Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников с хохломской росписью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Я ставила перед собой цель познакомиться с характерными особенностями исполнения и типами композиции этой народной росписи. Опираясь на иллюстрированный материал, он стремился научить различать виды росписей Хохломы.
Прежде чем говорить об особенностях этой росписи, необходимо, в полной мере обладеть информацией о предмете разговора, поэтому моя курсовая работа начинается с экскурса в историю этого известного промысла с подробным описанием технологии.

Содержание

Введение.
Теоретическая часть
История Развития( возникновения ) хохломской росписи.
Классификация видов хохломской росписи.
Значение промысла в наше время.
Приемы и методы формирования изобразительных навыков
Практическая часть.
2.1. Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников с хохломской росписью.
Блок уроков
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

Шапка???

 

 

 

 

 

Антонова Ирина Сергеевна

531 группа

 

 

 

 

 

 

                                                Курсовая работа

Тема: «Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников

 с хохломской росписью».

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

преподаватель черчения:

Дорохина О. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                г. Серпухов

                                                 2011год

Содержание:

Введение.

  1. Теоретическая часть
    1. История Развития( возникновения ) хохломской росписи.
    2. Классификация видов хохломской росписи.
    3. Значение промысла в наше время.
    4. Приемы и методы формирования изобразительных навыков
  2. Практическая часть.

2.1. Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников с хохломской росписью.

    1. Блок уроков

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Образование и уровень  компетентности младшего школьника  должны обеспечить ему реальную возможность  добиться успеха в любой сфере  жизнедеятельности, помочь развить  различные навыки и реализовать  себя в различных видах деятельности.

В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического  характера положительное воздействие  на формирование эстетических ценностей  личности младшего школьника может  оказывает искусство.

Изучение сущности и  специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности.

Таким образом, установлено  объективно существующее противоречие между потребностью младших школьников в самореализации в процессе занятий декоративным изобразительным искусством и недостаточном количестве научно-методических разработок, специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности в кистевой росписи.

В последние десятилетия появилось много работ, посвященных изучению народного искусства. Обращение к истокам национальной культуры, к памятникам народного декоративно-прикладного творчества связано в первую очередь с непреходящим значением для современников этого живого родника. Мы отдаем дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, напоенные спокойствием и красотой.

Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Музеи становятся центрами, вокруг которых сохраняются или заново рождаются старинные промыслы. Широко известны в России изделия народных ремесел Городца, Хохломы, Федоскино, Мстёры, Нижнего Тагила и др. Художественные изделия радуют своей красотой, ведь вещи, сделанные руками народного мастера, вбирают в себя богатейшие традиции орнаментального искусства. К народному орнаменту обращаются профессиональные художники и педагоги. Узор, как отражение тысячелетней истории, завораживает зрителей своей глубиной и отточенностью, поэтому необходимо изучать народный орнамент, раскрывать секреты его прочтения студентам и школьникам, продолжателям прекрасных национальных традиций.

Наиболее ярко русский узор проявился в художественной росписи по дереву. Испокон веков мастера украшали орнаментом не только деревянную посуду и орудия труда, но и свое жилище.

Существовало множество техник кистевой росписи: пермогорская,

хохломская, урало-сибирская, горо-децкая, мезенская и многие другие. Росписи делились на графические и живописные. В своей работе я  рассматриваю одну из  основных — хохломскую роспись.

Я ставила перед собой цель познакомиться с характерными особенностями исполнения и типами композиции этой народной росписи. Опираясь на иллюстрированный материал, он стремился научить различать виды росписей Хохломы.

Прежде чем говорить об особенностях этой росписи, необходимо, в полной мере обладеть информацией о предмете разговора, поэтому моя курсовая работа начинается с экскурса в историю этого  известного промысла с подробным описанием технологии.

Хохломская роспись по дереву, русский  народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

 

В последнее время очень популярным в различных детских творческих объединениях и школах стало преподавание наиболее известных видов росписей. Поэтому в конце моей работы представлена часть которая знакомит с методическими основании преподавания хохломской росписи.

Здесь же представлены таблицы ошибок, допускаемых обучаемыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая часть

    1. История развития ( возникновения) хохломской росписи.

                                                      

                                                           Народное искусство воздействует на формирование

нашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения

и совершенствования традиционных художественных

промыслов приобретают особую актуальность.

В сущности, именно ради сохранения национальной

                                                                                                         художественной традиции, этого живого родника,

                                                                                                            необходимо и заботиться о творческом развитии

                                                                                народных промыслов. Сберечь — не значит "законсервировать",

                                                                                     вырвать из естественного развития, остановить на повторении

                                                                          и копировании прошлого. Художественные промыслы, развиваясь,

                                                                                                            не могут не испытывать влияние современности.

                                                                                                   Традиция находится в постоянном движении, отбирая

                                                                                                     и закрепляя все лучшее в художественной практике.

                                                                                                                       B.C. Воронов

 

 

 

 

 

Хохлома! Золотая Хохлома! Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк. Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.

Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит*.

Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.

Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.

 

                                  

 

Река Узола, вдоль которой расположены  деревни, где родилась Хохлома.

 

Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.

Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях. И каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Купить здесь можно было все, что необходимо в хозяйстве. Но особым спросом пользовался "щепной" товар — деревянные ложки, чашки, миски и т. п. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили ее на телеги летом или сани зимой и везли на ярмарку "к Макарию".

Каждое ремесло имело свою специфику, но общим у всех был ручной труд. Отработанные поколениями приемы привели к удивительной до виртуозности четкости рисунка, к совершенству мастерства, и порой повседневный предмет становился произведением декоративно-прикладного искусства.

                                      

Деревянные чашки, миски, поставки и прочую утварь точили токари. При большом количестве леса и малых речушек трудно было не заниматься этим промыслом. Крестьяне делали запруды и строили водяные токарни. Те, кто победнее, строили токарни в складчину, на две — четыре семьи. Такая постройка представляла собой небольшую избу четыре на четыре метра с маленьким окном. На зиму для обогрева ставили печку, которая топилась по-черному, а чтобы дым быстрее выходил наружу, ее поворачивали устьем к двери. По стенам висели полки для хранения готовых изделий. К стене дома, которая была обращена к плотине, прикреплялось колесо с ковшами, за счет падения воды оно приводилось в действие. Через систему передач это колесо передавало движение станкам, находящимся внутри избы-токарни.

 

На таких станках опытные мастера изготавливали за день до сотни чашек. Это достигалось большой практикой. Все движения мастера были четко выверены. Загнав в патрон станка кряж — бревно длиной 70-80 см с одним заостренным концом, токарь приводил в движение станок. Затем округлым ножом с длинной рукояткой — "трубкой" снимал с заготовки кору и все неровности. Прямым ножом — "гладиль-ником" доводил ее до идеально цилиндрической формы. Затем размечал кряж на количество изделий, которое должно получиться. Опытный мастер эту операцию делал на глазок. Все части были идеально ровными. Это достигалось отработанным до автоматизма мастерством. После этой операции мастер приступал к самому ответственному — выводил форму изделия: закруглял стенки изделия, если это были чашки или миски, подрезал дно, ножом в виде крючка выбирал внутреннюю часть изделия. Самой последней операцией было заглаживание отточенной поверхности.

Не меньшей виртуозности требовала работа ковшечника или ложкаря. Мастер, вырезая из куска дерева ковш или чашу с ручками, заранее видел в нем либо лебедя, либо утку, а то и вовсе коня или какое-либо другое существо.

Особенно много в заволжских деревнях было ложкарей. Взяв

Деревянную баклушу, обтесывали, придавая ей форму лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и полозке к черенку. Обработав наружную сторону ложки, приступали к выборке ее внутренней части. Затем вся поверхность ложки заглаживалась и полуфабрикат был готов

Ложки выделывали целыми семьями. Готовую продукцию отдавали в окраску, а затем изделия продавали на ярмарках.

Информация о работе Своеобразие методики ознакомления учащихся младших школьников с хохломской росписью