Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников с хохломской росписью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Я ставила перед собой цель познакомиться с характерными особенностями исполнения и типами композиции этой народной росписи. Опираясь на иллюстрированный материал, он стремился научить различать виды росписей Хохломы.
Прежде чем говорить об особенностях этой росписи, необходимо, в полной мере обладеть информацией о предмете разговора, поэтому моя курсовая работа начинается с экскурса в историю этого известного промысла с подробным описанием технологии.

Содержание

Введение.
Теоретическая часть
История Развития( возникновения ) хохломской росписи.
Классификация видов хохломской росписи.
Значение промысла в наше время.
Приемы и методы формирования изобразительных навыков
Практическая часть.
2.1. Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников с хохломской росписью.
Блок уроков
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

Для "фоновой" росписи было характерно применение черного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объемности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов прежде всего в силу их особых декоративных качеств.

Искусство Хохломы формировалось как уникальный сплав живописи Древней Руси и местного традиционного мастерства. Заволжские мастера были не только прекрасными резчиками по дереву, удивительно легко и быстро резали ложки, но также прекрасно владели токарным ремеслом. Они бережно хранили рисунки древнейшего орнамента со знаками языческой солярной символики, среди которых были изображения солнца — символа плодородия и цветения природы. От народных ремесел мастера унаследовали классические формы токарной посуды * и четкие по ритму композиции геометрического орнамента. А от иконописцев и художников книжной миниатюры — их живописную культуру, мастерство "тонкой кисти", технологию "золотой" окраски дерева.

Не всегда легко жилось хохлом-скому промыслу. Первый свой упадок он переживает со второй половины XIX в. Причиной этому послужило развитие промышленности в России. Деревянная посуда стала повсеместно вытесняться металлической и фарфоровой, более дешевой и долговечной. Цены на деревянную посуду резко упали. После реформы 1861 г. сильно возросла цена на лес."... К началу нашего века, например, за тысячу окрашенных ложек вместо 25 руб- 
лей стали платить всего 1 рубль 30 
копеек"*. 

Понижение цены на деревянную посуду в конце концов привело к тому, что часть мастеров, разорившись, пошла просить милостыню, а оставшиеся работать на промысле вскоре оказались в полной зависимости от скупщика. Из двухсот токарен и красилен к концу XIX в. осталось немногим более пятидесяти. В наиболее выгодных условиях оказались мастера, имевшие свои красильни, где они в огромных печах закаливали не только посуду, а порой целые гарнитуры мебели.

К 70-м гг. XIX в. помимо посуды начали расписывать мебель, которую охотно покупали в России, Англии, Голландии, Франции и других странах. Расписывали не только столы, но и стулья, диваны, буфеты и прочую мебель.

Хотя мастера и не подписывали свои изделия, но до нас дошло несколько фамилий красильщиков, успешно работавших в конце XIX в. Это Леонид Павлович Бальсунов, Софья Ивановна Семенова, братья Подого-вы — Анатолий, Николай и Никандр, а также семья Красильниковых из деревни Мокушино.

Возрождение промысла начинается после 1919 г., когда выходит декрет "О мерах содействия кустарной промышленности". Мастера объединяются в артели, которые в промысловой кооперации становятся новой формой организации труда. Однако, объединившись, мастера предпочитают работать в своих красильнях. Артель служит только для централизованного снабжения материалами и сбыта готовой продукции. Постепенно артели укрупняются, художники работают в специально построенных для них новых, светлых цехах. Старые мастера Ф.Ф. и С.Ф.Красильниковы, А.М. Серов, Ф.А. Бедин, С.С. Юзиков передают молодежи свой опыт и знания в искусстве создания орнаментальной хохломской росписи. С течением времени формируются два основных центра по производству художественных изделий с огневой закалкой — это фабрика "Хохломской художник" в селе Семине и производственное художественное объединение "Хохломская роспись" в городе Семёнове. Наряду с этим вскоре после революции в Семёнове была организована школа-мастерская по художественной обработке дерева. Вскоре она расширилась и стала художественно-промышленным училищем, готовящим кадры для фабрик, производящих изделия с хохломской росписью.

Разнообразнее стала техника росписи. Если раньше преобладали изделия, написанные "верховым" письмом, то теперь стали много писать способом "под фон".

Второй упадок Хохломы приходится на годы Великой Отечественной войны. Большинство мастеров, способных держать оружие, ушли на фронт. Те, кто остались, — женщины и старики старались сохранить промысел. Днем они работали в поле, а вечером расписывали изделия. Старики учили искусству росписи молодежь, для этого в Семине открыли школу. Здесь обучали также и других умельцев — токарей и столяров.

В годы войны промысел потерял много талантливых художников и резчиков по дереву. Не стало А. М. Серова, А. Г. Подогова, С. С. Юзикова, Я. Д. Красильникова и многих других мастеров. В это время сократилось производство художественных изделий, так как во время войны больше производили товара, необходимого армии. И лишь к 1950-м гг. производство вновь набирает силу.

Постепенно меняется и ассортимент хохломского производства. Из обыденных предметов домашнего обихода оно превращается в производство сувениров, украшающих быт. Многие изделия являются подлинными сокровищами народного искусства России.

Современное оборудование позволило увеличить количество выпускаемой продукции. Но тем не менее до сих пор вручную резчики создают вещи удивительной красоты. Много потомственных мастеров работает на фабриках в Семино и Семенове. Лучшие из них внесли огромный вклад в развитие и совершенствование росписи. Среди них можно назвать А. С. Карпову, Е. В. Мосину, О. Н. Ве-селову, А. Т. Куликову и др. Необычайно самобытно творчество Степана Павловича Веселова. Расписанные им вещи отличает новаторство, которое не расходится с традициями старой травной росписи. "В своем творчестве С. П. Веселов сочетает не только блестящее владение техникой, удивительную ясность художественного мышления, но и большое импровизаторское дарование" — так пишет о нем Г.П. Дурасов*. Помимо этого Степан Павлович великолепный педагог. Мягкий, добродушный, открыто делится своими знаниями и опытом с молодежью.

Многие мастера имеют своих учеников. Неопытный глаз не может определить, какому художнику принадлежит та или иная работа. Сами же мастера по неуловимым штрихам узнают руку автора. Ведь даже рядовые мастера, сидящие "на потоке", стараются не копировать созданные в творческой лаборатории орнаментальные узоры, а привносят в них что-то свое, неповторимое.

Способность мастеров писать тонкие вещи позволила семеновцам выпускать еще один вид продукции — это женские украшения — серьги, бусы, броши, браслеты.

Несмотря на все нынешние экономические трудности, промысел растет и развивается. Молодые мастера перенимают лучшие традиции у своих учителей и, не останавливаясь на этом, ищут новые формы изделий и орнаментальных композиций. Не раз хохломчане показывали свое искусство на российских и зарубежных выставках. И всегда оно было по достоинству оценено. Думается, что и дальше промысел не растеряет своих заслуг и мы еще не раз будем свидетелями удивительных находок и успехов.

 

 

 

 

    1. Классификация видов хохломской росписи.

 

 

Как уже говорилось выше, в хох-ломской росписи сложились два вида письма: "фоновое" и "верховое". Сохранились они и до сих пор, хотя по сравнению с росписью конца XIX в. современная роспись богаче по композиции и разнообразию мотивов.

Рассмотрим отдельно каждый вид письма, чтобы понять его специфику и разобраться в особенностях написания узора.

При "верховом" письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента:

  • "травная" роспись;
  • роспись "под листок" или "под ягодку";

-  роспись "пряник" или "рыжик".

 

"Травная" роспись напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоуч, луговик и др. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону

"Травный" рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали, да и сейчас пишут этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия, создавая свои варианты традиционного орнамента .

Приемы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создает множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха (или курочки), который восседает на "древе" или клюет с него ягоды.

 

Письмо, в которое, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носит характерное название "под листок" или "под ягодку"

Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы ромашки, колокольчика, тюльпана, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.

Основу росписи "под листок" составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее — вишня, крыжовник, клубника, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с "травкой" она многоцветнее. Например, если в "травной" росписи используют в основном черный и красный цвет, то в росписи "под листок" или "под ягодку" мастера пишут листочки зелеными, а также в сочетании с коричневым и желтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зеленой, красной, коричневой красками.

Будучи удивительно наблюдательными, мастера росписи черпают из природы нескончаемое богатство мотивов, перерабатывая их и перенося на изделия, которые радуют глаз, воспитывают любовь и гордость за свою Родину.

 

К "верховому" письму относится еще одна своеобразная разновидность росписи — "пряник" или "рыжик". Ее выполняют обычно внутри чаши или блюда. "Пряник" — это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника — "большой рыжик" — солнце. Хохломичи "пряник" называют "косовик", так как из его углов растут пучки трав, словно косы.

"Росписи "пряниками" или "рыжиками" более просты и условны, чем "травные"; когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце с завитыми по кругу лучиками-травинками находится в постоянном движении. Захвачены им и пышные травные побеги вокруг. Впечатление такое, словно встречный ветер колеблет и развевает их.

Рисунки "верховой" росписи создаются легкими мазками кисти, сквозь которые мерцает золото фона.

 

При "фоновом" письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легким мазком кисти.

 

В "фоновом" письме выделяют два типа орнамента:

  • роспись "под фон";
  • "Кудрину".

Роспись "под фон", как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской — чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" — ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера.

 

Роспись "под фон" значительно более трудоемкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с этой росписью предназначались обычно для подарка, а поэтому выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше

Разновидностью "фоновой" росписи является "Кудрина". Ее отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или черном фоне

Свое название "кудрина" получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись "кудрина" напоминает ковер. Особенностью ее является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия, плоское  пятно  золота  и  тонкий штрих в проработке деталей.

Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или черный цвет. Красным или черным цветом, в зависимости от желания автора, ведется и проработка деталей. Других красок в этом виде письма не используют

От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные ее виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Благодаря фантазии мастеров появляются все новые мотивы, создаются все новые и новые композиции хохломской росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Значение промысла в наше время

 

Жил когда – то в  нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду .Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

 

Хохлома – это явление  уникальное не только в масштабах  России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано  с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.

Информация о работе Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников с хохломской росписью