Создание школьного музея как составляющая образовательного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:04, реферат

Краткое описание

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.

Содержание

Введение
1. Музей образовательного учреждения как
яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

БЕЛЬЦЕВА РЕФЕРАТ НОЯБРЬ.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

    Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея.

Феномен школьного музея  состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении  направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .

Министерство образования  и науки РФ рассматривает музей  образовательного учреждения как эффективное  средство духовно-нравственного, патриотического  и гражданского воспитания детей  и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:

Лекция;

Экскурсия;

Консультация;

Научные чтения;

Кружки;

Клубы;

Исторические и литературные вечера;

Встречи с интересными  людьми;

праздники;

Концерты;

Конкурсы, викторины;

Исторические игры и  т.д. .

В Положении о музее  образовательного учреждения к традиционным функциям относится:

комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;

использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического воспитания [10]. Музеи образовательных учреждений, как и государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В нашем исследовании для достижения поставленной цели, описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея, были намечены и решены несколько задач:

  • изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея;
  • раскрыть сущность, функции школьного музея;
  • охарактеризовать основные принципы, этапы деятельности по созданию школьного музея;

     Решая первую задачу «изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея» мы выяснили, что школьный музей адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров. Школьный музей более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и учреждений. Для решения последующих задач мы выяснили сущность и функции школьного музея, основные принципы и этапы деятельности по созданию школьного музея. Мы проанализировали данную исследовательскую работу следующими авторами: Завгородней, Юхневича, Туманова, Карповой, Смирновой, Хитькова, Подласого и др.

   Так как задачи исследования решены, то мы считаем, что цель исследования достигнута.

    

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1. Завгородняя О.Н.  Музей истории учебного заведения  как результат и форма привлечения  студентов к поисково-исследовательской  деятельности // Организация исследовательской  деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении. Материалы первой региональной заочной научно-практической конференции и методического семинара, январь 2007 года. Вологда - Тотьма, - 2007.- 15 С.

4. Карпова О.Б. Школьный  музей: жизнь в творчестве. Методические  рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, 2008 -21с.

5. Маленкова Л.И. Теория  и методика воспитания: Учеб. пособие  для студентов пед. Вузов и  начинающих педагогов воспитателей/ Л.И. Маленкова; Под ред.П.И.  Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2002-75с.

6. Нагорский Н. Музейная  педагогика и музейно-педагогическое  пространство // Педагогика. - 2005-56С.

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004 -7С.

8. Положение о музее  истории учебного заведения, при ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж", работающего на общественных началах, от 21.02.2006 г.

9. Письмо Министерства  образования РФ от 12.03.2003 г. №  28-51-181/16 "О деятельности музеев  образовательных учреждений".

10. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.

11. Прутченков А. Музейная  педагогика // Воспитание школьников. - 2002- 109с.№5.

12. Смирнова.Л.М. Три  этапа создания музея // Музей. - 1982. – 65с.

13. Туманов В.Е. Школьный  музей. - М., 2002-22с,-52с.

14. Хенкин Я. Из опыта  работы школьных музеев // Воспитание  школьников. – 2001 – 79с,- 94с.

15. Хитьков Н.А. Школьный  музей, его значение и организация. - Киев, 1915- 42с.

16. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурной политики. - Информационный выпуск № 4. - М., 1997. – 37с,-76с,-84с.(Министерство культуры РФ. Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Главный информационно-вычислительный центр).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Создание школьного музея как составляющая образовательного пространства