Франсуа Буше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:02, реферат

Краткое описание

Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Мольера, Боккаччо, Овидия. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картоны для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

Франсуа́ Буше́.docx

— 568.88 Кб (Скачать файл)

     

 

     Портрет Франсуа Буше кисти  Густава Лундберга 

     Имя при рождении:

     François Boucher

     Дата  рождения:

     29 сентября 1703

     Место рождения:

     Париж

     Дата  смерти:

     30 мая 1770 (66 лет)

     Место смерти:

     Париж

     Гражданство:

     Франция

     Учёба:

     Королевская Академия, Париж

     Стиль:

     рококо

     Покровители:

     маркиза де Помпадур 
 
 
 
 

Франсуа Буше

     

     

     Франсуа́  Буше́ (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.

     Создал  многочисленные серии гравюр, иллюстрировал  книги Мольера, Боккаччо, Овидия. Работал  во многих видах декоративного и  прикладного искусства: создавал декорации  для опер и спектаклей, картоны  для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий  севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.

     Творчество  Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

     Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением. 

Биография 

Ранние  годы 

     Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

     Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к  Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

     В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника. 

1722—1730 гг. 

       С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.

       

     В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима».

     Участие в 1722—1723 годах в создании офортов  для «Сборника Жюльена», в котором  воспроизводились в гравюре все  произведения А. Ватто, позволило ему  познакомиться с работами этого  художника, усвоить его композиционные приемы.

     В 1723 году Франсуа Буше победил в  конкурсе на Римскую премию Королевской  академии живописи и ваяния. Эта  победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале  академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в  путешествие по Италии молодому художнику  удалось лишь в 1727 году. В Риме на него произвели особенно сильное  впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию; позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо[7]. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали. 

1731—1760 гг. 

       Этот период был временем расцвета  таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балетам ("Персей, 1746 и «Галантная Индия», 1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.

     Вернувшись  из Италии в 1731 году, Буше почти сразу  же стал кандидатом в Королевскую  академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили  как полноправного члена академии за картину «Ринальдо и Армида» (1734).

     Первые  годы после итальянского путешествия  почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.

     В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент (1735), а затем — как мастер (1737). Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах.

     С конца 1730-х годов работает в театральной  декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров.

     В 1737 г. Буше становится профессором Академии.

     В 1730—1740-х годах он получает большие  официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых  апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе — 1736, Амьен, Музей  изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской  библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Он проявляет в них изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.

     В 1742—48 гг. он занимал должность декоратора парижской Оперы.

     С 1755 (по другим версиям — 1957) по 1967 г. Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов. 

1761—1770 гг. 

     С 1760 г. Буше теряет былую популярность. В 1761 году становится ректором Королевской  академии, в 1765 году — директором. За несколько месяцев до смерти его  избирают почетным членом Петербургской  академии художеств.

     30 мая 1770 г. Буше скончался. 

Творчество 

Пейзажи и пасторали 

     Написанные  им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для  которых они создавались, на станковые  полотна. Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно  и декоративно решенным общим  построением композиции («Ферма», Музей  изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Утро в деревне», 1740-е  годы, Старая пинакотека, Мюнхен; «Пейзаж  с отшельником», Музей изобразительных  искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

     С темой сельских пейзажей связаны  и пасторали Буше, тоже строящиеся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами и уподобленным играющим на сцене  молодым миловидным поселянам, занятым  отдыхом или выяснением любовных отношений («Вознагражденная покорность», Музей искусств, Ним; «Прекрасная  кухарка», 1738, Музей Коньяк-Же; «Отдых крестьян», частное собрание, Флорида).

     Мифологические  и библейские сцены

     Декоративный  талант и фантазия художника проявились и в мифологических сценах. Они  изображались на фоне воображаемых античных построек. Сцены эффектны по композиции, написаны в свободной живописной манере и яркой серебрящейся красочной  гамме, в чем проявилось увлечение  художника манерой Дж. Б. Тьеполо («Аврора и Кефал», Музей искусств, Нанси; «Геркулес и Омфала», 1730-е, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», Лувр).

     Его картины эффектны по композиции, исполнены  динамичным мазком. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Он то прибегал к обильным лессировкам, придавая живописи вид миниатюры или фарфоровой поверхности, то писал свободными жидкими мазками, подражая манере Дж. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов». Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия.

     Излюбленной темой Буше были сцены из истории Юпитера («Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Леда и лебедь», Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров. Со столь же великолепным мастерством выписаны тела богинь и аксессуары в полотнах «Купание Дианы» (1742, Лувр) и «Туалет Венеры» (Метрополитен-музей). Яркие краски приведены в них к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру венецианских мастеров.

     Образы  мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в  полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). За эти не соответствовавшие чаяниям  века Просвещения сюжеты он подвергся  суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

     В духе академической традиции художник пишет и библейские сцены («Жертвоприношение  Гидеона», Лувр; «Иосиф, представляемый отцом и братьями фараону», Художественный музей, Колумбия); отсутствие внутреннего драматизма восполняется в них эмоциональной живописной манерой и ярким колоритом.

     Жанровые  сцены

     В жанровых сценах в интерьере Буше с большим мастерством не только передает детали изображаемых будуаров, костюмы персонажей — дам, занятых  туалетом и беседой со служанками, расположившихся за столом матерей  или гувернанток с детьми, —  но и умеет придать сцене занимательность, объединить всех общим настроением («Утро», 1745, Национальная галерея, Стокгольм; «Завтрак», Лувр).

     Портреты

     Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур. В ее первом портрете (1756, частное собрание) и недатированном портрете из собрания Лувра она изображена в зеленом шелковом платье с книгой и у фортепьяно на фоне изысканно, по моде обставленного будуара в своем замке в Бельвю.

     Все полотна исполнены в серебристой  оливково-коричневой гамме. Знатная  заказчица позирует с книгой или  у фортепьяно, на фоне модной обстановки будуара, кабинета или гостиной своего замка Бельвю. Буше любил сочетание нескольких доминирующих цветов, сводя к ним свою палитру, но всегда стремясь к изысканным тональным их соотношениям. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон.

     В портретах мадам де Помпадур передано сходство, но в целом художник следует, как и в других своих «женских головках» (в живописи и в пастели), воспроизведению модного идеала красоты с кукольным личиком, миндалевидными глазами, маленьким  носиком и ртом-сердечком —  это «портреты состояния», распространенные в 18 столетии («Женская головка», или  «Пробуждение», Музей изобразительных  искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

Информация о работе Франсуа Буше