Воображения и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3-4
1.Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности…………………………………………………………………………………………………..5-6
2.Виды воображения……………………………………………………………………………………..7-8
3.Индивидуальные особенности воображения и его развитие…………………..

Вложенные файлы: 1 файл

псохология воображение и творчество.docx

— 28.64 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ 

                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                      «ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

                        

 

                                 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                               Тема:    Воображения и творчество

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил: студент  4 курса                                                                                

Направление:  Экономика                        

Э(3г 10д) – 12

Мясоедова Мария Анатольевна                                                                                          

Проверил: 

 

 

 

 

Нерюнгри 2013

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………………………….3-4

1.Общая характеристика  воображения и его роль в  психической деятельности…………………………………………………………………………………………………..5-6

2.Виды воображения……………………………………………………………………………………..7-8

3.Индивидуальные особенности  воображения и его развитие…………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Образы, которые использует и создает  человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может.  Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение — это важнейшая  сторона нашей жизни. Представьте  на минуту, что человек не обладал  бы фантазией. Мы лишились бы почти  всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими  писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они  смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек  творит,  разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти  вся человеческая материальная и  духовная культура является продуктом  воображения  и  творчества  людей.

Воображение  выводит  человека  за  пределы  его сиюминутного  существования,  напоминает  ему  о  прошлом,  открывает будущее. Вместе с уменьшением способности  фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес  к искусству и науке.

Воображение является высшей психической  функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения  осуществляется мысленный отход  за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление  ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вооб­ражения у нас формируется образ никогда не суще­ствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развития. Она  должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Принимая во внимание то, какое  значение воображение имеет в  жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и  состояния и даже на организм, мы  специально выделим и рассмотрим проблему воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Человек постоянно вступает в контакт  с окружающей средой. Ежесекундно  на наши органы чувств воздействуют десятки  и сотни разнообразных стимулов многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшетствующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена  обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять её.

     Следует отметить, что  воздействие животного на внешнюю  среду и изменение внешней  среды человеком имеют принципиальные  различия. В отличие от животного  человека оказывает воздействие  на среду планомерно, направляя  свои усилия к заранее поставленной  цели. Твой характер изменения  действительности в процессе  труда предполагает предварительное  представления в сознание того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого  плана, и лишь потом – его воплощение на практике.

     Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознание образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опят, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс – и получил название воображение.

   Итак, воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось  в процессе труда – специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности  в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т.е в образах которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом, и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

    Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающие психической деятельности. Если перед человеком стоит задача  воспроизвести  представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, что бы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

  Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверно, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т.д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т.е были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

   Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состояние воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

  2.Виды воображения

      Процессы воображения, как и процессы памяти, могут разлучатся по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

   Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работе воображение лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. 

  Среди различных видов и  форм произвольного воображения  можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

   Воссоздающее воображение  проявляется тогда, когда человеку  необходимо воссоздать представление  объекта, как можно более полно  соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест  или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающие воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д. Так читая описание Полтавской битвы в поэме А.С Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

   Чаще всего мы сталкиваемся с воссозданием воображением, когда необходимо воссоздать какое либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком - либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случаи успешность воссоздания образа во многом определяются способностями человека к пространственному воображению, т.е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

    Следующий тип произвольного  воображения – творческое воображение.  Оно характеризуется тем, что  человек преобразует представления  и создает новые не по образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связан с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающим воображении зритель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять образ деятельностью своего творческого воображения.

    Особой формой воображения  является мечта. Суть данного  типа воображения заключается  в самостоятельном создании новых  образов. При этом мечта имеет  ряд существенных от творческого  воображения. Во – первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

  Главной особенностью мечты  является то, что она направлена  на будущую деятельность, т.е.  мечта – это воображение, направленное  на желаемое будущее.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Индивидуальные особенности воображения  и его развитие

   Воображение у людей развито  по-разному проявляется в их  деятельности и общественной  жизни. Индивидуальные особенности  воображения выражаются в том,  что люди различаются по степени  развития воображения и по  типу образов, которыми они  оперируют чаще всего. 

   Степень развития воображения  характеризуется яркостью образов  и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оцениваются, когда продуктом воображения является неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе  конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

       Наиболее отчетливо  люди различаются по степени  яркости образов воображения.  Если предложить, что существует  соответствующая шкала, то на  одном окажутся люди с чрезвычайно  высокими показателями яркости  образов воображения, которые  переживаются ими как видение,  а на другом полюсе будут  люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученных.

      Существенные различия  между людьми выявляются в  отношении характера доминирующего  типа воображения. Чаще всего  встречаются люди с преобладанием  зрительных, слуховых или двигательных  образов воображения. Но есть  люди, у которых отмечается высокий  уровень

Информация о работе Воображения и творчество