Характеристика образования в сфере культуры Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека. Художественное образование в Республике Бурятия – открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы и потребности основного социального заказчика – населения республики.

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика образования в сфере культуры.docx

— 46.68 Кб (Скачать файл)

 

* Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

** Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств республиканского бюджета в рамках РЦП «Развитие детского творчества в Республике Бурятия (2012-2015 годы)».

 

 

художественная культура Бурятии  создавалась как система альтернативного  художественного мышления в целях  воспитания нового человека. Показано, что начало формирования и организационного оформления литературы и искусства  Бурятии происходит в конце 1920-х  – 1930-е гг. Их отличительными чертами  в этот период являлись недостаточный  художественный уровень произведений, увлечение местной национальной тематикой, обращение к героическим  событиям в истории народа, что  в некоторой степени было обусловлено  дефицитом профессиональных кадров. На основании новых документов показано влияние идеологии большевизма  на художественное творчество, дан  объективный анализ специфических  процессов в художественной жизни  Бурятии. Изучена роль партийной  критики на театральные постановки, литературные произведения и работы изобразительного искусства, вызванной  ужесточением культурной политики государства.

Советский период истории Бурятии  был отмечен грандиозными достижениями во всех областях культуры. В 1920-1930-х  гг. были заложены основы дальнейшего  культурного развития народов республики. К концу 1930-х гг. был достигнут высокий уровень интегрированности народов Бурятии в советское общество. Этот процесс охватил также значимые с точки зрения этнокультурной самоидентификации сферы, как язык, традиции, социальные ориентиры, образование, быт, институт семьи и брака. Апробация исследования. Результаты исследования отражены в 52 публикациях автора (общим объемом 60 п.л.), в том числе пяти монографиях. Положения и выводы исследования неоднократно докладывались автором на научно-теоретических и научно-практических конференциях разного уровня, в том числе международных: «Историческая наука и историческое образование на Дальнем Востоке» (Владивосток, 2008); «Глобализация и монгольский мир» (Улан-Удэ, 2010); «Монголия – Россия: новые парадигмы отношений» (Улан-Батор, 2011); всероссийских: «Российская история в образовательном дискурсе этнонациональных регионов Российской Федерации» (Улан-Удэ, 2008); «Сибирь в изменяющемся мире. История и современность» (Иркутск, 2008); «Традиционные общества: неизвестное прошлое» (Челябинск, 2009); «Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах» (Барнаул, 2009); региональных: «Развитие городских поселений Байкало-Азиатского региона» (Улан-Удэ, 2008); «Монгольский мир: новый век – новые вызовы (Улымжиевские чтения–IV)» (Улан-Удэ, 2010) и др.

Историография культурных преобразований представлена публикациями, в которых  рассматривались ключевые проблемы развития культуры и искусства в  Бурятии и способы их разрешения. Их авторами были в основном не историки, а сами участники событий (М.Н. Ербанов, В.А. Богданов, М. Маккавеев, Д. Мункин, А. Убугунов, И. Архинчеев). Главной особенностью этих работ является соединение публицистики и истории.

Со второй половины 1930-х  гг. под влиянием сталинских представлений  о путях и методах социалистического  строительства начинает меняться концептуальная основа проблемы. Все большее распространение  получают взгляды, допускающие возможность  и предпочтительность решения вопросов развития культуры «волевым», административным путем, с использованием форм и методов  «штурма», «натиска». Это привело  к постепенному затуханию исследовательской  деятельности. Из числа работ, появившихся  в этот период, следует отметить юбилейные статьи и сборники, содержащие общие вопросы культурных преобразований, итоги проделанной работы, перспективы  дальнейшего развития.

Во  второй половине 1950-х – середине 1980-х гг. появились многочисленные работы, заложившие фундамент изучения истории культуры как особой отрасли  исторической науки. Это было самое  плодотворное время в историографии  культуры 1920-1930-х гг., несмотря на то, что теоретические поиски не выходили за рамки марксистско-ленинской  идеологии. Особое значение для осмысления вопросов развития культуры в 1920-1930 гг. имеют обобщающие труды М.П. Кима, Г.Г. Карпова, А.И. Арнольдова, В.Т. Ермакова, Л.М. Зак. В разработке историко-культурной проблематики определенное внимание уделяется такому аспекту преобразования духовной жизни народов Бурятии, как культурно-просветительская работа. Авторы публикаций (В.Ц. Найдаков, П.С. Гуревич, Ф.Н. Политов, Ц.А. Балбаров) наряду с общими проблемами рассматривают и деятельность таких культурно-просветительных учреждений, как клубы, театры, библиотеки, избы-читальни, красные уголки, передвижные «красные юрты» и др. Вводя в научный оборот много ценного материала, эти публикаций страдают общим недостатком: качественная характеристика роли и значения культурно-просветительской работы в условиях низкого уровня образования и быта местных трудящихся подменяется количественными показателями и оценками. В большинстве публикаций культурно-просветительная деятельность носит идейно-политический характер и рассматривается через призму деятельности коммунистической партии. С середины 1980-х гг. начался новый этап развития исторической науки. В целом можно отметить, что научные исследования указанного периода значительно обогатили и расширили данные исторической науки по проблемам культуры. Несомненны достижения ученых в выработке новых подходов, обобщении и систематизации накопленных эмпирических данных, разработке новых направлений и тем. В работах В.П. Булдакова, М.П. Капустина, А. Авторханова поднимается проблема тоталитаризма в культурной сфере. Подчеркивались разрушительные тенденции, акцентировались факты «красного террора», приводились примеры репрессивных действий против представителей интеллигенции. Для большинства работ характерны критический настрой, преобладание эмоций над серьезными доказательствами.

В целом, в сложнейших процессах  исторической науки конца 1980-х –  начала 1990-х гг. выделяются несколько  компонентов. Во-первых, не выдерживала  критики, по мнению исследователей, основная концепция историографии культурных преобразований, утверждавшая о победе культурной революции.     

Во-вторых, наибольшее влияние  приобрела концепция тоталитаризма. Авторы отмечали ухудшение качественных характеристик интеллектуального  потенциала страны, делали вывод о  «маргинализации» общества, анализировали различные модификации этого процесса, стремились показать историко-статистический и политологический аспекты культурных преобразований.

В-третьих, особенностью развития исторической науки в первой половине 1990-х гг. стало появление нескольких центров (Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Улан-Удэ), специализирующихся на проблемах  культуры, этнической культуры.

Значительный вклад в  исследование истории культуры Бурятии  в 1920-1930-е гг. на этом этапе историографии  внес Б.В. Базаров, рассмотревший проблему политического руководства литературно-художественным процессом Бурятии. Автор отмечает, что в литературно-художественной жизни Бурятии произошли кардинальные перемены, напрямую связанные с общественно-политическими  процессами, происходящими в стране.

С середины 1990-х гг. появляются работы, обобщающие и систематизирующие  основные направления  и методологические подходы в исторических исследованиях культуры. Усиленная работа по освоению новых методов исследования нашла отражение в деятельности специальных и региональных конференций. Отличительной чертой научных мероприятий последних лет является их междисциплинарный подход. В результате более интенсивных и углубленных теоретико-методологических изысканий советские преобразования в области культуры в национальных районах Восточной Сибири начинают исследоваться при помощи новых подходов в области конкретно-исторического изучения, что нашло отражение в применении инновационных методов, расширении источниковой базы, усилении «информативной отдачи» уже введенных в научный оборот документов и материалов, изменении тематики исследований.

О расширении проблематики по истории советских культурных преобразований Бурятии свидетельствуют  опубликованные в последние годы историографические работы Б.Б. Цыбеновой, Е.Е. Тармаханова, Т.Е. Санжиевой, в которых на основе анализа публикаций намечены перспективы для дальнейшего научного поиска по теме. В этой связи особо необходимо отметить работы Д.К. Чимитовой, имеющие непосредственное отношение к вопросам исследования советских культурных преобразований в национальных регионах Восточной Сибири.

Проведен ряд исследований по проблемам профессионального  образования (Б.Д. Базаров, А.К. Бардамова, А.О. Дагданова, И.Х. Бальхаева), на основе которого сделан вывод о том, что в Бурятии в 1930-е годы была создана новая система подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, отвечающая задачам социально-экономического развития республики. Проблемам формирования научных учреждений и их деятельности в области исторической науки посвящены исследования Е.В. Игумнова. Сохраняется устойчивый интерес исследователей к проблемам интеллигенции (Г.Д. Базарова, Е.Т. Базарова, С.В. Балдано). В последнее время появился ряд работ, посвященных отдельным аспектам зарождения и развития советского профессионального искусства Бурятии (Е.А. Гильмулина, Т.Г. Балханова, О.А. Русинова, В.В. Китов, С.Э. Цыденова, Л.И. Протасова, Я.О. Жабаева). Системе здравоохранения Бурятии и медицинской интеллигенции посвятили свои труды Д.Б. Батоев и Н.М. Матвеева

Во втором параграфе «Становление национального искусства» определяются типологические черты и национальные особенности в развитии искусства  Бурятии.

Особое внимание уделялось  развитию театрального искусства, поскольку  театр был признан одним из наиболее действенных средств просвещения и эстетического воспитания народных масс. Поэтому в Бурятии при клубах, народных домах, в улусах создавались драматические кружки и театральные общества. Репертуар в основном состоял из произведений русской классики и агитационных пьес местных авторов.

Анализируются слагаемые  успеха любительского бурятского коллектива на базе Бурятского педагогического  техникума и совпартшколы в Верхнеудинске, которые привели к открытию в 1928 г. Русского драматического театра. Освещен вопрос о создании в 1932 г. и развитии Бурятского национального театра, начало которому положила созданная в октябре 1929 г. при Бурят-Монгольском Доме искусств театральная и музыкальная студия.

Рассмотрено формирование национального  профессионального изобразительного искусства в Бурятии, которое  происходит вследствие создания в 1933 г. Союза советских художников Бурят-Монгольской АССР. Показано, что характерной чертой этого процесса было увлечение местной национальной тематикой уходящего быта с целью его «увековечивания» на полотне, с другой – непосредственное выражение новых советских процессов. Большое место при этом занимал показ карикатурных изображений лам, кулаков, нойонов.

Проанализировано своеобразие  ярко проявившегося в этот период таланта художника Ц. Сампилова, который создает в это время картины «Любопытные быки», «Арканщик» (1935 г.). Рассматривается деятельность художников Р. С. Мердыгеева («Боронит», «Тайлаган», «Доржи Банзаров»), И. А. Аржикова («Свадьба в Унге», «Шаман не лечит а калечит»), А. А. Окладникова («Без калыма», «Приемка молока») и А.И. Тимина («Сбор ясака»).

В целом, в 1920-1930-е гг. в  Бурятии профессиональное искусство  зарождается и получает импульс  для развития в разных жанрах и  направлениях. При этом, одной из первостепенных задач зрелищного искусства становится превращение его в средство просвещения и распространения в народной среде идей партии.

В заключении подведены итоги  исследования:

Правительство Бурятии приняло  республиканскую целевую программу  «Развитие детского творчества на 2012-15 годы». Документ подписал Глава республики Вячеслав Наговицын 

Задачи программы - поддержка и развитие художественного  образования в сфере культуры и искусства, эстетическое воспитание подрастающего поколения.  
Как отмечено в документе, художественное образование в сфере культуры и искусства - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Учреждения художественного образования детей оказывают ребенку помощь в адаптации в современном обществе и дают возможность полноценной организации его свободного времени. Художественное образование в сфере культуры и искусства требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. 
Сейчас более 3,7 тыс учащихся обучаются по музыкальным специализациям, свыше 1,3 тыс - изобразительному, 1,3 тыс -  хореографическому искусству, 350 - хоровому пению, 200- театральному мастерству, 220 учащихся занимаются в классах общеэстетической подготовки, 160 – на фольклорном отделении, 180 – на эстрадном отделении (вокал) и 70 учащихся занимаются цирковым искусством. 
Помимо образовательных функций, детские школы искусств активно выполняют в каждом населенном пункте важную социокультурную функцию, осуществляя концертную, выставочную деятельность, работая как школа-филармония, школа-музей, школа-галерея, являясь неотъемлемой частью единого культурного пространства республики. В условиях малых городов и поселков школы активно участвуют в развитии культурных традиций своих населенных пунктов. Концерты, организуемые и проводимые учащимися и преподавателями – массовые, в них принимают участие до 30 % обучающихся. 
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, в республике сохраняются проблемы в сфере художественного творчества. В частности, в большинстве детских школ искусств отсутствуют или физически изношены музыкальные инструменты и учебное оборудование, составляющее основу учебного процесса.  
 
Программа предусматривает, в частности, приобретение музыкальных инструментов для отделения дополнительного художественного образования детей Колледжа искусств им. П.И. Чайковского, циркового реквизита и оборудования для Бурятской республиканской цирковой школы, оборудования для создания компьютерного класса в Бурятском республиканском хореографическом колледже, создание электронного ресурса детской литературы Бурятии. А также - обеспечение оборудованием и оснащение ресурсного центра по поддержке и развитию детского чтения (структурное подразделение Республиканской детско-юношеской библиотеки), проектирование и реконструкцию общежития Колледжа искусств им. П.И. Чайковского для создания условий для одаренных детей и реконструкцию здания Детской школы искусств в Багдарине, ремонт Детской школы искусств № 5 в Улан-Удэ.  
В результате к 2015 году охват детей до 15 лет дополнительным образованием в сфере культуры и искусства должен составить 7,6 %; число посещений детьми государственных учреждений культуры – со 120 до 150 тыс. в год.  
Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на весь период реализации, по прогнозу - 18861,2 тыс. руб. В том числе, в 2012 г. – 3371,2 тыс. руб., в 2013 г. – 11180 тыс. руб., в  2014 г. – 2150 тыс. руб., в  
2015 г. – 2160 тыс. руб, сообщает пресс-служба правительства. Миссия: создание условий для личностно-творческой самореализации и ранней профессиональной ориентации учащихся, приобщения их к мировой и национальной культуре, реализация образовательных программ и услуг в области художественного образования в интересах личности, общества, государства. 
 
Цели и задачи:                                                                                                                          

Информация о работе Характеристика образования в сфере культуры Республики Бурятия