Традиционное якутское шитье и вышивка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, реферат

Краткое описание

Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия.
В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные.

Вложенные файлы: 1 файл

Шитье и вышивка.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Треугольный мотив орнамента «ураһа» является символом, благословляющим на процветание рода, или орнаментом, свидетельствующим о происхождении носящего из знатного рода (рис. 44).

Штампованные бляшки, пришитые прямой линией, называются «муравьи» — «кымырдаЗас ойуу». Такие мотивы созданы в результате пытливого наблюдения над живой природой. Муравей, оса, паук — особо почитаемые насекомые. «Будь сильным, трудолюбивым и плодовитым, как муравей» - благословляют такие мотивы. Орнамент производился вышивкой бисером и нитками, налепкой кож или металлическими бляшками. Этим орнаментом отделывались мужская и женская одежда, охотничьи колчаны, верховая упряжь (рис. 45).

Конструктивные особенности конского убранства

Комплект конского убранства состоит из чепрака (албара), двух кожаных или суконных лопастей по бокам (кычым) и накидки для седла (дэпсэ). Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму. В дохристианское время чепраки изготовлялись из лосиной ровдуги и конского волоса. С появлением мягких материалов конское убранство стали изготовлять из суконных материалов красного, черного и, реже, зеленого цвета.

В зависимости от предназначения имеются  несколько видов чепрака. Самый  маленький, кулунчук чаппарааҕа, — для жеребенка. Оформляется ручной вышивкой из ниток мулине в технике «таналай анньыы», количество кисточек — три. Средние чепраки вышиваются серебряной ниткой или обрабатываются суконной аппликацией в традиционном стиле шитья «кыбытан-аттаран тигии», используется для обрядовых целей на празднике ысыах. Количество кисточек доходит до семи. Самый большой чепрак, предназначенный для убранства верхового коня невесты, вышивается сплошь цветным фарфоровым или бесцветным стекловидным бисером и серебряными бляшками круглой и квадратной формы. Количество кисточек доходит до девяти.

Обычно шитье чепрака начинают со средней части, которая обычно имеет трапециевидную форму. После  завершения вышивки ниткой или бисером  можно приступить к построению общей конструкции чепрака. Технологический этап построения формы чепрака (рис. 48, а, б, в):

1. Начертить на бумаге форму  вышитой части соответствующего  размера. 

2. По средней линии трапеции  вертикально провести линию оси симметрии.

3. На этой оси произвольно отметить  точку О. Чем ниже будет находиться  точка О, тем больше будет  угол между двумя нижними углами  чепрака. 

4. С точки О по четырем углам  трапеции провести лучи ОА, ОВ, ОС, ОД, на которых должны располагаться внешние углы всех трапеций.

5. На нижних крайних углах перпендикулярно  линиям ОА и ОВ провести  линии О1А1, О2А2 и О1В1, О2В2.

Ширина  окантовки, внутреннее оформление чепрака  зависят от дальнейшей задумки автора. Однако при этом не следует загромождать его внутреннее пространство. Таким же способом нужно сконструировать кычым и дэпсэ. Чепрак, кычым, дэпсэ должны быть оформлены в едином композиционном и технологическом решении. Атрибуты конского убранства получаются завершенными, если мастерица правильно и умело использует в своих работах пропорционально выверенное соотношение отдельных составляющих частей атрибута, сдержанный колорит в цветовом сочетании и качественную технологическую обработку.

Вопросы и задания для самостоятельной практической работы:

1. В чем отличительные особенности  восприятия цвета народов Крайнего  Севера?

2. Какие орнаментальные мотивы  часто встречаются в якутском  национальном шитье (см. рис. 32-45)?

3. Разработать самостоятельно сувенир  — выкройку чепрака в натуральную величину (см. рис. 48).

Рекомендуемая литература для СРС:

1. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья.  Якутск: Бичик, 2002. С. 13.

2. Гаврильева Р. С. Одежда народа  саха конца XVII-XVIII вв.

3. Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие  РАН, 1998. С. 80-83.

4. Петрова С. И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, 2001. С. 14.

5. Петрова С.И. Свадебный наряд  якутов. Новосибирск: Наука, Сиб.  изд. фирма РАН, 2006. С. 28-30, 58-60.


Информация о работе Традиционное якутское шитье и вышивка