Ходы и движения белорусского танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:40, доклад

Краткое описание

Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места танцам. И хотя танцевальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии.

Вложенные файлы: 1 файл

Ходы и движения белорусского танца.docx

— 204.64 Кб (Скачать файл)

Ходы и движения белорусского танца

Основы белорусского танца зародились в эпоху древнерусского Киевского государства, на почве которого развились и сформировались три народа — русский, украинский и белорусский.

Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места танцам. И хотя танцевальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии.

И сегодня мы продолжаем тему белорусского танца. Рассмотрим основные движения и ходы белорусского народного танца.

Движение № 1. Основной ход в белорусском танце «Лявониха»

Исполнитель делает скользящий широкий шаг вперед, затем два небольших шага впред с проскальзыванием на низких полупальцах. Выполняется ход по 6-й позиции, с очень стремительным продвижением вперед, колени присогнуты. 
Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4.

затакт И Правая нога, проскользнув носком по полу, поднимается невысоко вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен. 
Раз Широкий беглый шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога, чуть отделившись от пола, подтягивается к правой ноге на уровне стопы, колено присогнуто. 
И Левая нога опускается около правой по шестой позиции, 
Два Небольшой беглый шаг правой ногой вперед, проскальзывая носком по полу и, опускаясь с носка на есю ступню, колено присогнуто. Левая нога поднимается невысоко вперед, готовясь к следующему шагу 
И Начало беглого шага вперед с левой ноги. Движение продолжается с другой ноги.

Стремительность хода не должна теряться при скользящих шагах, следующих за первым широким шагом, но высоких прыжков и движений из стороны в сторону в ходе быть не должно. Корпус во время хода прямой или слегка наклонен вперед. Характерно положение рук № 1, в парном исполнении — Положение № 6 (руки скрещены «перед собой»).

Движение № 2. Боковой ход с подбивкой (галоп)

Исполнитель делает боковой шаг одной ногой, другая нога сбоку подбивает опорную ногу и становится на ее место. Ход выполняется на низких полупальцах и присогнутых коленях, которые направлены вперед и приближены одно к. другому. Удар выполняется каблуком одной ноги о каблук другой. 
Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4.

Раз Боковой шаг правой ногой вправо на низкие полупальцы, колено присогнуто и направлено вперед. 
И Левая нога с небольшим подскоком подбивает правую ногу ударом каблука о каблук и опускается на низкие полупальцы на место правой ноги, которая после подбивки слегка отбрасывается вправо; колени находятся близко одно от другого. 
Два Боковой шаг правой ногой вправо, как на счет «раз». 
И Левая нога подбивает правую ногу, как на счет «раз-и».

Ход выполняется с одной ноги, правой или левой, с продвижением вправо или влево, по прямой или по кругу. Корпус прямой или чуть наклонен вперед. Руки находятся в положении № 1, в парном исполнении — в положении № 11, № 7 и др. Движение выполняется четко, легко, стремительно.

Движение № 3. Ход с отбивкой в белорусском танце

Исполнитель с ударом опускается на всю ступню одной ноги позади другой, после чего ‘переступает на полупальцы другой ноги. 
Исходное положение ног: 3-я позиция, левая нога впереди. Исполнитель стоит лицом к зрителю, но корпус круто повернут левым плечом вперед. 
Музыкальный размер: 2/4.

Раз Правая нога, слегка отделившись от пола, с ударом всей ступней опускается на пол позади левой ноги, колено присогнуто. Левая нога резко поднимается невысоко вперед, в сторону зрителя, колено вытянуто, подъем свободен, носок направлен в сторону зрителя. Корпус направлен левым плечом вперед по ходу движения и чуть отклонен на правый бок. 
И Левая нога, не сгибаясь в колене, с ударом опускается на полупальцы вперед по ходу движения на расстоянии шага. 
Два Правая нога, слегка отделившись от пола, присогнутая в колене, с ударом всей ступней об пол подставляется сзади к левой ноге. Левая нога резко поднимается вперед, как на счет «раз» 
И Повторение движения на счет «раз-и».

Движение выполняется с одной ноги (правой или левой) с продвижением вперед. Одна нога все время присогнута в колене, другая вытянута. Корпус направлен правым или .левым плечом вперед и чуть отклонен против хода движения, голова приподнята и^шправ-лена лицом по ходу движения. 
Выполняется движение четко, легко, живо.

Движение № 4. Ход назад в белорусском танце

Исполнитель делает два шага назад на полупальцы, третий шаг — на всю ступню, поднимая свободную ногу невысоко вперед. 
Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4.

Раз Шаг правой ногой назад на полупальцы, колено свободно. 
И Шаг левой ногой назад на полупальцы, колено свободно, 
Два Шаг правой ногой назад на всю ступню, колено чуть присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, 
И Пауза.

Ход продолжается с левой ноги. Корпус прямой. 
Ход встречается в танце «Лявониха», идет в быстром темпе, легко и свободно.

Движение № 5. Притопы в три удара

Три удара всей ступней об пол, поочередно одной и другой ногой. Выполняются на при-согнутых коленях. 
Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4.

Раз Притоп всей ступней левой ноги около правой ноги по 6-й позиции. Правая 
нога слегка отделяется от пола, согнутая в колене, с невытянутым подъемом. 
И Притоп всей ступней правой ноги около левой ноги по 6-й позиции. Левая нога слегка отделяется от пола, согнутая в колене, с невытянутым подъемом, 
Два Притоп всей ступней левой ноги около правой ноги по 6-й позиции, 
И Пауза.

Во время притопов корпус слегка наклоняется вперед. Притопы сочетаются с ходом «Лявонихи», «Кружачка» и других танцев.

Движение №6. Основной ход из белорусского танца «Кружачок».

Исполнитель делает подскок с проскальзыванием вперед на низких полупальцах одной ноги, поднимая вперед другую ногу, круто согнутую в колене, затем три шага вперед на низких полупальцах. 
Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4.

затакт и Исполнитель, чуть подскочив, проскальзывает вперед на низких полупальцах левой ноги, колено присог-нуто. Правая нога поднимается вперед, круто согнутая в колене; колено направлено вперед, подъем вытянут, но не напряжен. 
Раз Небольшой шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто. 
И Небольшой шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто. 
Два Небольшой шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто. 
И Исполнитель, чуть подскочив, проскальзывает вперед на низких полупальцах правой ноги, как на «затакт». Ход продолжается с левой ноги. Движение выполняется спокойно, ровно, задорно, с продвижением вперед, по прямой, по «затакт и» кругу или с вращением на месте. Во время всего хода колени присогнуты и направлены вперед. Корпус прямой и не должен быть утрировано отклонен назад. Руки могут быть в положении № 1 и № 2, в парном танце — в положении № 8 и др.

Движение № 7 (женское). Основное движение в белорусском танце «Бульба».

В движении сочетается подскок на одной ноге с ударом другой ногой по 6-й позиции.Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4. 
затакт и Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме. На вторую шестнадцатую подскок на низких полупальцах левой ноги, колено свободно, 
раз Удар подушечкой стопы правой ноги, не сгибая ее в колене, около левой ноги по 6-й позиции, 
и Второй подскок на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме, 
два Перескок на низкие полупальцы правой ноги, колено свободно. Левая нога. 
поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме, 
и Пауза. 
На вторую шестнадцатую подскок на правой ноге, как на «затакт». 
Движение продолжается с другой ноги. 
Подскоки следует выполнять, пружиня в подъеме, колени свободны.

Движение № 8. Подскок и переступания на месте в белорусском танце. Женское-движение из танца «Бульба». 
Сделав подскок на одной ноге, исполнительница вслед за тем опускается на полупальцы, другой ноги. 
Все движение выполняется на присогнутых коленях. 
Обычно в танце «Бульба» это движение сочетается с движением рук, воспроизводящим вырывание ботвы из картофельной грядки. 
Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4.

затакт и Подскок на полупальцах левой ноги. Правая нога отделяется от пола, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем свободен. 
Раз Правая нога сверху опускается на полупальцы около левой ноги по 6-й позиции. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола. Обе руки, приближенные одна к другой, протягиваются впереди опускаются вниз, кисти зажаты в кулак, как бы вырывая ботву. Корпус сильно наклонен вперед. 
И Подскок на полупальцах правой ноги, колено слегка присогнуто. Левая нога 
в том же положении. В руках исполнительница как бы держит ботву. 
Два Левая нога сверху опускается на полупальцы около правой ноги по 6-й позиции. Обе руки невысоко поднимаются влево, кисти разжимаются, как бы отбрасывая ботву. 
И Повторение движения на «затакт». Выполняется движение четко, ритмично.

Движение № 9. Подскоки с тройным переступанием на месте. Женское движение из танца «Бульба»

Исполнительница делает подскок на одной ноге, затем три раза переступает одной и другой ногой на месте. Движение выполняется на присогнутых коленях. 
С этими подскоками в танце «Бульба» может быть связано движение рук, имитирующее прополку картофельных грядок. 
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

затакт и Подскок на полупальцах левой ноги, согнутой в колене. Правая нога, согнутая в колене, отделяется от пола, подъем свободен. Руки поднимаются вправо. Корпус наклоняется слегка вперед и на левый бок, голова поворачивается лицом вправо. 
Раз Правая нога опускается на полупальцы около левой ноги по 6-й позиции, колено согнуто. 
И Левая нога отделяется от пола, согнутая в колене. Руки, опускаясь, проводятся перед исполнительницей, как бы вырывая траву. Корпус наклонен вперед. Голова опускается, сопровождая движение рук. Левая нога опускается на полупальцы, рядом с правой ногой по 6-й позиции. Правая нога отделяется от пола. Колени согнуты и направлены вперед. 
Два Правая нога опускается на полупальцы, как бы по 6-й позиции, колено согнуто. Левая нога, согнутая в колене, отделяется от пола, подъем свободен. Руки поднимаются влево, как бы отбрасывая вырванную траву. Корпус слегка наклоняется на правый бок, голова поворачивается лицом влево, сопровождая движение рук. 
И Подскок на полупальцах правой ноги, левая нога в том же положении. 
Второй вид этого движения выполняется на свободных коленях: на «затакт» нога отбрасывается от колена назад.

Движение № 10. Полька с вращением в белорусском танце.

Исполнитель делает легкий подскок на одной ноге, отбрасывая другую ногу от колена «азад, затем выполняет три переступания на полупальцах, с поворотом вправо или влево, или с боковым продвижением по кругу. 
Полька существует в нескольких видах.

1-й вид. Полька выполняется с продвижением в сторону и полным поворотом за два такта. На счет «два-и» работающая нога поднимается от колена назад и чуть в сторону.

Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает два такта затакт и Исполнитель делает легкий подскок на полупальцах левой ноги, поднимая 
правую ногу, согнутую в колене назад и чуть вправо, подъем свободен.

1-й такт 
Раз Исполнитель делает небольшой боковой шаг правой ногой вправо на полупальцы, колено присогнуто. 
И Левая нога подставляется на полупальцы к правой ноге. 
Два Исполнитель делает небольшой выворотный боковой шаг правой ногой на полупальцы, начиная поворот вправо, колено присогнуто. Корпус поворачивается левым плечом к зрителю. 
И Исполнитель делает легкий подскок на полупальцах правой ноги, поворачиваясь на полкруга вправо, спиной к зрителю. Левая нога от колена поднимается назад и чуть влево.

2-й такт 
Движение продолжается с левой ноги. На счет «два-и» на подскоке исполнитель поворачивается еще на полкруга вправо лицом к зрителю, заканчивая полный поворот. 
Полька выполняется с поворотами несколько раз вправо или влево. Корпус прямой. Для рук характерны положения № 1 и № 4, в парном танце — положения № 10″и №11. Иногда полька с вращением исполняется в парах, с боковым продвижением по кругу.

2-й вид 
Полька выполняется на месте с полным поворотом за один такт. Поворот начинается на подскоке и продолжается с каждым переступанием на месте одной и другой ногой. На счет «два-и» одновременно с подскоком на опорной ноге работающая .нога поднимается назад, накрест опорной ноги. 
Вращение выполняется несколько раз в одну сторону, вправо или влево. 
Корпус прямой. Для рук характерны положения № 1 и № 4.

В танце «Бульба» девушки по двое или по трое, лицом друг к другу и обняв друг друга •сзади за талию, выполняют движение польки, продвигаясь на переступаниях по кругу, вправо или влево так, что весь кружочек медленно вращается.

Движение № 11. Полька с поворотом из в белорусского танца. « Янка»

Исполнитель делает легкий подскок на полупальцах одной ноги, поднимая другую ногу, «согнутую в колене, затем выполняет три переступания на всей ступне с акцентом на первом «з них, поворачиваясь на полкруга.

Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.

затакт и Исполнитель делает легкий подскок на низких полупальцах левой ноги, одновременно отделяя правую ногу от пола, согнутую в колене, подъем свободен. Корпус чуть наклонен на правый бок, к поднятой ноге.

1-й такт  
Раз Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой, колено чуть присогнуто, носок направлен вперед. Левая нога чуть отделяется от пола, согнутая в колене. 
И Левая нога опускается на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции, колено чуть присогнуто. Правая нога отделяется от пола. Корпус выпрямляется. 
Два Правая нога опускается на всю ступню, направляя носок вправо, колено чуть присогнуто. Начинается поворот вправо. 
И Исполнитель делает легкий подскок на низких полупальцах правой ноги, 
поворачиваясь на полкруга, т. е. спиной к зрителю. Левая нога отделяется от пола, присогнутая в колене; подъем свободен. Корпус наклоняется на левый бок, к поднятой ноге.

Информация о работе Ходы и движения белорусского танца