фольклористе, собирателе музыкального фольклора.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Белгородский государственный университет

 

 

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы и методики преподавания

 

Отчет о фольклорной практике

студентки дневного отделения второго  курса группы 020802

Жилиной Яны Сергеевны

 

 

 

 

 

 

Щуров Вячеслав Михайлович – 

музыковед-фольклорист

 


 

 

Руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент Л.П. Соломахина

 

 

 

 

 

Белгород, 2009

Щуров Вячеслав Михайлович - профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России, член правления Всероссийского музыкального общества. Музыковед-фольклорист, собиратель музыкального фольклора, музыкальный педагог, хоровой дирижер, исполнитель народных песен, пропагандист народного музыкального искусства, музыкальный критик, общественный музыкальный деятель. Автор научных монографий, научных и критических статей. Составитель грампластинок и компакт-дисков, посвященных музыкальному фольклору разных народов России и Советского Союза, а также искусству профессиональных исполнителей народных песен. Автор сборников народных песен. Руководитель и участник исполнительских вокальных коллективов народного и академического профиля. Автор и ведущий радио и телевизионных передач о народном музыкальном искусстве. Организатор и ведущий концертов музыкального фольклора в Москве и других городах России и Советского Союза. Участник международных фестивалей фольклора (в качестве певца) (в Голландии, Польше, Венгрии, Германии, Норвегии, Дании). Консультант по фольклору документальных, учебных, художественных кинофильмов и театральных спектаклей. Преподаватель народного музыкального творчества в Московской консерватории, ГМПИ им. Гнесиных (1967-1976), эксперт кафедры народного сольного пения ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

 

Родился Вячеслав Михайлович 27 марта 1937 года в Москве, в семье крупного инженера, погибшего в ополчении в 1942 году. Учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории по классу хорового дирижирования у А.С. Степанова (1948-1956). Окончил хоровое дирижерского отделение Московской консерватории под руководством профессора К.Б. Птицы в 1961 году и аспирантуру Московской консерватории как музыковед-фольклорист (научный руководитель – профессор А.В. Руднева) в 1966 году.

В одном из интервью он сказал: «К изучению музыкального фольклора меня привела вся моя жизнь. Я родился в семье, которая принадлежала к духовному сословию. Мои прадеды были священниками. Дед — директором школы слепых, бабушка — учительницей. Мой двоюродный дядя — диакон — единственный в семье, кто был причастен к церковному культу. Два других дяди пели в хоре А. В. Свешникова. Мать не имела музыкального образования, но у нее был хороший слух и красивый голос (она пела во Владимирском храме, участвовала в любительских хорах). Мы с матерью часто, гуляя по лесу, пели дуэтом — это была наша семейная традиция».

С 1961 по 1969 год Вячеслав Михайлович работал лаборантом в Кабинете народной музыки Московской консерватории и одновременно (с 1956 года) – преподавателем хора в Детской музыкальной школе № 3 Свердловского р-на г. Москвы. В этот период провел ряд музыкально-этнографических экспедиций в качестве руководителя студенческих собирательских групп (в Белгородскую, Архангельскую, Воронежскую, Липецкую, Вологодскую, Иркутскую, Горьковскую области, в русские села Бурятии (к семейским Забайкалья), в Алтайский край.

Первый опыт собирательской работы получил в этнографической экспедиции Московского университета под руководством профессора Э.В. Померанцевой зимой 1958 года. «Путь наш лежал в Воронежскую область, в Анненский район. Там я впервые услышал крестьянскую песню, так как раньше я никогда не был знаком с деревенским пением, оно произвело на меня ошеломляющее впечатление. Меня сразу поразила южная манера исполнения — такая крепкая, звонкая, резкая».1

Совместно с А.В. Рудневой Вячеслав Михайлович разрабатывал новые методики преподавания народного музыкального творчества, в частности, вводя экспериментальным путем курс нотной расшифровки звукозаписей народной музыки и стилевого анализа народных песен. Самостоятельно и в качестве педагога-редактора студенческих работ выполнил и проверил множество нотных транскрипций звукозаписей народных песен и инструментальных наигрышей (оригиналы хранятся ныне в архиве Лаборатории народной музыки Московской консерватории). В 1962 году организовал мужское вокальное трио (В. Щуров, Ю. Паисов,  
А. Дунаев), исполнявшее новые записи южнорусских песен в подлинных партитурах, без композиторской обработки.

В 1966 году выступил с инициативой  проведения музыкально-этнографических  концертов в Москве по линии Фольклорной  комиссии Союза композиторов РСФСР. Серия организованных и проведенных  им подобных концертов (некоторых – в содружестве с фольклористом-хореографом А.Э. Чижовой) привлекла внимание широкой общественности столицы, получила отклики в прессе. По материалам концертов музыкального фольклора вышли составленные и аннотированные  
В.М. Щуровым грампластинки из серии «Поют и играют народные исполнители» – в содружестве с редактором Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» С.Н. Шиловым. В качестве ведущего и автора ежемесячных телевизионных циклов «Родники» и «Родные напевы» В.М. Щуров представил лучшие фольклорные коллективы народов России и Советского Союза телезрителям всей страны. На всесоюзном радио он вел постоянную рубрику «Фольклор народов мира». Большинство мастеров народного пения и инструментального музицирования, выступающих в Москве, были обнаружены в музыкально-этнографических экспедициях Московской консерватории под руководством А.В. Рудневой, К.Г. Свитовой,  
Б.И. Рабиновича, А.С. Кабанова, С.И. Пушкиной, В.М. Щурова. В 1967 году В.М. Щуров впервые в истории отечественной фольклористики провел последовательный (полный) сеанс многомикрофонной звукозаписи ансамблевого исполнения песенного фольклора от певцов Белгородской, Курской областей и семейских Забайкалья (при содействии А.С. Кабанова). Вокальная партия каждого исполнителя была зафиксирована на магнитной ленте отдельного звукозаписывающего аппарата, что позволило выявить подлинное голосоведение в ансамблевом народном пении. Эти записи послужили основой для составления песенного сборника: «А. Руднева,  
В. Щуров, С. Пушкина. Русские народные песни в многомикрофонной записи», выпущенного в 1979 году издательством «Советский композитор». Статья «От редакции» принадлежит В.М. Щурову.

С 1969 по 1972 год В.М. Щуров  работает Председателем фольклорной  комиссии Союза композиторов РСФСР, организуя научные собрания, конференции, руководя разработкой коллективом фольклористов-музыковедов принципов изучения жанров народного музыкального творчества и издания музыкального фольклора по жанровому принципу, принимает деятельное участие в подготовке к изданию тома «Былины» под общей редакцией Д. Шостаковича (составители Б. Добровольский и  
В. Коргузалов). Организует общественное планирование собирательской работы фольклористов-музыковедов в пределах России. Способствует научным контактам этномузыкологов и фольклористов – филологов.

С 1967 по 1976 год работает преподавателем организованного  
А.А. Юрловым Отделения по подготовке руководителей народных хоров ГМПИ им. Гнесиных, ведет интенсивную преподавательскую работу, осуществляет (после смерти В.И. Харькова) научное руководство Кабинетом народной музыки Института. Создает в 1968 году студенческий ансамбль народной песни, призванный исполнять песни разных областей России в максимально приближенном к натуральному первоисточнику виде. Позже ансамбль, участники которого сами стали преподавателями московских музыкальных вузов и училищ, переходит под покровительство Московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активно концертирует, выпускает грампластинки и компакт-диск с записями песен Южной России, Сибири и многоголосия народов СССР (мордовского, абхазского, аджарского). Работая с начала организации коллектива по 1976 год в Московском камерном хоре под руководством В. Минина, создает в его составе мужское трио русской песни. Будучи преподавателем Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, являлся музыкальным воспитателем будущих артистов Московского историко–этнографического театра, принимал участие в качестве артиста и певца в зарубежных гастролях труппы (в Польшу, в Германию). Был оргсекретарем и художественным руководителем (совместно с Б.М. Ярустовским) международных научных симпозиумов по проблемам народной и народно-профессиональной музыки народов Востока в Алма-Ате (Международная музыкальная трибуна стран Азии, 1973 г.) и в Самарканде («Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность», 1978 г.).

 

Основные научные труды:

 

Монографии:

* «Южнорусская песенная  традиция» (М., 1987),

* «Песня, традиция, память» (М., 1987),

* «Стилевые основы  русской народной музыки» (М., 1998).

 

Брошюры:

* «Ефим Сапелкин и  его ансамбль» (М., 1969),

* «Песельники из Фощеватова»  (М., 1989).

 

Песенные сборники:

* «Песни Нижней Тунгуски»  (М., 1977),

* «Кочерёжка-дуда. Сборник южнорусских народных песен для детей» (М., 1984),

* «Песенное многоголосие  народов СССР» (М., 1984),

* «Сибирская народная  песня» (Иркутск, 1985),

* «Не один казак  гулял» (нотации песен уральских  казаков – в соавторстве с  Е.И. Коротиным; Уральск, 1991),

* «Белгородское Приосколье. Песни Усёрдской стороны» (М., 1995),

* «Сидит дрёма. Сборник  русских народных песен Алтая  для детских народных вокальных  ансамблей» (М., 1997),

* «Русские лирические  песни Сибири и Дальнего Востока»  в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (нотные примеры, музыковедческая статья, составление и аннотирование грампластинки; Новосибирск, 1997).

 

Составление грампластинок  и аннотации к ним:

 

* «Русские песни и наигрыши Белгородской области (Фольклорный ансамбль села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области)»;

* «Народные песни Брянской  области и Забайкалья» (Фольклорный  ансамбль села Курковичи Стародубского  р-на Брянской области и мужской  квартет села Большой Куналей  Тарбагатайского аймака Бурятской АССР);

* «Русские народные  песни и причитания» (исполнители  – солисты А.И. Глинкина из  с. Дедёнки Монастырщинского р-на  Смоленской области, Анастасия  Никулушкина – некрасовская казачка  из совхоза Левокумский Ставропольского  края, Ефим Сапелкин из села Афанасьевка Белгородской области, Маремьяна Цапова – плачея из д. Кобылино Вологодской области, Мария Флягина из с.Мыт Ивановской области);

* «Песни донских казаков  (хутора Мрыховский Ростовской  области, станицы Распопинская  и хутора Ветютнев Волгоградской области)»;

* «Песни и инструментальные  наигрыши Курской области» (Фольклорный  ансамбль села Плёхово Суджанского р-на);

* «Народный хор села Репинка Белгородской области; народный хор села Подбужье Калужской области»;

* «Вокальный ансамбль села Больше-Быково Красногвардейского р-на Белгородской области»;

* «Русские песни южного  Алтая» (подготовил и выпустил  Фонограммархив Пушкинского Дома в Ленинграде);

* «Музыкальное творчество  народов СССР» – руководство  работой над тремя альбомами  по русскому музыкальному фольклору, составление пластинки «Музыкальный фольклор южной России»;

* «Песни и мелодии Тувы»;

* «Мордовские народные  песни (сёл Левжа и Старая Теризморга)»;

* «Абхазские песни» (Ферзба  – семейный ансамбль села Кутол).

 

А также:

 

Консультант учебного кинофильма «Русский народный театр» (реж. Л. Купершмит), сценарист документального кинофильма «Песни над Тихой Сосной» (реж. П. Русанов),

 

Консультант художественных кинофильмов:

* «Дворянского гнездо»,  «Сибириада» (реж. А. Михалков-Кончаловский),

* «Сибирский цирюльник» (реж. Н. Михалков),

* «Михайло Ломоносов» (реж. А. Прошкин),

 

Детских кинофильмов:

* «Огоньки»,

* «Ледяная внучка»,

* «Иван да Марья»,

* «Возьми меня с  собой»,

* «Подарок черного  колдуна»,

* «На златом крыльце  сидели» (реж. Б. Рыцарев),

 

Сценарист телевизионных кинофильмов:

* «Зимние праздники  белгородских степей»,

* «Из уст в уста»,

* «Ногайбаки».

 

Консультант спектаклей «Живой» (в Московском драматическом  театре на Таганке, реж. Ю. Любимов), «Печка на колесе» (Московский театр им. Моссовета, реж. Б. Щедрин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Русские традиции. Альманах русской традиционной культуры. – М., 2008.

2. Журнал «Музыкальная  академия», №2, 2008.

1 Интервью В.М, Щурова журналу «Музыкальная академия», №2, 2008.




Информация о работе Щуров В.М. - музыковед-фольклорист