Характеристика образования в сфере культуры Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека. Художественное образование в Республике Бурятия – открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы и потребности основного социального заказчика – населения республики.

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика образования в сфере культуры.docx

— 46.68 Кб (Скачать файл)

Характеристика  образования в сфере культуры

Республики Бурятия

 

Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей  составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей  страны, обеспечивает сохранение высочайшего  уровня профессионального искусства  России. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека.

Художественное образование  в Республике Бурятия – открытая, динамичная, сохраняющая традиции и  одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы  и потребности основного социального  заказчика – населения республики.

Функции системы:

1. Создание условий для повышения конкурентоспособности личности, формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный, интеллектуальный и духовный потенциал Республики Бурятия.

2. Формирование региональной творческой элиты, ее полноценное воспитание.

3. Повышение уровня культурной жизни республики, качества профессионального творчества и формирование заинтересованной в его результатах публики.

Проводимая в последние  годы в республике политика в сфере  образования и культуры способствовала сохранению художественной инфраструктуры, ее материально-технической базы, что  позволяет на новом этапе социально-экономического развития республики ставить стратегические задачи динамического развития непрерывного художественно-эстетического образования, модернизации его материально-технической  базы, создания благоприятных условий  для функционирования учреждений образования  и культуры разных форм собственности.

В Республике Бурятия функционирует  система трехуровневого художественного  образования, включающая в себя 2 образовательных  учреждения среднего профессионального  образования, 59 образовательных учреждения дополнительного художественного образования детей (детских школ искусств, в том числе по видам искусства) (далее – детские школы искусств), ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская академия культуры и искусств». В настоящее время 3775 учащихся обучаются по музыкальным специализациям, 1312 - изобразительному искусству, 1314 - хореографическому искусству, 355 - хоровому пению, 204 - театральному мастерству, 220 учащихся занимаются в классах общеэстетической подготовки, 162 – на фольклорном отделении, 184 – на эстрадном отделении (вокал) и 70 учащихся занимаются цирковым искусством.

Охват учащихся Республики Бурятия дополнительным художественным образованием в сфере культуры и искусств составляет 7,4%, что не соответствует федеральному нормативу 12%.

На протяжении пяти последних  лет прослеживается положительная  динамика развития контингента учащихся: 2005 год - 6500 чел, 2010 год – 7586 чел., 2011 – 7609 чел. Данная позиция связана с открытием новых, перспективных отделений, стабилизации отсева учащихся, функционированием отделений раннего эстетического развития детей,  планомерной работой с родителями, заметной активизации концертной деятельности школ на различных площадках.

Созданная в республике система  организации республиканских, региональных, всероссийских, международных конкурсов  и фестивалей по всем видам искусства  позволяет выявить лучшие коллективы и талантливых исполнителей. За последние  семь лет проведено 70 фестивалей, и  конкурсов в которых приняло  участие более 3 тысяч одаренных  детей и молодежи, на которых побывало более 100 тысяч зрителей.

Высокий потенциал педагогического  мастерства подтверждают успешные выступления  учащихся и студентов на международных, российских и республиканских конкурсах, фестивалях исполнительского мастерства, выставках художественного творчества. В 2005-2011гг. более 340 учащимся и студентам присвоены звания лауреатов всероссийских и международных конкурсов.

Обучение в образовательных  учреждениях среднего профессионального  образования Республики Бурятия  проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования  по специальностям культуры и искусства, такими как хореографическое искусство, музыкальное искусство эстрады, цирковое искусство, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, живопись, дизайн, актерское искусство, библиотековедение, инструментальное исполнительство, вокальное искусство, музыкальное звукооператорское мастерство, искусство танца и тд.

Развитие системы выявления  и поддержки одаренных детей, их ранняя профессиональная ориентация, является основой для сохранение и развитие творческого потенциала учреждений профессионального искусства  Республики Бурятия. Художественное образование  социально востребовано и поэтому  требует постоянного внимания и  поддержки. В сфере художественного  образования необходимо обеспечение  гарантий доступности и обеспечение  равных возможностей для получения  общего и профессионального художественного  образования.

 

Основными проблемами образования  в сфере культуры являются:

    • неравномерность развития сети образовательных учреждений;
    • недостаточный охват детей школьного возраста  художественным  образованием;
    • отток молодых специалистов в иные сферы деятельности;
    • отсутствие социальных гарантий  и низкая оплата труда;
    • старение кадрового состава педагогов;
    • не соответствующая современным требованиям материально-техническая  база образовательных учреждений.

Модернизация художественного  образования требует:

- Развития и внедрения современных технологий в образовательные процессы.

- Сохранения и дальнейшего  развития системы художественного  образования в сфере культуры  и искусств 

- Обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения жителями Республики Бурятия образования сферы культуры и искусств.

- Совершенствования системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи путем отбора на конкурсах и фестивалях, учреждения грантов, стипендий, создания специальных баз данных.

- Совершенствования кадровой политики. Выявление, поощрение и пропаганда яркого педагогического и управленческого опыта среди преподавателей и руководителей образовательных учреждений сферы культуры и искусств системы Министерства культуры РБ.

- Развития и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Приведение в соответствие с нормативами обеспеченности и требований к учебным заведениям материально-технической базы и зданий.

- Развития системы научно-методического обеспечения и сопровождения деятельности образовательных учреждений дополнительного и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

- Участия в сохранении и развитии единого образовательного культурного и информационного пространства Республики Бурятия и России.

Государственная политика по развитию образования в сфере культуры предполагает реализацию следующих мероприятий:

- развитие системы выявления и поддержки творчески одаренных детей;

- наращивание контингента учащихся образовательных учреждений дополнительного художественного образования;

- сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

- создание условий для подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусства;

- внедрение системы «непрерывного» роста квалификации преподавателей учебных заведений и других работников отрасли посредством повышения квалификации, переподготовки и аттестации;

- строительство пристроя и реконструкция здания Бурятского республиканского хореографического колледжа.

Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Азии и Европы, формирование которой шло параллельно с развитием устоев общественной жизни в Забайкалье. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории. В ней нашли отражение культурные ценности, идеалы и нормы кочевой цивилизации, северных лесных охотников, европейских народов. В результате взаимодействия и взаимопроникновения этих культурных традиций они оказались тесно переплетены, что нашло отражение в быту, привычках, нормах общественной морали, искусстве. На этой основе возникли явления религиозного и культурного синкретизма. В то же время, основные черты национальных культур сохранили свое своеобразие и первозданный вид.

 

Одним из интересных направлений  культуры Бурятии является культура его коренного населения –  бурят. Огромный пласт культуры принадлежит  буддизму и буддийской традиции, принесенной  в Бурятию из Тибета и Монголии. К этому пласту относится буддийское учение, включающее философию, тибетскую  медицину, астрологию, буддийскую живопись. На этой основе в Бурятии развивались  письменность и книгопечатание. Большой  вклад в развитие связей Бурятии  с Тибетом внес русский художник Николай Рерих.

 

Лесные охотники – эвенки, издревле проживавшие в Забайкалье, несмотря на сильное влияние культур  соседних народов, сумели сохранить  свою культуру до наших дней. Ныне оригинальная культура эвенков активно возрождается.  
 
Культура русских в Бурятии сохранила свои традиционные черты благодаря, прежде всего, одной из наиболее ярких групп представителей русского населения – семейским (старообрядцам). Самобытностью отличается искусство Забайкальских казаков.

 

Культура Бурятии. Современный  пласт культуры, получивший развитие в результате создания в Бурятии  институтов, деятельность которых была направлена на приобщение людей к  европейской культуре, представлен  видами культуры, в которых использованы сюжеты, как прошлого, так и настоящего Бурятии. Это литература, опера и балет, искусство драмы, искусство кино, музыкальное искусство, скульптура и живопись, эстрада, цирк, фольклор. Национальное искусство иных народов, проживающих в Бурятии, представлено фольклорными ансамблями выходцев из Кореи, Китая, Армении, Азербайджана, Польши, Германии, Украины. В Бурятии работают национальные культурные центры и общественные объединения.

 

Наиболее интересные образцы  материальной культуры хранятся в фондах и выставочных залах музеев, образцы  классического и современного искусства  представлены в деятельности театров, дворцов и клубов, в деятельности Бурятской государственной филармонии.

 

Культура Бурятии находится  в непрерывном развитии, она обогащается  новыми достижениями, в ней появляются новые направления и виды, но при  этом она сохраняет наследие прошлых  эпох.

Таблица 8

 

Структура подпрограммы 6. «Образование в сфере культуры»

 

Наименование

Ед. изм.

2013 год

Прогнозный период

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Цель: Развитие художественного и профессионального образования в сфере культуры и искусства

Задача: Выявление и обучение особо одаренных детей, ранняя их ориентация на профессиональную деятельность в сфере культуры и искусства

Целевые индикаторы

Среднегодовой контингент, обучающихся по программам образования детей в области культуры и циркового искусства

чел.

150

150

150

150

150

150

150

150

Задача: Развитие системы подготовки творческих кадров для сферы культуры и искусства

Целевые индикаторы

Среднегодовой контингент, обучающихся по программам среднего специального профессионального образования в сфере культуры и искусства

чел.

573

573

573

573

573

573

573

573

Задача: Обеспечение профессионального роста преподавателей учебных заведений и других работников отрасли

Целевые индикаторы

Количество слушателей, прошедших  обучение по подготовке, переподготовке и повышению квалификации

ед.

250

250

250

250

250

250

250

250

Количество методических выездов

выезд

5

5

5

6

6

6

7

7

Охват детей до 15 лет дополнительным образованием в сфере культуры и  искусства

%

7,55

7,60

7,62

7,65

7,67

7,68

7,69

7,70

Мероприятия

   

Мероприятие 6.1. Оказание государственными учреждениями (образования в сфере  культуры) государственных услуг (работ), в том числе на содержание имущества *

тыс. руб.

89 828,9

90 542,5

91 894,5

91 894,5

91 894,5

91 894,5

91 894,5

91 894,5

Мероприятие 6.2. Приобретение музыкальных инструментов для отделения дополнительного художественного образования детей Колледжа искусств         им. П.И. Чайковского **

тыс. руб.

1550,0

1550,0

1370,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Мероприятие 6.3. Приобретение циркового реквизита и оборудования для Бурятской республиканской цирковой школы **

тыс. руб.

150,0

150,0

150,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Мероприятие 6.4. Приобретение оборудования для создания компьютерного класса в Бурятском республиканском хореографическом колледже **

тыс. руб.

150,0

150,0

80,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Общая сумма финансирования подпрограммы

тыс. руб.

91 678,9

92 392,5

93 494,5

91 894,5

91 894,5

91 894,5

91 894,5

91 894,5

Информация о работе Характеристика образования в сфере культуры Республики Бурятия