Портреты Екатерины II Д. Левицкого и В.Боровиковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении XVIII столетия в процветающем искусстве классицизма сложился уже определенный тип парадного портрета, на формирование особенностей которого очень большое влияние оказали античные формы и образы. Смысл создания подобных произведений, их содержание сводится главным образом к показу портретируемого как персоны значительной, представителя высшего привилегированного сословия, обладателя высоких чинов и званий. Эта задача определила и выбор тех выразительных средств, которыми художники пользовались при создании парадных портретов. Модель в них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на заслуги особы, которую мы видим перед собой.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ист рус иск.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

«Портреты Екатерины II Д. Левицкого и В.Боровиковского»

работу выполнила студентка 

Московского Архитектурного Института

II курса 4 группы

Вечеря Ксения Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении XVIII столетия в процветающем искусстве классицизма сложился уже определенный тип парадного портрета, на формирование особенностей которого очень большое влияние оказали античные формы и образы. Смысл создания подобных произведений, их содержание сводится главным образом к показу портретируемого как персоны значительной, представителя высшего привилегированного сословия, обладателя высоких чинов и званий. Эта задача определила и выбор тех выразительных средств, которыми художники пользовались при создании парадных портретов. Модель в них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на заслуги особы, которую мы видим перед собой.

Одним из мастеров этого жанра является Дмитрий Григорьевич Левицкий, создавший «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». Портрет написан маслом на холсте, размером 110 на 77 см в 1783 году.

Левицкий представляет свою героиню в виде жрицы в храме богини Правосудия. Екатерина II облачена в платье, напоминающее античное одеяние. На ней красная с черными полосами лента ордена Св. Владимира, которую она учредила в 1782 году. Вместо царской короны на голове законодательницы лавровый венок. В древние времена им венчали богов, императоров и героев. Перед статуей правосудия - Фемиды воздвигнут алтарь, на котором Екатерина II  сжигает цветы мака – аллегория образа справедливой, приносящий свой покой в жертву общественному служению правительницы. Лежащий у ее ног, книги законов охраняет орел - символ мудрости и божественной власти, изображение которого входит в герб Российской империи. Орел держит в клюве оливковую ветвь – символ мира.

На дальнем плане видны море и корабль с Андреевским флагом, как символ морской державы или морской торговли – залог экономического процветания государства. Таким образом, эта строго продуманная композиция является аллегорией идеально устроенного государства в представлении эпохи Просвещения.

Объемные скульптурные складки ткани, смятый ковер под ногами императрицы, дым, клубящийся над жертвенником, бушующее море и кренящийся корабль пронизывают картину бурным движением, создавая динамику на полотне, которая так же подчеркивается диагональной линией (из левого нижнего угла в правый верхний), состоящей из фигур императрицы и Фемиды. Праздничный, ликующий колорит построен на сочетании красного -цвета власти и величия, и золотого - цвета божественности и богатсва. Многоплановость картины, с уходящей вдаль воздушной перспективой, перкрасно подчеркивает сияющую золотистую фигуру правительницы на переднем плане, царящей среди пурпурного убранства храма. Ее образ создает мощный праздничный цветовой акцент, как нельзя лучше отвечающий идее торжества, прославления, триумфа.

 В тоже время в XVIII веке зарождается новый стиль - сентиментализм. Его основными чертами становятся идеализация жизни на фоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник воспевает бытие человека среди естественного окружения, трактует природу как источник эстетического наслаждения. Внимание творца обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность. Образ в целом подчиняется единому идеалу личности, обладающей возвышенной душой.

Прекрасным примером этого стиля является произдевение Владимира Лукича Боровиковского: портрет «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», написанный на холсте маслом размером 94.5 на 66 см в 1794 году.

Екатерина представлена в обычном домашнем облике на прогулке в Царскосельском парке со своей любимой левреткой у ног. Императрица одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец. Правительница представлена не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, а простой «казанской помещицей», созерцательницей, без всякого «пафоса», торжественности и парадных атрибутов. 

На заднем плане в полумраке парка видна пристань, в озере плавают лебеди и вдалике стоит Чесменская колонна, украшающая пейзаж Екатерининского парка Царского Села. Она имеет символическое значение. Колонна обозначает силу и славу русского флота, напоминая о победе в Чесменском сражении в 1770 году. Орёл на вершине колонны — не только символ отваги и силы, но и образное напоминание о герое Чесменской победы — графе Алексее Орлове.

Композиция полотна стоится чередованием светлых и темных пятен. Светлые, состоящие из императрицы с собачкой и пейзажа с колонной, формируют диагональ (из левого верхнего угла в правый нижний), которая подчеркивает статичность фигур. Темные размытые деревья на втором плане выявляют силуэт Екатерины, выполненный нежно-голубым, перламутровым колоритом, прописанный с точностью до малейших деталей. В картине преобладают темные почти черные цвета, как символ возраста, опыта, загадочности, и светло синие цвета - вечности и всего духовного. Мягкая пастельная гамма, переливы тонов, плавные линии, рассеяный свет и тончайшие светотеневые нюансы создают гармонию, спокойную чувственную атмосферу, которая отражает идейный замысел превосходства чувст над разумом, обращения ко внутреннему миру человека.

Таким образом, оба художника выполнили портреты императрицы в своей уникальной манере, используя совершенно разные приемы, присущие жанру портретной живописи того стиля, в котором они творили. В картине Д. Левицкого менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века. «Портрет Екатерины I — Законодательницы» может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно утратило реалистический характер. Произведение В.Боровиковского напротив демонстрирует не божественную правительницу, а реальную «земную» женщину, гуляющую с любимой собакой по парку, она одета в обычную одежду, у нее нет императорских регалий. Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота». Портрет пронизан непринужденностью и даже интимностью. С помощью пророды, на втором плане, передается внутренный мир героя, его переживания, богатство души и сердца.

Так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментальной трактовке образа простой чувственной женщины.

 

 

Список литературы:

1) Карев А.А. Классицизм в русской живописи. Москва, 2003 г

2) Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. — Москва, 1975 г

  1. К. Кузьминский. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий. Развитие русской портретной живописи XVIII века, Мосва, 1939 г
  2. Г.В. Лебедева. Русские художники XVIII века. И. Никитин, И. Аргунов, В. Боровиковский. Москва, 1937
  3. А. Астахов. Шедевры русского портрета. Дмитрий Левицкий- Журнал "Воскресный день". -Москва, 2012г.
  4. А. Астахов. Шедевры русского портрета. Владимир Боровиковский- Журнал "Воскресный день". -Москва, 2012г.
  5. Л. Ефремова Портрет в русской живописи ОЛМА-ПРЕСС Образование, Москва, 2004.
  6. А. Стерлигов Портрет в русской живописи XVII первой половины XIX века -Гознак, Москва, 1986 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Портреты Екатерины II Д. Левицкого и В.Боровиковского