Сравнительный анализ картин Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" и картины Рафаэля Санти "Мадонна Конестабиле"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Искусство Эпохи Возрождения – историческое художественное явление, сохраняющие заметное место в творческом поиске многих мастеров, работающих в различных техниках и видах искусства, включая компьютерную графику. Художественные приемы, созданные мастерами того времени, оказались черезвучайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. К этой теме обращались многие художники, поэтому данная проблема рассматривалась с различных сторон. Наше исследование интересно для рассмотрения во-первых потому что, может представлять интерес как для широкого круга общественности, так и для специалистов в области искусства, во - вторых искусство - является неотъемлемой и очень значимой частью общественной деятельности, а также сильной движущей силой развития общества.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИН…………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая дубль 2.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

 Интересно, что Леонардо, дает лицо Мадонны не в три четверти, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. Лицо её, нежное и несколько смугловатое, пленяющие своей удивительной , тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. Мягкая лепка ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом, видимым в просвете окон. Чувство радости материнства в «Мадонне Литта» углубилось благодаря содержательности самого образа Марии — в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств. Мастер выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о судьбе своего сына.

«Мадонна Конестабиле» –  одна из ранних работ художника,  где он еще не достиг той степени художественной свободы и раскрепощенности, которая отличает более поздние его работы. Тем не менее, этот образ имеет свое неповторимое очарование,  так как Богоматерь представлена здесь скорее юной и хрупкой девушкой,  чем молодой,  полной здоровья и жизненных сил женщиной,  как, у Леонардо. Это нежность, доверчивость, любовь в прикосновениях рук, взглядах, в том, как прижимаются Христос к теплу материнских коленей, один тип женского лица, миловидного, правильного, с опущенными долу глазами, красивого не оригинальной, а обобщенной красотой молодости и цветущего материнства. У его Мадонны гладкие волосы, чистый овал лица, чистый девственный лоб. У Рафаэля Мария лишилась ореола святости (сияние вокруг нее – почти зрительная иллюзия, поскольку вся фигура выступает на фоне светлого неба). На ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, Мария, в сущности, простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит, как обычно держат крестьянки. Все обаяние ее – в изящной соразмерности фигуры, в спокойной осанке, в душевной чистоте. Хотя совсем мастер не отказывается и от традиционных изобразительных символов – нимбов, книги в руках младенца. У Леонардо нимбы вообще отсутствуют, здесь символическим атрибутом является щегленок в руке младенца. Эта птичка с кроваво-красным пятном на головке обозначает вольные страдания Христа.  

Мальчики на обоих картинах похожи между собой. Это обыкновенные дети, может быть, лишь несколько  более сентиментальные, чем маленькие  шалуны их возраста. Настроению радостной  гармонии, материнской и сыновней любви созвучен спокойный, полный воздуха, света, тишины пейзаж, так любимый  Рафаэлем.  Далекий горизонт, нежно-голубые  горы, покрытые зеленью холмы, неподвижное  зеркало светлой воды, тонкое кружево  ветвей молодых тоненьких деревьев — все это прозрачное, мечтательное, поэтическое сливается с группой  матери и Христа в удивительное, лирическое и возвышенное единство.  У Леонардо мы почти не видим глаз Мадонны, но ощущаем ее ласковый взор, обращенный к младенцу. Ребенок, словно потревоженный присутствием посторонних, повернул кудрявую головку и смотрит на нас. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые волосы младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд, устремленный на зрителя. Младенец, несколько слишком крупный, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени как бы достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной её конкретности. Если у Лернардо ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками, то у Рафаэля благоговейно, как самое драгоценное сокровище, держит Мария своего малыша. Головку младенца покрывает шелковистый пушок волос. Его тельце написано художником с тщательностью миниатюриста - свет мягок, тени прозрачны. Ребенок тянется к книге, которую держит Мадонна. Мария Рафаэля - образ жертвенной любви, выражающей готовность отдать Сына на страдание во спасение людей. Молодая мать и ее дитя трогательны, но простодушны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Не смотря на то что обе  работы выполнены в одном жанре  и на одну тему, в них есть принципиальные различия. Да Винчи показывает нам полную жизненной энергии, радостную, уже взрослую Мадонну, в то время как Рафаэль изобразил нежную, юную мать .

 «Мадонне Конестабиле» есть качества, которые делают ее по-своему замечательной. Основная ее особенность – наполняющий всю картину тонкий лиризм. Он присутствует в образе Мадонны, совсем молоденькой и наивной девушки, и в наивном пейзаже. Задача художника была показать нам красоту, любовь и заботу матери о ребенке. Конечно этого не сделаешь без гармонии в композиции и гармонии в цветах. Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо, он не смущал современников дерзостностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному увенчанию всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен. Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, что он создал стиль, понятный и приятный всем без исключения. Его искусство - это в полном смысле слова "золотая середина" в сравнении с его вечно ищущими, мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по живописи. В упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального совершенства формы, ясности, уравновешенности, свойственным римскому классицизму. «Мадонна Конестабиле»  Рафаэля – чрезвычайно интересный в эстетическом и культурном отношении образ, возникший как результат синтеза средневековых и ренессансных идей. Своей простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции), прекрасно характеризует ранний период творчества Рафаэля. « Мадонну Конестабиле»  мастер написал в юности, и это действительно юное произведение – по редкостной чистоте, целомудренности настроения, по священнодейственной старательности работы, - но его никак нельзя назвать не зрелым. Да Винчи свою Мадонну уже в более зрелом возрасте, мастер избрал более строгий тип лица Марии, но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и у Санти: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает вся картину. Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

Рафаэль, как истинный сын  Возрождения, был если и не столь  универсальным, как Леонардо, то все  же очень разносторонним художником. Все его искусство предельно гармонично, дышит внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Его искусство выражает некую нравственную удовлетворенность, примирение человека со своей бренной судьбой, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности. В отличие от Леонардо, Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим все видением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним. В отличие от Леонардо, он прожил гораздо меньше — но успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог. А это значит — полное царство гармонии, красоты и добра. Но до ныне его знают больше всего как создателя дивных «Мадонн». Созерцая их, каждый раз как бы заново открывают для себя Рафаэля.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алпатов, М. Всеобщая история искусства / М. Алпатов – М.: Просвещение, 1979. – 488с
  2. Вазари,  Д.  Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Д. Взари – М.: Альфа – Книга, 2008 – 1278с
  3. Вельфлин, Г.  Классическое искусство / Г. Вельфлин – Спб.: Брокгауз-Ефрон,1912. – 212с
  4. Виппер, Б. Введение в историческое изучение искусства / Б. Виппер – Издательство В. Шевчук, 2008. – 368с
  5. Всеобщая история искусства. Том 3. // под. ред. Колпинского Ю.Д., Ротенберга Е. И. – М.: Искусство, 1962. – 996с
  6. Гуковский, М. Лелнардо Да Винчи :творческая биография / М. Гуковский – Л.: Искусство, 1958. – 170с
  7. Данилов, И. Судьба картин в европейской живописи / И. Данилов – Спб.: Искусство, 2005. – 294с
  8. Ильина, Т. История искусств. Западноеевропейское искусство / Т. Ильина – М.: Высшая школа, 2000. – 368с
  9. Любимов, Л. Искусство западной Европы / Л. Любимов – М.: Наука, 1975. – 562с
  10. Сонина, Т. леонардо Да Винчи. Представление о совершенстве и его отражение в живописи / Т. Сонина – М.: Наука, 2004. – с. 38 - 42

 

 

 

1 Государственный Эрмитаж.

2 Государственный Эрмитаж

3 Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

4 Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.

5 Всеобщая история искусств. Том3.

6 Сонина Т. В. Леонардо Да Винчи. Представление о совершенстве и его отражение в живописи

7Жизнеописание Ленардо Да Винчи, флорентийского живописца и скульптора. Вазари Джорджо. Жизнь и описание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

8 Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство.

9 Генрих Вельфлин « Классическое искусство». СПб., 1912, с-58-76

10 . Рафаэль и его время. Отв. редактор Л.С. Чиколини. М.: Наука, 1986

11 Жизнеописание Рафаэля из Урбино,живописца и архитектора

12 Леонардо да Винчи : творческая биография / Гуковский М. А. - Л. : Искусство, 1958. - 170 с

13 В. В. Стасов  «Художественная хирургия».

 


Информация о работе Сравнительный анализ картин Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" и картины Рафаэля Санти "Мадонна Конестабиле"