Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.
Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах.
3. Определить направления деятельности учителя начальных классов по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.
Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в начальной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.
В основу работы положены материалы книги Сокольниковой Н.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» в которых подробно рассматриваются все элементы цветоведения; Павлик К.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе
2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

 

На уроке труда учащиеся выполняют тематические аппликации, например, «Осенние листья» и «Снеговик», используя для этого теплую и  холодную гамму цветов и оттенков разноцветной бумаги.

 

В третьем классе учитель  знакомит обучаемых с упрощенной схемой цветового круга, в котором  цвета в виде секторов располагаются  в определенной последовательности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Вызванные к доске  ученики находят на схеме и  называют уже известные им основные и составные цвета красок, теплые и холодные. Затем внимание должно быть обращено на цвет секторов, лежащих  в круге друг против друга (дополнительные цвета), на то, что при соседстве  друг с другом они дают контрастные  яркие сочетания красок.

 

В четвертом классе особое внимание обращается на особенность  влияния цвета на настроение человека. Просматривая репродукции с картин В.Перова «Тройка» и С.Григорьева «Юные  натуралисты», дети убеждаются в том, что художники, используя определенную цветовую гамму, могут передать в  своих произведениях радость  и горе, состояние природы в  разные времена года.

 

Кроме того, вводятся и новые  темы для изучения (например, «насыщенность  цвета», «светлотный контраст» и др.). Иногда задания строятся так, что работа начинается на уроке изобразительного искусства (например, проект оформления игрушки, сказочного домика и других поделок), а заканчивается на уроке труда. Это создает благоприятные условия для развития творческого воображения детей, способствует более сознательному отношению их к работе.

 

Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что  школьники младших классов усваивают  все основные элементы цветоведения, которые могут применять как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках по трудовой деятельности. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальной школе. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.

 

2.2 Эффективность приемов  и методов обучения основам  цветоведения на уроках изобразительного искусства

 

Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках по основам  цветоведения, мы осуществили исследование по вопросу использования основных методов и приемов обучения цветоведению в учебно-воспитательном процессе современной школы.

 

Как мы уже говорили, урок рисования дает учащимся не только основы живописной грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках по изучению основ цветоведения.

 

В процессе организации и  проведении уроков по изучению основ  цветоведения нам нужно выявить уровень развития умения и навыков в рисовании учащихся 1 класса МОУ «СОШ №2», г. Губкина в данной области.

 

Цель исследования заключается  в изучении и анализе работы учителя  по проведению уроков по основам цветоведения. Для достижения данной цели были использованы следующие методы:

 

1.  Анализ деятельности  учителя.

 

2.  Анкетирование учащихся.

 

3.  Анализ детских работ.

 

4.  Описание практической  деятельности в ходе практики.

 

Говоря о рисовании  в школе необходимо сказать о  том, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный  процесс, направить ученика на самое  основное, указать путь быстрейшего  усвоения учебного материала. Каждый учитель  является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и  направляет деятельность школьников. Овладеть основами изобразительной  грамоты школьник может только с  помощью учителя. Педагог покажет  ему, как приступить к рисунку, с  чего его начать и в какой последовательности, как преодолеть чистый лист бумаги.

 

Рассмотрев систему работы по ознакомлению детей с основами цветоведения, мы узнали, как на практике реализовывается обучение младших школьников с данным видом деятельности.

 

Итак, начался урок изобразительного искусства по теме «Яркие бабочки». Учитель подобрал интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей  семилетнего возраста.

 

Дети слушают очень  внимательно, с любопытством. Приступили к работе с красками. Школьники  работают по-разному. У всех разные навыки, разные способности. Но в ходе урока возникали трудности. У  кого-то не получается нарисовать красивые крылья бабочек, а кто-то не может  подобрать нужный цвет из набора красок, интерес пропадает и начинаются разговоры.

 

Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько  увлекателен для первоклассников  был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение  всего урока. Четко продуманы  все этапы урока и организационные  моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ  цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их возрастными особенностями.

 

При подготовке к уроку  по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень удачным.

 

Большое внимание обращается на организацию рабочего места ученика, так как это непременное условие  успешной работы на уроках изобразительного искусства. Все принадлежности для  работы с цветом должны иметь определенное, постоянное место на столах. Имея все  необходимые материалы и принадлежности для выполнения задания, ребята с  большим вниманием и интересом  отнесутся как к объяснению задания, так и к его выполнению. С  размещением принадлежностей на рабочем месте учащиеся знакомятся на первом уроке, а в дальнейшем педагог  следит за тем, чтобы все принадлежности находились на предназначенных для  них местах.

 

При подготовке к уроку  по обучению основам цветоведения мы пользовались программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». По нашему мнению эффективность данной программы в том, что она идет с элементами развивающего обучения, используется дифференцированный подход, интеграция заданий, предполагается оснащение урока учебниками и рабочими тетрадями для учеников. Программа содержит методические рекомендации к урокам, что облегчает подготовку к уроку.

 

Процесс обучения построен нами в соответствии с целью программы ‑ формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

 

Наши уроки направлены на решения основных задач курса:

 

1)  формирование художественно-творческой  активности;

 

2)  формирование у обучаемых нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

 

3)  овладение образным  языком изобразительного искусства  посредством формирования художественных  знаний, умений и навыков.

 

Отметим, что главный смысловой  стержень программы – ориентация на развитие у детей изобразительных  способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного  мышления, эстетических чувств, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.

 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»  в начальной школе соответствует  обязательному минимуму содержания начального общего образования в  образовательной области «Искусство»  и отражает один из основных видов  художественно-творческой деятельности – изобразительное искусство. Содержание программы предусматривает как  эстетическое восприятие предметов  действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно  художественную деятельность.

 

Особое внимание на своих  уроках мы уделяем основам цветоведения. Задания, предложенные нами, были длительными и кратковременными (смешивание красок, задания для закрепления новой темы). Смешивание красок выполнялось в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений мы давали обучающимся задания рисовать бабочек, цветы, снежинки, форма, строение и окраска которых были тщательно проанализированы.

 

Как преподавателю наилучшим  образом организовать свою работу в  классе, когда учащиеся начали рисовать?

 

Наилучшим образом эту  работу можно провести. Спустя 2-3 минуты после объяснения учитель обходит  класс и наблюдает за работой  детей, заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова  возвращается к тому ученику, с которого начал обход. Когда же преподаватель  замечает типичную ошибку всего класса, она приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту ошибку. Объяснение таких ошибок педагог чаще всего проводит у доски или с помощью методических пособий.

 

При изложении учебного материала  перед нами должна постоянно стоять задача ‑ сделать все возможное, чтобы все ученики понимали нас. Каждое наше слово было понято детьми. Учебный материал мы стараемся излагать так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий.

 

Каждому возрасту необходим  свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но с основными законами изобразительной  грамоты дети должны познакомиться  в начальной школе. И мы знаем, что там, где учитель руководит  их приобщением к изобразительному искусству успех у детей налицо.

 

Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес  к рисованию. Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают внимания на качество изображений. С  развитием восприятия изображения  обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.

 

Анализ рисунков учеников позволяет сделать следующие  выводы:

 

•  учащиеся 1 класса в  своих рисунках не всегда правильно  передают цвет изображаемых предметов  и их пропорциональные соотношения  между собой, рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

 

•  предметы чаще всего  изображают мелко, закрашивая всю его  форму.

 

•  изображение пространства в их рисунках не отличается разнообразием, чаще всего это способ, при котором  рисуемые предметы располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям.

 

•  В рисунках свойственна  передача мелких второстепенных деталей  в изображаемых предметах, в то же время они упускают главное, например, характерную форму самого предмета.

 

•  не имея навыков работы с красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых  случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу).

 

В ходе практике нами было проведено  анкетирование учащихся 1 класса МОУ  СОШ № 2, г. Губкина. (Приложение 11)

 

Проанализировав ответы детей  на предложенные им вопросы, мы пришли к выводу, что учащиеся хорошо усвоили  сущность уроков по цветоведению. Большинство ребят (21 из 25) ответили верно, что составляет 84% знаний. 12% детей (3 человека) быстро и четко ответили на вопрос «Какие три основных цвета, ты знаешь?», у остальных детей (4 %) этот вопрос вызвал некоторые затруднения.

 

 

 

 

Итак, из выше сказанного можно  сделать вывод, что мы, прежде всего  сами должны хорошо разбираться в  вопросах цветоведения, тогда мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.

 

Для того чтобы у детей  возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес  детей к рисованию, но и развивать  их творчество, воображение, умение применять  полученные знания в самостоятельной  практической деятельности на уроке.

 

При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.

Информация о работе Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства