«Синтез» в теоретических и художественных практиках XVIII века... Р. Вагнер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 00:26, статья

Краткое описание

Теоретически оформленная немецким композитором Р. Вагнером (1813–1883) концепция Gesamtkunstwerk определяется в «Произведении искусства будущего» (1849) буквально как «великое универсальное произведение искусства, которое должно включить в себя все виды искусств, используя каждый вид лишь как средство и уничтожая его во имя достижения общей цели – непосредственного и безусловного изображения совершенной человеческой природы…» [1, с. 60]. Формой такого произведения искусства является музыкальная драма, в основе которой лежит всеобщая идея, философский замысел, а механический комплекс музыки (оркестра), речи (пения), пластики (игры артистов), живописи (декорации) должны стать важнейшими средствами ее воплощения.

Вложенные файлы: 1 файл

синтез вагнер.pdf

— 271.75 Кб (Скачать файл)
Page 1
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 2, 2007
196
маперспективным.Реальностьифантастика пред-
ставленийомирерусскогочеловека, переплетаясь
в языке почти мистическим образом, позволяют
делатьадекватныевыводыоспецификеисторичес-
когопутинарода истранывцелом, атакжепрогно-
зироватьдальнейшиепутиихразвития.
Библиографическийсписок
1. Бабаева А.В. Формы поведения в русской
культуре(IX–XIXвека). –СПб, 2001.
2. Даль В.И. Словарь живого великорусского
языка.– М., 1994.
3. ЕвсюковВ.М. Мифывселенной. –М., 1988.
4.МасловаВ.А.Лингвокультурология.–М.,2001.
5. Мокиенко В.М. Из сокровищницы русской
речи 2. Народные устойчивые сравнения с на-
званиямиживотных. Собака // STUDIASLAVIKA
SAVARIENIA1-2, Szombathely,2003.
6. Успенский Б.А. Мифологический аспект
русской экспрессивной фразеологии // Анти-мир
русскойкультуры. Язык. Фольклор. Литература. –
М.,1996. –С.89.
Т
еоретически оформленная немецким
композитором Р. Вагнером (1813–1883)
концепция Gesamtkunstwerk определя-
ется в«Произведенииискусства будущего» (1849)
буквально как «великое универсальное произве-
дениеискусства, котороедолжновключить в себя
все виды искусств, используя каждый вид лишь
как средство и уничтожая егово имя достижения
общей цели – непосредственного и безусловно-
гоизображения совершенной человеческой при-
роды…» [1, с. 60]. Формой такого произведения
искусства является музыкальная драма, в основе
которой лежит всеобщая идея, философский за-
мысел, а механический комплекс музыки(оркес-
тра), речи (пения), пластики (игры артистов), жи-
вописи (декорации) должны стать важнейшими
средствами ее воплощения.
ПонятиеGesamtkunstwerk следует определять
как самостоятельную культурологическую дефи-
ницию для обозначения искусственно созданно-
го, но в то же время органического единства
средств выразительности и образных элементов
различных видов искусства в рамках самостоя-
тельногохудожественного произведения, консти-
туируемого по законам гармонии, целостности,
синхронности. Gesamtkunstwerk есть результат
синтеза, соединения, сочетания.
Смысловые фреймы Gesamtkunstwerk вклю-
чают эстетические идеиединства и синтеза пред-
ставителей немецкой философии и литературы
XVIII–XIXвв. Интерес мыслителей к идеесинте-
за предопределяется ещё историко-культурной
О.Н. Иванова
«СИНТЕЗ» В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ
XVIII ВЕКА КАК ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
КОНЦЕПЦИИ GESAMTKUNSTWERK Р. ВАГНЕРА
ситуациейв ГерманииXVII–XVIIIвв. ПослеТрид-
цатилетней войны(1618–1648), в результате под-
писания Вестфальскогомира усиливается децен-
трализация Германии. 300 светских и духовных
княжеств страны получили полный суверенитет
при номинальном членстве в Священной Римс-
кой Империи. Кроме государственных границ,
Германию разделяли не только государственные
территориальные границы, но и религиозные
(приверженцы католицизма и протестантизма),
культурные (различные локальные традиции),
языковые (диалектные особенности) рубежи. Че-
ловек постоянно пребывает в сфере конечного,
в рамках материальных и духовных границ. Он
становится малой вселенной, микрокосмом, об-
ладающим бесконечным внутренним миром.
Рассматривая выдвинутую романтической лите-
ратурой концепцию человека, Ф.П. Федоров, пи-
сал: «Человек, заключенныйв конечное, в резуль-
тате извращения своей природы, утратившийви-
дение и чувствование бесконечного, тем не ме-
нее, способен “прорваться” или через открове-
ние любви, или через откровение художествен-
ногоакта (“вдохновение”), или через откровение
странничества из сферы конечного в сферу бес-
конечного, способен “вещь в себе” превратить
в “вещь для себя”, т.е. во всем предельном уви-
деть беспредельное» [6, с. 19]. Бесконечное есть
все, взятое в нерасчлененности, в целостности,
и стремление видеть в предельном беспредель-
ное есть попытка вновь обрести распавшееся
единство, утраченный синтез.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
© О.Н. Иванова, 2007
О.Н. Иванова

Page 2

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 2, 2007
197
Такого рода синтез формируется на основе
постижения универсума (универсум от лат.
univērsus – совокупный, общий, полный) как це-
лого и неразложимого единства, в котором зало-
жен принцип всего бесконечного. Понятия Уни-
версума и Универсального (universãle – взятое
в совокупности) подразумевают общее основа-
ние всякого синтеза, посколькусинтез в сущнос-
ти своей есть не что иное, как соединение разно-
родных элементов в некую целостность, т.е. со-
вокупность.
Проблема целого была сформулирована ещё
втрудах Г.Ф.Лейбница(1646–1716). Монада«есть
не что иное, как простая субстанция, которая
входитв состав сложных;простая, значит, неиме-
ющая частей»[5, с. 413], – так начинает Лейбниц
свой труд «Монадология» (1714). Не называя от-
крыто духовную единицу – монаду синтетичес-
ким единством, Лейбниц, тем не менее, наделяет
ее синтезирующим характером. Во-первых, мо-
нада как простаясубстанциявоспринимает всебе
самой весь космос во всем его богатстве и мно-
гообразии, монада – «живое зеркало универсу-
ма», созданногопосредством Бога: «…одинтоль-
коБог естьпервичноеЕдинство, илиизначальная
субстанция. Все монады, сотворенные или про-
изводные, составляютЕгосозданияирождаются,
так сказать, из беспрерывных, от момента домо-
мента, излучений Божества…» [5, с. 421]. Будучи
зеркалом универсума, всякая монада представля-
ет собой гармонию и порядок, обладает внутрен-
ним единством, так как универсум устроен, по
мнению Лейбница, в совершенном порядке.
Во-вторых, наряду с такими атрибутами как
непротяженностьи неделимость, монада наделе-
на другим свойством – многоразличием, кото-
рое отличает одну монаду от другой. «Это мно-
горазличиедолжнообнимать многое(dieVielheit)
ведином (dieEinheit)или простом (dasEinfache).
Ибо так как естественное изменение совершает-
ся постепенно, то кое-что при этом изменяется,
а кое-чтоостается в прежнем положении; и, сле-
довательно, в простой субстанции необходимо
должна существовать множественность состоя-
нийи отношений (die Mehrheit von Regungen und
Beziehungen),хотячастейона неимеет»[5, с.414].
Немецкие термины Einheit (единство), Vielheit
(множество, многочисленность), Mehrheit (боль-
шинство, множество) более точно иллюстриру-
ют понятие монады. Будучи единой и простой,
монада представляетсобой замкнутуюцельность,
неразделенное целое
1
, включающее большое ко-
личествомногообразных качеств
2
. Другими сло-
вами, внутрикаждой монадыобнаруживаютсебя
различные качества, которые выступают в зави-
симости от целого, следовательно, монада спо-
собна синтезировать внутри себя.
В-третьих, монада также имеет свойствовыс-
тупать в совокупности с другими простыми суб-
станциями и образовывать сложные субстанции,
а «сложная субстанция (das Zusammengesetzte)
есть не чтоиное, каксобрание, илиагрегат, про-
стых» [5, с. 413]. Этоопределение сложной мона-
ды сопоставимо по смыслу с дефиницией сло-
жения в математике, неслучайно Лейбниц опре-
деляет монадукакdas Zusammengesetzte (от нем.
глагола zusammensetzen “составлять (вместе)”,
“собирать (механизм)”). Сложная субстанция
естьрезультатсложенияпростыхсубстанций(сла-
гаемых). Лейбниц понимал мир как целостную
систему различных субстанций, каждая из кото-
рых обладаетнезависимой индивидуальной сущ-
ностью. Вся Вселенная представляет в структур-
ном отношении совокупность (сумму) индиви-
дуальных субстанций.
Таким образом, принимая во внимание вы-
шеперечисленные свойства монады, представля-
ется справедливым считать этот духовный пер-
воэлементнеким синтетическим целым, который
предстает одновременнои как отражение гармо-
ничного универсума и как его структурная еди-
ница. Первоначальносинтез обнаруживаетсякак
простое математическое сложение: такой пред-
ставлена монада Лейбница.
Монадология Лейбница нашла свое продол-
жение в философии И. Канта (1724–1804). Всво-
ем произведении «Критика чистого разума»
(1781) Кант предложил рассматривать вкачестве
простых неделимых единств, обладающих соб-
ственным бытием, вещи в себе. Вещь сама по
себе, воздействует на чувственность человека
и порождает многообразие ощущений. Посред-
ством априорных форм созерцания – простран-
ства и времени – эти чувственные ощущения
упорядочиваются (рядом друг с другом в про-
странстве и друг за другом – во времени). Орга-
низованные в пространстве и времени, ощуще-
ния составляют предмет восприятия. С помощью
рассудка определенное многообразие чувствен-
ногоматериала (организованного на уровне вос-
приятия с помощью априорных форм созерца-
ния) подводится под единство понятия. Таким
«Синтез» в теоретических и художественных практиках XVIII века...

Page 3

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 2, 2007
198
образом, действие рассудка есть не что иное, как
связывание различных объектов. Возможность
постигнуть объект как составленный из свойств,
частей, отношений, Кант впервыеопределяет как
«синтез» (Synthesis): «…Под синтезом в самом
широком смысле я разумею присоединение раз-
личных представлений другк другуипонимание
их многообразия в едином акте познания. Такой
синтез называется чистым, если многообразное
дано a priori (подобно многообразному в про-
странстве и времени), а не эмпирически» [4,
с. 173]. «Синтез» как естественнонаучное поня-
тие становится у Канта математическим подхо-
дом, в основе которого лежит конструирование
математическогопредмета посредством вообра-
жения (чистого созерцания).
Понятиесинтеза Канта представляетсябинар-
ным: с одной стороны, речь идет о количествен-
ном единении качеств составных частей рассмат-
риваемого объекта; с другой стороны, единство
объекта осуществляется посредством синтетичес-
кого созерцания разума субъекта, постигающе-
годанный объект, т.е. единство созерцания обус-
ловливает единствопонятия. Так, Кант подразу-
меваетпод синтезом непростонекуювзятуюв не-
расчлененности объективную субстанцию, но
и сам процесс познания, т.е. каким образом осу-
ществляется соединение различных элементов,
сторон объекта в единое целое (систему).
ВфилософииКанта синтетический актпозна-
ния начинает обнаруживать себя и в сфере ис-
кусства как путь соединения отдельных искусств
врамках определенной формы. Сравниваяизящ-
ные искусства по их эстетической ценности
в «Критике способности суждения» (1790) Кант
приходит к следующему выводуо сочетаемости
изящных искусств в одном и том же произведе-
нии. «Красноречие может сочетаться с живопис-
ным изображением и своих субъектов, и своих
предметов в драме; поэзия – с музыкой в пении;
пение – с живописным (театральным) изображе-
нием в опере; игра ощущений в музыке – с иг-
ройфигур втанцеит.д.» [3, с. 344].Кант нетребу-
ет соблюдения границ между различными вида-
ми искусств. Если особенности художественного
произведения диктуются его предметным содер-
жанием: должна лиэта реальность бытьвыраже-
на в действии или неподвижности, в простран-
стве или времени, то и искусства выбираются в
соответствиис чувствами, которыми онивоспри-
нимается. Вданном случаемножественность, т.е.
отдельные части (порой и неоднородные), сво-
дятся к однородномуединству. Кант называетэто
совершенством, тем более что совершенство
подразумевает высшую форму гармоничного
упорядочивания, и синтез предполагает не про-
стуюсуммусоставляющих, а их порядок и согла-
сие. Так, понятие синтеза начинает обретать эс-
тетический характер: искусство представляется
той сферой, где нагляднообнаруживается субъек-
тивный синтетический акт.
Немецкий поэт и мыслитель И.В. Гете(1749–
1832) считал анализ исинтез основнымиметода-
ми научно-философского исследования. Так и в
искусствецелостноеединствосоздаетсяв резуль-
тате анализа основы природногоявления.
Идея бесконечного синтеза наиболее «род-
ственных» элементов как движущая сила в раз-
витии природы представлена Гете в работе «Из-
бирательное сродство» (1809). Водной из бесед,
которые ведут главные герои романа, речь захо-
дит о взаимном притяжении и отталкивании хи-
мических элементов, их способности к соедине-
нию, а затем к распаду и образованию новых
комбинаций с еще более близкими. Это явление
определяется Гете термином «избирательное
сродство».
Под «избирательным сродством» понимает-
ся, в первуюочередь, химическое сродство – спо-
собность каждого простого тела соединяться
с другими элементами и образовывать с ними
сложные тела, в большей или меньшей степени
склонные давать новые сложнейшие соединения.
Химическое сродство есть не чтоиное, как хими-
ческий синтез. Химическая реакция подразуме-
вает не простое деление неких связанных между
собойхимических элементов А и Б, Ви Г, а затем
элементарное суммирование элементов А и Г,
Б и В. В результате химического синтеза (срод-
ства) рождается новая более сложная форма:
«…эти вещества <…> притягивают, охватывают,
разрушают, истребляют, поглощают, а затем, по-
иному слившись воедино, выступают в обнов-
ленной, неожиданной форме» [2, с. 251, 252]. Та-
ким образом, в отличиеотЛейбница и Канта син-
тез уГете рассматривается как естественнонауч-
ное понятие, под которым понимается целенап-
равленное получение сложных веществ из бо-
лее простых и предполагается качественное из-
менение слагаемых элементов. Результатом син-
теза является рождение новой формы, отличной
от составляющих ее элементов.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
О.Н. Иванова

Page 4

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 2, 2007
199
Сродство – это не только химическая, но и
всеобщая закономерность. Понятие «сродство»
Гете заимствует из натурфилософии, однако из-
бирает для своегосродства не латинский термин
affīnitās “родство”, “тесная связь”, а термин не-
мецкого происхождения «Wahlverwandtschaft».
В переводе Wahlverwandtschaft означает «род-
стводуш» (одна из героинь романа называет это
«духовным и душевным сродством»), что под-
черкивает причастность человека к природе и
определяет все то, чтослучается с героями рома-
на. Неорганические и органические тела – все
являютсячастьюприроды,а,значит,вседелаи тво-
рения человека, также должны определяться за-
конами природы. Следовательно, сродство как
естественный закон природы становится опреде-
ляющим в творческой деятельности человека.
Органичность идеи синтеза, которую предлагал
Гете, исходит из мимесиса природе.
Так же, как и Гете, великий немецкий поэт и
мыслительФ. Шиллер(1759–1805)неразподчер-
кивалв своих работах поэстетике, чтоискусство
выполняет свое назначение посредством подра-
жания природе, и прекрасное в искусстве не есть
сама природа, а воспроизведение ее через про-
изведение искусства. Прекрасноевискусствеесть
воспроизведение природы, а именно «природы
предмета, подлежащего изображению, природы
материала и природы художника, который дол-
жен согласовать две первые природы» [7, с. 109].
Различая в искусстве два вида прекрасного:
прекрасное материала и прекрасное формы,
Шиллерсчитал, чтоматериалпредстает всегда как
некое разнообразие, форма – это способ объе-
динения этого разнообразия. Форма у Шиллера
должна не толькообъединитьматериал, нои воп-
лотить идею в образе, ведь художественная идея
вещи, которую предстоит воплотить, существует
уже в уме художника как идеальный образ, по
подобию которого создается нечто. Скорее это
прообраз формы, возникающий в сознании ху-
дожника какрезультат стремлениякподражанию,
поскольку стремится воспроизвести объект, су-
ществующий в природе. Таким образом, осмыс-
ление синтеза в естественных науках начинает
перерастать в синтез, преображенный художе-
ственным воображением, т.е. синтез искусств.
Идея синтеза, исходящая из мимесиса природе,
которую выдвигали Гете и Шиллер, должна быть
преображена художественным воображением
и предстать в некоем объединенном образе. Ес-
тественный, природный синтез начинает приоб-
ретать художественное значение и рассматрива-
ется как совокупность различных форм, матери-
ала в соответствии с идеалом красоты целого.
ИнтересмыслителейипоэтовXVIII векак «це-
лому» и «единству» в различных значениях: це-
лостность природы, единство восприятия и т.д.
преломились, впоследствии, в романтическом
миросозерцании XIX века в проблему создания
синтетических произведений искусства, пре-
имущественно уэстетиков, писателей, музыкан-
тов, связанных с йенской школой.
Примечания
1
Einheit, die –untrennbar Zusammengehöriges,
in sich geschlossene Ganzheit, innere Zusammen-
gehörigkeit(Единство– неделимоеединство,замк-
нутаяцельность, внутренняясплоченность.)
2
Vielheit, die –in sich nicht einheitlicheVielzahl
von Personen od. Sachen (неоднородная масса
людей или предметов).
Библиографическийсписок
1. RichardWagner. Das Kunstwerk der Zukunft //
RichardWagner.SämtlicheSchriften undDichtungen.
5.AuflageDritter Band.–Leipzig,1871. –S.334.
2. Гете И.В. Избирательное сродство // Ге-
те И.В. Собраниесочинений. В10 т. Т. 6. Романы
иповести. – М.: Худож. лит., 1978. – 480 с.
3. Кант И. Критика способности суждения //
Кант Иммануил. Сочинения. В6 т. – М.: Мысль,
1965.– Т. 5.– 564с.
4. Кант И. Критика чистого разума // Кант
Иммануил.Сочинения. В6 т. –М.: Мысль, 1964. –
Т. 3. – 799 с.
5. Лейбниц Г.В. Монадология // Лейбниц Г.В.
Сочинения. В4 т. Т. I. – М.: Мысль, 1982. – 636 с.
6. Федоров Ф.П. Человекв романтическойли-
тературе.–Рига: ЛГУим.П. Стучки,1987. –118 с.
7. Шиллер Ф. Собраниесочинений. В7 т. Т. 6.
Статьипоэстетике.–М.:Худож. лит.,1957. –791с.
«Синтез» в теоретических и художественных практиках XVIII века...

Информация о работе «Синтез» в теоретических и художественных практиках XVIII века... Р. Вагнер