Сценарно - режиссерские особенности детских праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение возможных способов воспитания высоких культурно-нравственных идеалов и организации качественного досуга детей. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Рассмотреть основные критерии и особенности детских праздников.
Изучить предпочтения и интересы детей младшего и среднего школьного возраста.
Проанализировать сценарий детского праздника.

Содержание

Введение
Понятие и сущность детского праздника……………….......……………4
Праздник как элемент развития личности ребенка, воспитательная сторона праздника……………….........…………..5
Учет психолого – педагогических особенностей детской аудитории при организации праздника, мероприятия…………..11
Классификация современного детского праздника………….......……..16
Особенности организации детских праздников…………….......………17
3.1. Игра в структуре праздника……………….........…………………...20
3.1.1. Виды игр……………………………………………………………21
Герой детского праздника………………………………………...23
Особенности выразительных средств…………………………….24
4. Подготовка детского праздника………………………………………….25
4.1. Основные ошибки при написании сценария для детского праздника на примере приложения №1……………………………………27
5. Заключение……………………………………….......…………………...29
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.28 Кб (Скачать файл)

Министерство Культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИССКУСТВ И КУЛЬТУРЫ»

 

Факультет искусств, социально-культурной и информационной деятельности

Кафедра Режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ"

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Сценарное мастерство"

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 367 гр.

Русанова А.Е.

Проверил:

Доцент кафедры РТПиП

___________А.С. Сторчило

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2013

План:

Введение

  1. Понятие и сущность детского праздника……………….......……………4
    1. Праздник как элемент развития личности ребенка, воспитательная сторона праздника……………….........…………..5
    2. Учет психолого – педагогических особенностей детской аудитории при организации праздника, мероприятия…………..11
  2. Классификация современного детского праздника………….......……..16
  3. Особенности организации детских праздников…………….......………17

3.1. Игра в структуре праздника……………….........…………………...20

3.1.1. Виды игр……………………………………………………………21

    1. Герой детского праздника………………………………………...23
    2. Особенности выразительных средств…………………………….24

4. Подготовка детского праздника………………………………………….25

4.1.    Основные ошибки  при написании сценария для  детского праздника на примере  приложения №1……………………………………27

5. Заключение……………………………………….......…………………...29

Список используемой литературы…………………………......………..……...31

Примечания

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-нравственные преобразования в современном обществе диктуют необходимость обратить внимание на культурный уровень развития личности в дошкольном, школьном и подростковом возрасте. В связи с этим перед организаторами детских праздников встает важная задача раскрытия в детях как творческого, так и высоконравственного потенциала.

Система эстетического воспитания призвана научить ребёнка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Важным аспектом эстетического воспитания ребенка можно считать досуг. В то время, когда ребенок отдыхает, он способен лучше воспринимать информацию, то есть в этот момент режиссер обязан направить все усилия на формирование у детей эстетических и морально-нравственных идеалов.  Все вышеизложенное определило актуальность курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение возможных способов воспитания высоких культурно-нравственных идеалов и организации качественного досуга детей. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. Рассмотреть основные критерии и особенности детских праздников.
  2. Изучить предпочтения и интересы детей младшего и среднего школьного возраста.
  3. Проанализировать сценарий детского праздника.

Предметом исследования в курсовой работе являются обобщенные особенности проведения детских праздников в современное время.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных режиссеров и теоретиков; публикации о праздниках в различных тематических изданиях; сценарии.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ специальной литературы
  2. Анализ сценариев детских праздников
  3. Анализ и обобщение опыта организации и проведения детских праздников
  4. Опрос, наблюдение.

 

1. ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ ДЕСТКОГО ПРАЗДНИКА

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-нормативных. Праздник относится к тем типам систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное участие человека. Это особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения .

Термин «праздник» также часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Детский праздник - явление в высшей степени сложное, многогранное, развивающееся, как и его значение для жизни детей. В истории как эстетической, так и педагогической мысли возможны многочисленные, порой отрицающие друг друга определения природы и значения праздника. Это, однако, не может служить основанием для оправдания любой концепции, любого понимания роли и сущности праздников в жизни детей и подростков.

 

1.1 Праздник как  элемент развития личности ребенка, воспитательная сторона праздника

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. То есть художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность  участия и согласие со всеми  обязательными и условными правилами  досуговой деятельности того  или иного праздника;

- свободный выбор детьми  разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках  глубинных народных традиций, вбирающих  в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и  атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем  развлечений и художественных  актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс. Таким образом, праздник обусловлен не только деятельностью, но и всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Информация о работе Сценарно - режиссерские особенности детских праздников