Творчество Д. Г. Левицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:14, реферат

Краткое описание

Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

Содержание

Введение........................................................................................................... 2
1. Раннее творчество Д. Г. Левицкого............................................................ 3
2. Расцвет творчества художника................................................................... 5
3. Поздний период творчества...................................................................... 11
Заключение.................................................................................................... 14
Список литературы....................................................................................... 15

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

3. ПОЗДНИЙ  ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

В конце 80-х — начале 90-х  годов новое появляется и в  интимных портретах Левицкого. В  эти годы он написал ряд полотен, в которых нейтральные фоны, типичные для его прежних интимных портретов, заменяются, не без влияния идей сентиментализма, пейзажными, не получивших, однако, того значения для характеристики модели, как в произведениях В. Л. Боровиковского или позже О. А. Кипренского.

В полотнах этих художников чувства потретируемого как бы одушевляют природу. Человек и пейзаж, его окружающий, проникнуты единым настроением, что очень повышает эмоциональную выразительность образа. В поздних работах Левицкого, таких, как портреты Н. И. Новикова, баснописца И. И. Дмитриева, художника И. Гауфа, отличающихся большой выразительностью и высокими художественными достоинствами, этого эмоционального, образного единства нет. Существует только смысловая, аллегорическая связь между портретируемым и фоном, на котором он показан, что во многом является обращением к уже пройденному самим художником этапу развития искусства портрета.

Среди поздних произведений Левицкого очень важен, интересен  и значителен портрет Н. И. Новикова. Новиков представлен на фоне тревожного облачного неба. Этот фон может  вызвать у нас самые общие  ассоциации со сложной, трагически сложившейся  судьбой Новикова или быть истолкован как выражение его неколебимой  веры в победу света над тьмой, просвещения над невежеством. Это, конечно, расширяет возможности  толкования образа. Но изображение  Новикова само по себе настолько глубоко  и содержательно, что не нуждается  в дополнительных комментариях, а  кроме того, в портрете все-таки нет  органической внутренней связи между  человеком и тем, что его окружает. Напряженное, взволнованное звучание фона не передается самому портретируемому. Он спокоен и сдержан.

При первом же знакомстве с  портретом Новикова возникает ощущение живого общения с человеком, запечатленным  на полотне. Кажется, что непосредственно  к каждому из нас обращены внимательные глаза Новикова, разъясняющий жест руки. Простота и естественность выражения  — вот что подчеркивает художник в этом образе. Но, тем не менее, мы сразу же чувствуем всю необычайную значительность человека, изображение которого мы видим перед собой.

Творчество Левицкого, его  мировоззрение, его понимание задач  искусства в силу замечательной  одаренности и удивительной чуткости мастера к запросам современности  вобрали в себя почти все лучшее и прогрессивное (особенно если это  касалось понимания ценности человеческой личности), что выработали к этому  времени передовая отечественная  общественная мысль и национальная культура. О содержании этих взглядов, и прежде всего тех представлении, которые влияли на формирование портретного  жанра, и о том, что идеологические воззрения и художественные вкусы  эпохи нашли в произведениях Левицкого наиболее полное и профессионально совершенное выражение, уже говорилось.

В портретах Левицкого  просветительские представления о  прекрасном и гармонически развитом человеке находили воплощение в образах  живых, исполненных неповторимого  своеобразия. Левицкий, как никто  другой среди его современников  — художников, умел соединить поэтичность, эмоциональную приподнятость образа с объективной правдой показа внешнего облика и внутренних качеств  портретируемого.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство Левицкого не сразу  стало высшим выражением идейных  и художественных исканий своего времени. Художник прожил долгую жизнь, в течение которой создал большое  количество очень отличающихся друг от друга произведений.

Творчество его постоянно  развивалось, изменялось, обогащалось, и прежде всего на протяжении того двадцатилетия (70— 80-е годы), которое  представляет период расцвета его деятельности.

Творчество Левицкого  представляет собой один из важнейших, значительнейших этапов сложения русской  национальной портретной школы. Его  работы, являющиеся органической частью культуры XVIII века, соединившие в  себе и сильные и ограниченные ее стороны, несут в себе такие  присущие произведениям последующих  поколений отечественных портретистов черты, как прогрессивная социальная направленность, высокий общественный и нравственный критерий ценности личности, внимательное, серьезное, строгое и  в то же время исполненное любви и сочувствия отношение к человеку, искренний интерес к строю его чувств, мыслей и переживаний.

Острота восприятия действительности, большая и крепкая привязанность  к реальной, земной красоте и исполненное  глубокого уважения отношение к  людям определяли характер творческого  развития Левицкого. Отсюда непреходящая ценность творческого наследия Левицкого, значительность того места, которое  он занимает в истории русского и  мирового искусства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985.

2.         Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998.

3.         Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998.

4.         Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994.

5.         Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996.

6.         Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68.

7.         Столбова Е.И. Д.Г. Левицкий и масонство // Д.Г. Левицкий. 1735—1822. Сборник научных трудов. — М.: ГРМ., 1987.

8.         50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970.

9.         http://www.abcgallery.com/L/levitzky/levitzky4.html

http://rusportrait.ru/gal5/photo23.htm


Информация о работе Творчество Д. Г. Левицкого