Творчество И. Левитана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:13, реферат

Краткое описание

Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3
1.Краткая биография И.И. Левитана …………………………………………………..4
2.Жизнь и творчество И.И. Левитана …………………………………………………..6
3.Дом-музей И.И. Левитана в Плесе ……………………………………………………16
4.Картины И.И. Левитана ……………………………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………………………………..20
Приложения ……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы и источников …………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Левитан И..doc

— 750.00 Кб (Скачать файл)

Они были добрыми друзьями, хотя случались взаимные обиды и размолвки. Когда Чехов опубликовал рассказ "Попрыгунья", обидный для Левитана и Кувшинниковой, произошла ссора, затянувшаяся на несколько лет. Прошло время, и Левитан великодушно простил друга. Дружеские отношения возобновились и сохранялись до конца жизни Левитана. Они были ровесники.

Чехов уловил у  Левитана новое настроение - радостное, благодарное восприятие природы, окрашенное легкой печалью. Эти чувства - тихая  радость и светлая печаль - неразрывно слиты в его картинах, так же как нераздельны они в реальной жизни. Это и придает им неповторимое очарование.

Успех и растущая известность наконец-то избавили Левитана от многолетней нужды и неустроенности. Теперь ему не нужно было скитаться  по дешевым меблированным комнатам. Промышленник С.Т. Морозов, большой любитель живописи, бравший у Левитана уроки, отдал ему свою мастерскую, в которой можно было спокойно и удобно работать. В том же доме была квартира Левитана. Появился достаток, жизнь стала более комфортной. И внешне Левитан тоже изменился. Он больше не был похож на человека, о котором пять лет назад писал Чехов: "... Звякнул звонок, и... я увидел гениального Левитана. Жульническая шапочка, франтовской костюм, истощенный вид".

В 1891 художник присоединился к "передвижникам" - его, наконец, приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Товарищество объединяло близких  духом художников, для которых  были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.

Передвижники своими картинами  говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество передвижников объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа. На полотнах нашли отражение и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова), и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина), и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).

На портретах Левитана, сделанных  в разное время разными художниками, мы видим красивое, одухотворенное лицо, прекрасные, выразительные, грустные глаза. Его подчеркнуто элегантная, артистическая внешность привлекала внимание и вызывала восхищение, как и его замечательный талант.

На очередной  передвижной выставке 1891 года была показана картина "Тихая обитель", завершающая волжский цикл. Она широко обсуждалась в прессе и получила всеобщее признание. Так же как другие волжские работы, она дышит тишиной и покоем уходящего летнего дня, поражает прозрачностью и вечерним сиянием воздуха. Но самое главное, она располагает зрителя к обстоятельному и неспешному восприятию, как бы приглашая его пройти по деревянному мостику и протоптанной тропинке вглубь, к монастырским стенам, и подумать о самом важном - о вечной красоте и гармонии природы, быстротечности жизни и месте человека в этом мире.

О картине с  восторгом отзывались большой знаток живописи А.Н. Бенуа, художник В.Д. Поленов, многочисленные критики. А.П. Чехов писал из Петербурга своей сестре: "Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор". А через несколько лет, сочиняя повесть "Три года", он включил в нее описание этой картины.

Героиня повести на выставке долго рассматривала "Тихую обитель", и "почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка..., и лес, и поле она видела уже давно и много раз..., и захотелось ей идти... по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного". Вернувшись с выставки, она неожиданно для себя увидела привычную ей обстановку дома совсем по-новому. Большая картина, висевшая в зале, вызвала ее неприязнь; золотые карнизы, венецианские зеркала, рассуждения об искусстве возбуждали досаду и скуку...

Летом 1892 года Левитан  жил в деревне Городок по Нижегородской  железной дороге. По воспоминаниям  С.П. Кувшинниковой можно представить, как возник замысел его знаменитой "Владимирки". Как-то, возвращаясь  с охоты, они вышли на старое Владимирское шоссе. Левитан остановился, пораженный открывшимся видом. Перед ними была широкая светлая полоса дороги, уходящая к самому горизонту. А вокруг поля и перелески, простор неоглядных далей и громадного светлого неба. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: "Да ведь это Владимирка, та самая, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда".

На следующий  день он пришел сюда снова с этюдником, устроился возле придорожного могильного памятника (мы видим этот памятник на картине) и начал работать. Этюд был написан за несколько дней. После возвращения в Москву работа продолжалась. Левитан писал " Владимирку" быстро, на одном дыхании.

Для современников  картина стала важным событием культурной и общественной жизни. В ней угадывались настроения, бродившие в обществе, с ней связывали протест против вековых устоев российской жизни и желание перемен. Эскиз картины Левитан подарил М.Чехову, учившемуся тогда на юридическом факультете. И сделал надпись: "Будущему прокурору". Так в шутливой форме он выразил свою гражданскую позицию.

Левитану была дорога эта картина, продавать ее не хотелось, и он просил П.М. Третьякова принять от него подарок: "Владимирка", вероятно, на днях вернется с выставки, и возьмите ее, и успокойте меня и ее". Осенью 1892 года после написания "Владимирки" Левитану снова пришлось уехать из Москвы. На этот раз не по своей воле. С конца 80-х годов усилилось преследование и ущемление прав евреев. Александр III не стеснялся говорить, что "рад, когда бьют евреев". С его ведома началась "чистка" Москвы. За два года (1891-1892) было выселено 38 тысяч евреев.

Когда-то в юности, приобщившись к охоте, Левитан говорил, что ему знакомо ощущение загнанного зайца. Теперь он испытывал нечто подобное: беспомощность и тоскливое отчаяние, а иногда и приступы бешеной ярости. Выручила поддержка влиятельных друзей. Благодаря их вмешательству ему разрешили вернуться в Москву. Однако первое время после возвращения он чувствовал себя крайне неуверенно. Он работал в прежней мастерской, и его никто не беспокоил, но он понимал зыбкость и неопределенность своего положения. Не было уверенности в будущем, и он долго не мог избавиться от тревожных переживаний. Все это стоило ему нервов и здоровья. Левитану было всего 32 года, но уже давало знать о себе больное сердце.

Только творчество и неустанная работа способны были отвлечь от обид и восстановить душевное равновесие. Он однажды признался, что когда приступает к работе, нервы становятся покойнее и мир не кажется так ужасен. Современники Левитана поражались его невероятной работоспособности. За свою короткую жизнь он написал около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков. И это при том, что подолгу работал над картинами, много раз возвращался к написанному, изменял, часто переписывал заново.

В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина - "Над вечным покоем". Левитан начал работать над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера. Он считал, что в этой картине ему удалось выразить себя, свои мысли и настроение. Перед зрителем зеленый мыс острова - кусочек суши с деревянной церковью у самой воды и заброшенным кладбищем. Мыс омывается широко раскинувшимся озером, а над ними бесконечный простор неспокойного грозового неба. Изображенную здесь церковь с высокой двускатной кровлей и сильно покосившейся маковкой и сегодня можно видеть на самом верху Левитановской горки в Плесе. Ее сразу же узнаешь - так похожа она на свое изображение на картине. Вокруг нее старое кладбище: покосившиеся кресты; могильные плиты, почти сравнявшиеся с землей; надписи на них неразличимы; ограды, если и сохранились, сильно обветшали. А вокруг тишина и печаль, как на картине Левитана.

Художник строит картину на резких контрастах: жизнь ушедшая и существующая (для нее и теплится огонек в  церковном окошке); крошечный кусочек  суши и бесконечное пространство воды и неба; безмолвие и неподвижность вечного покоя и яростный порыв ветра, который гнет деревья, волнует озерную гладь и громоздит на небе огромные тучи. Эти сопоставления рождают у зрителя сложный ряд ассоциаций, мысли о краткости человеческой жизни и вечности природы, о месте человека в громадном и сложном мире, о связи людей с природой. Контрасты не разрушают цельности восприятия этого замечательного полотна. Картина гармонична и музыкальна и, по словам критика В.М. Михеева (современника Левитана), напоминает симфонию, "неуловимо охватывающую душу, стоит только довериться ее впечатлению". Этому критику принадлежит очень точное определение: "Это картина души человеческой в образах природы". В письме к П.М. Третьякову в связи с покупкой картины Левитан писал, что в ней он "весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием".

1895 год, трудный по обстоятельствам  личной жизни, в смысле творческих  удач был по-настоящему звездным  годом. В это время написаны "Март", "Золотая осень", "Свежий  ветер", а через два года "Весна  - большая вода", полные светлого, радостного настроения.

Для человека, воспитанного на русской  культуре, весеннее пробуждение природы  ассоциируется со стихотворениями  Пушкина, Тютчева, Блока, музыкой Глинки и Чайковского, картинами известных  художников, прежде всего, с картиной Левитана "Март". Тонкая гамма голубых, желтых, зеленых тонов, дыхание весеннего ветра, синие тени на рыхлом снегу - все создает настроение, о котором писал Пушкин:

"Улыбкой ясною природа 

Сквозь сон встречает утро года..."

И понятие "золотая осень" связано в нашей памяти с картиной Левитана "Золотая осень", в которой природа завораживает золотым осенним сиянием и безмятежным покоем. Давно стали привычными такие понятия, как " левитановский мотив", " левитановское настроение". Эти связи возникли в нашем сознании потому, что художник предложил людям свой взгляд на мир, свое представление о красоте. И мы, покоренные его талантом, оценили и приняли его умение прикоснуться к вечной красоте и вечной тайне природы и в образах природы раскрыть душу человека.

...Болезнь сердца, давно беспокоившая  Левитана, начала быстро прогрессировать.  По совету врачей он ездил  на лечение в Италию, Швейцарию,  Германию. От него не скрывали  серьезности положения, он знал, что болезнь " доконает" его.  На портрете кисти В.А. Серова, написанном в первой половине 90-х годов, у Левитана утомленное лицо и очень печальные глаза, его рука бессильно лежит на спинке кресла. В конце декабря 1899 года он нашел в себе силы, чтобы навестить больного Чехова в Ялте. Писателю была отправлена телеграмма: "Сегодня жди знаменитого академика". Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. Чтобы доставить удовольствие другу, Левитан за полчаса на листе картона написал северный пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса и луной в ночном небе.

В дневнике А.П. Чехов сделал такую  запись о Левитане: "Превосходные этюды и страстная жажда жизни". Желание жить было неотделимо от потребности  постоянно работать. Будучи больным, он писал Чехову: "Очень много работаю. Затеянные мною картины уносят много сил, да и школа чего-нибудь да стоит!"

Речь шла о преподавании в  Училище живописи, ваяния и зодчества, где Левитан руководил пейзажной  мастерской и относился к  этому делу, как всегда, очень серьезно. Ученики платили ему горячей привязанностью и, когда он из-за болезни не мог приезжать к ним на этюды, писали ему шутливые письма, вроде того, что даже грачи тоскуют по Левитану, летают стаями и громко кричат: "Где Левитан? Где Исаак Ильич?" Левитан отвечал в том же шутливом тоне, но вернуться к своим ученикам и своим картинам он уже не мог.

В 1900 году весна была необычно поздней. В комнату к больному художнику  смотрели ветви цветущей сирени. Прощались  с ним...

Лето в Москве выдалось жарким и душным. Последнее лето в его жизни. Он скончался 22 июля 1900 года. Через месяц ему исполнилось бы 40 лет. На мольберте в его мастерской осталась незаконченной большая картина, которую он хотел назвать "Озеро. Русь".

«…Мало ли у нас было правдивых художников за последние 20 лет, мало ли непосредственных этюдов? Однако расстояние между Левитаном и другими огромное - целая незаполнимая пропасть. Левитан - истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете. А все другие только подделывались под истину или оставались в пределах дилетантизма, любительства... И другие так же любили русскую природу, как Левитан ее любил. Кто не умилялся клейкими весенними листочками, запахом земли, сухих листьев, также и чудным запахом снега; кто не наслаждался, ступая по сырой, напитанной влагой весенней черной земле, глядя на сонливое покачивание березовых макушек или на яркий закат над рекой; кто не блаженствовал, лежа в траве или получая в жаркий, душный день первые крупные капли дождя от сизой грозовой тучи? Вся эта сфера неуловимых, пожалуй, и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных, ощущений и составляет левитановское искусство. Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Однако где те художники, которые без литературных комментариев (бывают такие «литературные комментарии» и в пейзаже), сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы, настроения? Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых - настоящий поэт Божьей милостью. Безвременная смерть этого большого художника незаменимая потеря для русского искусства.» А.Н.Бенуа

Информация о работе Творчество И. Левитана