Ференц Лист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 12:25, лекция

Краткое описание

В равнинной части Венгрии, в местечке Доборьян 22 октября 1811года родился Ференц Лист. Выдающееся музыкальное дарование будущего композитора обнаружилось черезвычайно рано; его отец, обладавший недюжинными музыкальными способностями и игравший немного на пианино, стал обучать его игре на этом инструменте. Мальчик делал феноменальные успехи и в возрасте 9 лет начал выступать публично. А когда ему исполнилось 13, о нем уже писали газеты: «…этот ребенок стоит выше сравнения, он – первый пианист в Европе»

Вложенные файлы: 1 файл

Юноша стал заниматься частным образом и параллельно повышает свой интеллектуальный уровень.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

 

Ференц  Лист

В этом году любители музыки и почитатели классического искусства  отмечают 200летие со дня рождения великого гения, ярчайшего представителя  романтизма в музыке – Ференца  Листа.

Человек великих достоинств, смелых убеждений и безграничной доброты. Необыкновенно разносторонний, многоликий и многогранный – он был композитором, пианистом, дирижером, музыкальным писателем, общественным деятелем, педагогом.

И сегодня я бы хотела рассказать вам о жизни и творчестве этого  удивительного человека.

 В равнинной части Венгрии, в местечке Доборьян 22 октября 1811года родился Ференц Лист. Выдающееся музыкальное дарование будущего композитора обнаружилось черезвычайно рано; его отец, обладавший недюжинными музыкальными способностями и игравший немного на пианино, стал обучать его игре на этом инструменте. Мальчик делал феноменальные успехи и в возрасте 9 лет начал выступать публично. А когда ему исполнилось 13, о нем уже писали газеты: «…этот ребенок стоит выше сравнения, он – первый пианист в Европе»

Все сулили маленькому гению всемирную славу, но для этого ему нужно было много трудиться, получить профессиональное музыкальное образование, окончив достойное учебное заведение.  Таким учебным заведением была Парижская консерватория. Юноша мечтал попасть в город который как магнит притягивал все лучшие умы того времени.

Вот и Париж! Сколько с ним  было связано надежд! И все они  рассеялись, как дымка, лишь потому, что Парижская консерватория  не принимала учащихся-иностранцев, не явился исключением и Лист. Директор – Луиджи Керубини, композитор и педагог, видимо, забыл, что сам он тоже не француз, а итальянец. Он был в своем решении непреклонен. Не помогали ни мольбы отца, ни слезы сына. «Это было как удар грома! – вспоминал впоследствии Лист. – Все казалось мне потерянным, даже честь… Моим жалобам не было предела. Напрасно пытался отец меня успокоить. Рана была слишком глубока и еще долго кровоточила».

Юноша стал заниматься частным образом и параллельно повышать свой интеллектуальный уровень, посещать концерты, оперный театр, играть в салонах. Хотелось бы отметить, что в первой половине 19 века Париж – созвездие имен литературного и артистического мира: это певцы с мировым именем, пианисты-виртуозы. В парижских салонах выступают французские поэты и писатели. Идут горячие споры о последних романсах Бальзака, Гюго и Жорж Санд, герои которых – страдающие, отверженные, социально обездоленные люди. Невероятно высоко в Париже оперное искусство «Только здесь можно узнать, что такое пение» - пишет один из друзей Ференца Листа.

Но еще больше композитора привлекают пианисты. Ярким светом блистают прославленные виртуозы: Тальберг, Гиллер, Герц, Калькбренер. Живут и творят величайшие композиторы Россини, Паганини, Берлиоз, Мейербер и другие.

Именно в Париже произошли две встречи, которые произвели неизгладимое впечатление на Ференца Листа.

В начале тридцатых годов  в Париж прибыл великий скрипач  Никколо Паганини. Каких только сказок ни рассказывали об этом удивительном артисте! Что он продал душу душу дьяволу. Будто несколько лет просидел в тюрьме за убийство и в заточении выработал свою удивительную  технику при помощи которой, мог играть на 1 струне

Впервые, в 20 лет Ференц Лист слушал игру Паганини. Иной мир открылся перед  ним. «Какой человек, какой скрипач, какой художник!» - говорил Лист о великом виртуозе – О Боже, сколько муки, сколько страданий выражают эти четыре струны!...»

Под впечатлением игры Паганини, Лист создает блестящую транскрипцию заключительного рондо си-минорного  концерта великого скрипача под названием «Кампанеллы», что переводится как колокольчики.

Не менее сильное впечатление  произвела на Листа игра Шопена. Впервые Ференц Лист услышал игру молодого музыканта в открытом концерте, когда Шопену было всего 22года, а Листу – 21.. При этом польский музыкант сразу стал знаменит поэтичностью своей игры, неповторимостью музыкальных образов, глубокого задумчивого лиризма. Игра Шопена целиком и полностью покорила венгерского виртуоза. Вскоре оба молодых музыканта встретились на вечере у графини Дельфины Потоцкой, где собрались лучшие представители парижской интеллигенции. Шопен и Лист поочередно играли для гостей. Именно с этого времени начинается их творческая дружба. Навсегда Фридерик Шопен остался для Листа самым близким ему художником. Но не смотря на это манера игры двух величайших виртуозов сильно отличалась друг от друга. Так чем же покоряла слушателей игра Ференца Листа? По этому поводу русский музыкальный критик Стасов сказал: «Неведомая неслыханная вещь – фортепиано в руках Листа звучит как целый оркестр» Ференц поражал слушателей совершенно новой оркестральной трактовкой фортепиано. Его инструмент звучал мощно, как оркестр…

Мало того, Лист обладал пианистической техникой не знающей никаких преград и позволяющей ему создавать всевозможные образы от мощных героических до тончайших лирических. (Парафраз на тему Риголетто)

Также Ференц Лист обогатил колористические возможности фортепиано. При игре маэстро можно было услышать и струнные, и раскаты медных, и наигрыши деревянных, звон колоколов и переборы цимбал. (Рапсодия №6 4часть)

Начав карьеру пианиста-виртуоза, в 18 лет, Лист с большим триумфом гастролировал по всем странам Европы. Он был человеком страстным и обаятельным, хорош собой, каждый его концерт превращался в настоящее представление. Порывая со старой традицией, Лист разворачивал рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда он ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были такими, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и разбитые молоточки.

Завершил Ференц Лист свое концертное турне на Украине в Елизаветграде, нынешнем Кировограде в 1847 году….На Украине он знакомится с замечательной женщиной – Каролиной Витгенштейн. Прогостив некоторое время в ее родовом имении под Киевом и решив соединить с ней свою судьбу, да и вообще изменить в корне образ жизни, он вместе с Витгенштейн в начале 1848 года поселился в Германии, в городе Веймаре, где началась новая, важнейшая полоса в творческой жизни Листа. Причин отказа от концертной деятельности было достаточно: Разлад между высокими стремлениями передового художника и буржуазно-капиталистическим общественным строем, потребность больше сосредоточиться на композиторском творчестве, осуществить созревшие творческие замыслы, желание уделять время своей семье.

В то время Веймар был совсем не большим городком нащитывающим всего с двенадцать тысяч жителей. Но при этом Веймар - Родина великих художественных традиций, город Гете и Шиллера, здесь жили поэты Гердер и Виланд… В прошлом веке в Веймаре около десяти лет прожил и великий Иоганн Себастьян Бах, здесь создавались его величавые органные фантазии и фуги.

Так в жизни великого маэстро  начинается новый большой период, который сам Ференц Лист характеризует как «период сосредоточенности мыслей и последовательной, настойчивой работы».

 Лист сделал много  музыкальных открытий и создал  несколько инструментальных жанров. Одним из главных его произведений  стали знаменитые "Венгерские  рапсодии", где композитор использовал  венгерские и цыганские мотивы. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков и европейской музыки.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской  венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош. Его особенности:

  1. горделивый, страстный, патетический характер;
  2. свободная, импровизационная манера изложения;
  3. острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами;
  4. использование венгерской (цыганской) гаммы.

(рапсодия №2)

За годы пребывания  Листа в Веймаре этот маленький городок стал крупнейшим музыкальным центром. Из всех стран мира съезжались сюда деятели искусства и литературы, крупные музыканты и просто любители музыки, с тем чтобы побывать в Веймарском театре, посетить симфонические концерты, наконец, услышать гениальную игру «короля пианистов». Часто Листа здесь навещают композиторы Григ, Альбенис, Брамс, Сметана, русские композитору Бородин, Рубинштейн, музыальный критик Серов и многие другие. Оставив публичные выступления, Лист нередко играл и в закрытых концертах, и в частных домах, знакомя слушателей со своими новыми произведениями, глубокими по замыслу и ярко новаторскими.

Здесь в Веймаре, композитор  живет  со своей любимой женщиной – Каролиной  Витгенштейн, но на это время Каролина замужем за другим человеком – русским князем Николаем Сайн-Витгенштейном. Свыше 13 лет тянулся их бракоразводный процесс. И когда наконец, после его завершения, согласие на брак было получено, и на 22октября 1861года, на день рождения Ференца было назначено долгожданное венчание, разразился гром среди ясного неба: католической церковью в браке было отказано.

Глубокая  личная трагедия породила пессимистические настроения, а также давление со стороны фанатично верующей Каролины Витгенштейн привели его к религии, и в 1865 году он принял сан аббата(католического священника).

Вместе с тем Лист продолжает участвовать в музыкально-общественной жизни Венгрии, поддерживал молодых  композиторов Сметану, Грига, Альбениса  и других.

Не смотря на сан аббата, Лист был вполне светским человеком. Постоянно окруженный учениками, потянувшимися в Рим, он вращался в светских кругах. Слишком живой и деятельный, обладавший кипучей энергией и проявлявший активный интерес ко всему новому и талантливому в музыкальной жизни, он не мог отдать себя служению в церкви. Вопреки протестам Витгенштейн, он в 1869 году один вернулся в Веймар.

Начался последний период творческой деятельности, и вместе с тем период почти непрерывных странствований по городам и странам. Неоднократно он посещал Вену, Париж, Рим, Будапешт; В Будапеште был избран первым президентом и преподавателем открывшейся по его инициативе Национальной музыкальной академии.

До конца своих дней Лист сохранил неистощимую творческую энергию  и душевную молодость. В последние  году жизни он даже возобновил публичные концертные выступления; в последний раз он играл в открытом концерте в Люксембурге в возрасте 75 лет. Несмотря на болезнь и плохое самочувствие, Лист поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы немецкого композитора Вагнера «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрейте 31 июля 1886 года.

 Сложен творческий облик Листа, как сложно время, породившее его, как сложна обстановка, в которой ему пришлось жить и творить. Конечно, в своем мировоззрении и творчестве Лист не был свободен от противоречий. Но как большой художник он в лучших своих произведениях отразил прогрессивные устремления эпохи и это делает Листа одной из крупнейших фигур в европейском музыкальном искусстве 19 века.


Информация о работе Ференц Лист