Формирование профессиональных качеств дирижера в репетиционном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:27, реферат

Краткое описание

Предмет: методы формирования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть и проанализировать труды по дирижированию, исследования по музыкальной психологии, касающиеся содержания и структуры деятельности дирижера.

2. Выявить и рассмотреть основные компоненты профессионально важных качеств дирижера оркестра.

3. Определить ключевые понятия в формировании профессиональных качеств дирижера.

4. Определить специфические особенности дирижерской профессии.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2010-2011.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

      И дирижер, и педагог должны иметь способность к распределению своего внимания между множеством объектов, будь то оркестровый коллектив или класс.

      Направленность  или избирательность внимания проявляется  в различных формах. Сосредоточенность  внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Сосредоточенность является необходимым условием осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Одним из главных свойств внимания являются объем, распределение и переключение внимания с одного объекта на другой. Большое значение в деятельности дирижера имеет сосредоточенность внимания. Необходимо умение заинтересовать, ставить задачи, искать и находить новое, сопоставляя со старым.

     Изучению внимания уделяли большое время великие ученые, музыканты, деятели различных видов искусства: К.Станиславский, Л.Коган, И.Гофман, Б.Теплов и другие.

     Дирижер оркестра чаще всего использует «контролирующее  внимание» (внешнее), которое направлено на решение организационных задач: осуществление контроля и регуляции действий оркестра. В то же время внутренние контакты охватывают интеллектуальную сферу, связанную с творческим процессом.

     Внутренний  контакт – это способ постижения внутреннего мира музыканта, проникновение в его творческое «я». Необходимо отметить, что внутренние контакты имеют двойную направленность слуха: первая – на контроль действия оркестра, и вторая – на контакт дирижера со своим внутренним звучащим оркестром.

     По  мнению многих выдающихся дирижеров, таких  как Б.Вальтер, Ф. Вейнгартнер, суть общения дирижера и музыкантов заключается  во взаимном психическом заряжении  друг друга, возникновением особого  «духовного тока» между людьми.

     Из  всех навыков, необходимых дирижеру для его деятельности, на первое место следует поставить слуховое внимание. Слуховое внимание необходимо каждому музыканту – исполнителю. Играя на инструменте, музыкант внимательно слушает своё исполнение, сравнивая его со сложившимися в его сознании представлениями.

     В деятельности дирижера оба вида слухового  внимания – исполнительское и  педагогическое – сочетаются в органичном единстве. Слушая свой многоголосный  «инструмент», дирижер решает задачи, аналогичные задачам каждого  педагога – инструменталиста, занимающегося со своим учеником, - он должен добиться наиболее совершенного воплощения исполняемого произведения.

     Большое значение для развития исполнительской  деятельности дирижера имеет наличие  развитой музыкальной памяти. Проблему музыкальной памяти можно отнести к одной из наиболее сложных и актуальных проблем музыкального исполнительства.

     «Сохранить  приобретённое не менее важно  и трудно, чем приобрести новое» (афоризм).

     Игра  на память имеет сравнительно недавнее происхождение. Во времена В. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена лишь немногие исполнители считали это нужным. Память в те времена не считалась необходимой составной частью комплекса музыкальной одаренности. Заучивать наизусть рекомендовалось только сложные эпизоды, или тексты в местах переворачивания страниц. Однако, «игра по нотам» вносит свои неудобства, связанные с раздвоенностью внимания.

     Исполнение  без нот в настоящее время  принимается за норму. Игра на память обеспечивает большую свободу выражения, чем игра по нотам, которые не только ограничивают исполнителя, но и мешают ему. Однако, на смену неудобствам, связанным с раздваиванием внимания во время исполнения по нотам, пришли другие – необходимость устойчивого запоминания и текстуально точного воспроизведения.

     В музыкальной педагогике давно поставлен вопрос о способах запоминания музыки, о важном значении игры наизусть как основы творческой свободы исполнителя. Эмпирическим путем было найдено немало полезных приёмов, выработаны ценные практические рекомендации, которые составили цель – повысить продуктивность запоминания музыки.

     Запоминание музыки – это компонент сложного психологического акта, и его нельзя рассматривать вне индивидуального  облика музыканта, вне условий среды  и характера его деятельности. Каждый должен определить для себя, в какой мере ему следует полагаться на тот или иной вид памяти.

     Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта.

     Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти.  Как и все способности, она поддается значительному развитию.

     У дирижера важно развить слуховую память, служащую основой для успешной работы в любой области музыкального искусства; логическую – связанную с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мыслей композитора; двигательную – связанную с мануальной техникой дирижера; зрительную память – в изучении и запоминании партитуры.

     Развитие  памяти совершенствуется в процессе практической деятельности. В специальной литературе по вопросам психологии указывается на ряд факторов, способствующих быстроте, точности и прочности запоминания. В музыкальной деятельности мы можем применить важнейший из них – максимальную активизацию процесса работы над партитурой, в том числе и максимальную активность слуха. Лучше услышать музыку – значит и крепче её запомнить. Слуховая память может быть значительно развита путём ежедневной тренировки слуха с последующим изучением гармонии за инструментом, что постепенно создаст привычку осмысливать музыку в звуковых образах. Направленность на запоминание, воля выучить наизусть способствует успеху дела.

     Особенности музыкальной памяти связаны со спецификой музыкального мышления, которая обусловлена интонационной сущностью музыкального искусства. Интонация выполняет функции модели, посредством которой в музыке воспроизводится информация – художественный образ. Музыкальную память можно определить как компонент системы музыкального мышления, в котором посредством интонаций фиксируется художественное содержание.

     В качестве внешней формы проявления музыкальной памяти выступает музыкальное  произведение, в котором фиксируется  художественное содержание. Являясь  результатом творческой деятельности композитора, исполнителя, музыкальное произведение представляет собой материализованную форму музыкальной памяти человека. Осознание зафиксированного в нем содержания связано с интонационным анализом. Осуществляясь в слушательском  восприятии, он является инструментом сложного процесса познания сущности музыкального произведения.

     Молодой дирижер должен знать произведение наизусть и дирижировать почти не глядя в партитуру. Это требование диктуется несколькими причинами. Погружаясь с головой в партитуру, дирижер лишается возможности живого и непосредственного общения с исполнителями. Дирижер, который не смотрит на музыкантов, ни к кому не обращается – не представляет интереса, так как сила дирижерского воздействия на исполнителей значительно снижается или исчезает полностью.

     У дирижирования наизусть есть свои преимущества. Дирижируя наизусть, дирижер основывается на звуковой перспективе. Его музыкальное  мышление охватывает более протяженное  музыкальное пространство, в то же время он более сконцентрирован.

     Заучивание  наизусть способствует более глубокому освоению произведения, более тщательному изучению партитуры.

     Музыкальная память связана с общей памятью, привычками, характером. Она во многом зависит от внимания, целеустремлённости и других свойств личности.

     Дирижер должен хорошо владеть мануальной техникой. Мануальная техника дирижера получила свое название от латинского слова «manos», что означает «рука». Мануальная техника – это определённый набор жестов и приёмов, позволяющих дирижеру передавать все его намерения: необходимую информацию о темпе, ритме, метре, характере, динамике; показ основных вступлений инструментам или их группам; свою трактовку произведения. Важнейшим общим свойством дирижерского жеста является то, что дирижерский жест бифункционален. Он обладает удивительной способностью предвосхищать будущее и одновременно фиксировать настоящее.

     Дирижёр использует систему приёмов и  жестов, воздействующих на природу  исполнителей – оркестрантов. Они  раскрепощают, высвобождают их собственные  творческие силы. Дирижер добивается желаемого звучания не грозным повелением, не властью, данной ему положением руководителя, а педагогическим тактом; никогда не приказывает, не требует, но убеждает, находя самые необходимые, самые верные и точные слова; будоражит, теребит музыкантское нутро, обращаясь к  различного рода сравнениям, стремится, чтобы его как можно лучше поняли.

     Возможности развития и совершенствования мануальной техники безграничны. Но техника  принесёт свою пользу, если  ею обладает дирижер, прекрасно знающий партитуру, глубоко мыслящий, отлично слышащий и умеющий контролировать звучание всего оркестра и каждого музыканта в отдельности.

     Практика  подтверждает, что все выдающиеся дирижёры на определённом этапе профессиональной деятельности значительно сокращают  амплитуду движений: среди них такие мастера дирижерского искусства как Густав Малер, Рихард Штраус, Артуро Тосканини, Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Герберт фон Караян и другие. Накопив богатейший художественный опыт они на практике убеждались, что главное в искусстве дирижера лежит не в физических действиях, а в психологических факторах и изменениях, среди которых внушающие воздействия занимают главенствующее положение.

     Эмоционально - волевое воздействие дирижера на оркестр – это способность  дирижера воодушевить исполнителей. Наибольшая степень воодушевления – творческое вдохновение. Различные степени воодушевления от увлечённости до подлинного подъема способствуют протеканию любой творческой деятельности.

     Создать у себя приподнятое настроение, воодушевление – задача не простая для каждого дирижера, но она усложняется, когда нужно выдать такое же эмоциональное состояние у музыкантов оркестра – людей тоже с разными характерами и темпераментами, которые могли придти на повседневную работу без должного творческого подъёма. Дирижер должен уметь воодушевлять исполнителей, вызывать у них такое приподнятое, творчески активное состояние, благодаря которому особенно сильно обостряется внимание, предрасположенность к чуткому реагированию на выразительные жесты дирижера.

     Воодушевление, вдохновение и труд нераздельны  для дирижера. 

     Процесс дирижирования сложен и многогранен. В обстановке концертного выступления  психическая деятельность является одной их самых многофункциональных  в человеческой практике. Протекающая на фоне активного сознания, она осуществляется в условиях жесткой временной необратимости, создающей постоянную стрессовую ситуацию в связи с невозможностью исправления ошибок. Количество информации, которое приходится перерабатывать дирижеру за единицу времени, огромно. Но самое сложное в том, что эта психологическая деятельность осуществляется в ситуации противоречия между процессами управления и творчества.

     Основой общения, объединяющей в единую систему  деятельность дирижера и оркестра, является взаимопроникающее внимание руководителя и коллектива. Дирижер должен уметь устанавливать и постоянно поддерживать психологические контакты с каждым из участников оркестра и со всем коллективом в целом.

     Индивидуальность  человека во всем богатстве проявляется  в его интеллекте, который можно рассматривать в системе умственных способностей личности. Каждая из способностей играет определённую роль в успешности овладении человеком конкретными научными знаниями. Умственные способности человека имеют свои индивидуальные различия, характерные для каждой личности – это глубина и гибкость ума, устойчивость, поверхностность, инертность, осознанность, самостоятельность, подражательность.

     Многие  творческие люди (ученые, педагоги, музыканты) в основе своего интеллекта имели  интуицию, тонкую чувствительность, которая определяла масштабность их мышления и способность формировать нетрадиционные подходы к решению тех или иных проблем.

     Деятельность  дирижера носит творческий характер. Творчество – это объективное  и субъективное созидание нового, а творческая деятельность – это форма интуитивно – преобразовательного отношения к миру. Творческий труд – по природе своей, особенностям, специфике – неизбежно, сам по себе, рождает мучительные раздумья, противоречивые ощущения у каждого, соприкасающегося с ним. Сомнения в процессе творчества – явление самое распространенное.

Информация о работе Формирование профессиональных качеств дирижера в репетиционном процессе