Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.
Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах.
3. Определить направления деятельности учителя начальных классов по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.
Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в начальной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.
В основу работы положены материалы книги Сокольниковой Н.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» в которых подробно рассматриваются все элементы цветоведения; Павлик К.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе
2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

 

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы. (24)

 

Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне, то они покажутся  разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.

 

Явление цветового контраста  заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его  цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

 

Дополнительные цвета  в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный  помидор будет выглядеть еще  краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с  желтой репой. Контраст дополнительных цветов – особый случай, потому что  при их сопоставлении не возникает  нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с  основными цветами.

 

Контраст синих и красных  – это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, Иванова, можно сказать, что контраст – один из основных приемов художественного  творчества. (15)

 

Последовательный хроматический  контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового  пятна. Например, если долго смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую скатерть, то через некоторое время на ней  можно будет увидеть светло-зеленый  силуэт помидора.

 

Все окружающее нас в природе  имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам.

 

Гармонические сочетания цветов при смешении образуют серый цвет. Если смешать два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных по законам гармонизации, то должен получиться ровный серый цвет.(24)

 

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, является результатом  смешения спектральных цветов.

 

Механическое смешение цветов происходит при смешении красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует  четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет  оптическую (физическую) природу, а  краска – химическую. Цветов в природе  гораздо больше, чем красок в наборе. (3)

 

Таким образом, цвет в изобразительном  искусстве является важным выразительным  средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего  мира в его цветовом звучании, с  которым знакомятся младшие школьники  на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

 

Учителю начальных классов  очень важно, не только использовать интерес детей к рисованию, но и прививать им все новые и  новые навыки работы с цветом в  доступной для них форме, особенности  которых раскроем в следующей  главе.

 

Мы познакомились с  теоретическими аспектами обучения основам цветоведения. Дали общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе, а также выявили сущность теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства.

 

Каковы же практические аспекты  обучения младших школьников основам  цветоведения на уроках изобразительного искусства? Ответу на данный вопрос и будет посвящена практическая глава нашей работы.

 

 

Глава 2. Практические аспекты  использования методики организации  и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе

 

2.1 Приемы и методы обучения  основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

 

 

 

Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность  пофантазировать, поощряется привнесение  в работу собственных образов. Важно  «расковать» детей, высвободить  их творческую энергию. (22)

 

Каковы же особенности  программного содержания предмета «Изобразительное искусство» по обучению основам цветоведения в начальной школе? Рассмотрим данный вопрос более подробно.

 

Основные знания по основам  цветоведения обучаемые начальной школы получают на уроках по живописи. Занятие по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.

 

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у  детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Давая  обучаемым возможность почувствовать  всю цветовую прелесть окружающего  мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогает им становиться  духовно богаче, щедрее душой, развивают  художественный вкус. Свои впечатления  о цветовом богатстве окружающего  мира дети передают при выполнении сюжетно-тематических рисунков на самые  разнообразные темы. Важнейшим средством  выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет. (24)

 

Обучаемые 1 класса по основам  цветоведения должны знать:

 

- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый,  фиолетовый, оранжевый, голубой);

 

- элементарные правила  смешения цветов (красный и синий  цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый  и т.д.);

 

Обучаемые должны уметь:

 

- передавать в рисунке  простейшую форму, общее пространственное  положение, основной цвет предметов;

 

- правильно работать акварельными  красками – разводить и смешивать  краски, ровно закрывать ими нужную  поверхность (не выходя за пределы  очертаний этой поверхности).

 

Примерные темы уроков по цветоведению в 1 классе: «Яркие бабочки», «Золотые краски осени», «Радуга - дуга» и т.д.

 

Обучаемые 2 класса по основам  цветоведения должны получить начальные сведения:

 

- об основных цветах  солнечного спектра в пределах  наборов акварельных красок (красный,  оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);

 

- об особенностях работы  акварельными и гуашевыми красками,

 

- об элементарных правилах  смешивания главных красок для  получения составных цветов (оранжевый  – от смешивания желтой и  красный красок, зеленый – от  смешивания желтой и синей,  фиолетовый – от смешивания  красной и синей).

 

К концу учебного года обучаемые 2 класса должны уметь:

 

- стремиться верно, и  выразительно передавать в рисунке  простейшую форму, основные пропорции,  общее строение и цвет предметов;

 

- правильно разводить  и смешивать акварельные и  гуашевые краски, ровно закрывая  ими не нужную поверхность  (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно  форме.

 

Примерные темы уроков по цветоведению во 2 класса: «Красота осенних листьев», «Богатый урожай», «Мы рисуем сказочную птицу» и др.

 

В течение учебного года обучаемые 3, 4 классов должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения  растительных форм и форм животного  мира и усвоить:

 

- простейшие правила смешения  основных красок для получения  более холодного и теплого  оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

 

- начальные сведения о  средствах выразительности и  эмоционального воздействия рисунка  (линия, композиция, контраст света  и тени, сочетания оттенков цвета,  колорит и т.д.);

 

- деление цветового круга  на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу  холодных цветов (синий, зеленый,  фиолетовый);

 

- изменение цвета в  зависимости от расположения  предмета в пространстве (для  отдельных предметов – смягчение  очертаний, ослабление яркости  и светлоты цвета).

 

К концу учебного года обучаемые 3, 4 классов должны уметь:

 

- чувствовать гармоничное  сочетание цветов в окраске  предметов, изящество их форм  и очертаний;

 

- правильно определять  и изображать цвет;

 

- чувствовать и определять  холодные и теплые цвета;

 

- анализировать изображаемые  предметы, выделяя при этом особенности  цвета;

 

- использовать цветовой  контраст и гармонию цветовых  оттенков.

 

Примерные темы уроков по цветоведению в 3,4 классах: «Дары осеннего сада и огорода», «Листопад», «Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей», «Ворона и лисица» и т.д. (21)

 

Рассмотрев особенности  программного содержания предмета «Изобразительное искусство» по обучению основам цветоведения в начальной школе, мы пришли к выводу, что способность правильно видеть, врожденная в человеке, должна развиваться. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.

 

Кроме того, в настоящее  время, для урока изобразительного искусства разработано много  учебно-методических пособий. У каждого  ребенка, начиная с первого класса, на парте может лежать учебник  и рабочая тетрадь по изобразительному искусству, где в очень доступной  форме происходит знакомство детей  с цветом.

 

Методику освоения основ  цветоведения младшими школьниками можно рассмотреть через связь уроков изобразительного искусства и труда по системе обучения «Изобразительное искусство и художественный труд» Бориса Михайловича Неменского.

 

Так, с первого класса на уроках изобразительного искусства, используя конкретные предметы из окружающей жизни и картинки с их изображением, предлагается знакомить обучаемых  с названием цветов и оттенков – красный, зеленый, голубой, розовый и т.д. Используя акварельную краску, дети учатся правильно держать кисть, разводить краску водой и пробовать ее цвет на палитре, затем рисовать разнообразными красками. В процессе выполнения работы первоклассники учатся правильно выбирать и воспроизводить нужный цвет.

 

На уроке труда по предложению  учителя дети из полного комплекта  цветной бумаги выбирают бумагу названного им цвета. Выбранные образы бумаги используются для работы. Из них с помощью  шаблона первоклассники вырезают геометрические и растительные элементы для составления  узора способом аппликации.

 

Дети с первого класса знакомятся с такими понятиями как: картина «Радуга», картина «Волшебный цветок», сказка о трех королях, цветовой круг, сближенные и контрастные цвета, теплые и холодные краски, осветление и затемнение цвета, разные оттенки  одного цвета, краска черная и белая.

 

С помощью специальной  таблицы детям показывают синий, красный и желтый цвета (основные цвета). Первоклассники узнают, что  при смешивании основных цветов можно  получить новые цвета – составные. Составные цвета можно получить не только смешиванием, но и наложением одной краски на другую, если эти  краски прозрачные. Там, где один цвет краски находит на другой, получается цвет новый – составной.

 

Закрепление знаний в смешивании красок для получения нового цвета  нашло отражение при рисовании  с натуры осенних листьев.

 

На уроке труда, занимаясь  плетением, дети используют и обрабатывают бумагу соответствующих цветов. Результатом  работы может быть плетеный коврик. (22)

 

Во втором классе, в процессе целенаправленных наблюдений за цветом окружающих предметов, объектов живой  природы и при рассматривании красочных картинок обучаемые могут  заметить, что каждый цвет имеет  светлый и темный оттенки. При  рассмотрении эталонов красного и розового цвета они указывают, что первый цвет темнее, чем второй. Детям показывают на палитре, как получить более светлую краску в акварели (для этого ее больше разбавляли водой) и в гуаши, для чего в краску добавляли немного белил, получая цвета: красный, розовый, синий, голубой, т.е. оттенки одного цвета разной светлоты.

 

На уроке труда дети могут выполнить композицию из цветной  ткани, подбирая цвет образцов ткани  по принципу светлотного изменения определенного цвета (красного, синего, желтого).

 

На уроке изобразительного искусства обучаемые могут быстро усвоить теплые и холодные цвета, сравнивая красные, оранжевые, желтые цвета с цветом огня, солнца, а  синие, голубые, зеленые цвета с цветом воды и льда. Поэтому запоминают, какие цвета называются теплыми, а какие холодными. Их знания по этому вопросу находят применение при выполнении индивидуальных заданий. От каждого ученика требуется закрасить акварелью рисунок из растительных элементов в теплой или холодной гамме красок.

Информация о работе Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства