Свадьба восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 14:35, реферат

Краткое описание

Предсвадебные обряды начинались в ноябре, когда играми и гаданием отмечали дни св. Екатерины и Андрея. Девушки и парни собирались на совместные гуляния, где в процессе шуточных перебранок, веселых игр, танцев происходил сговор молодых пар. Приглядывались друг к другу также на посиделках или вечерницах После чего парни засылали сватов, и начиналась пора свадеб.

Вложенные файлы: 1 файл

Свадьба восточных славян.docx

— 20.01 Кб (Скачать файл)

Свадьба восточных славян

 

 

Предсвадебные обряды начинались в ноябре, когда играми и гаданием отмечали дни св. Екатерины и Андрея. Девушки и парни собирались на совместные гуляния, где в процессе шуточных перебранок, веселых игр, танцев происходил сговор молодых пар. Приглядывались друг к другу также на посиделках или вечерницах После чего парни засылали сватов, и начиналась пора свадеб. 
Свадьбы играли преимущественно осенью: после Покрова (1 октября) и до Филиппова заговенья (14 ноября) или зимой (после Крещения идо Масленицы). 
Корни обрядов уходят в языческие времена умыкания и покупки невесты. После принятия христианства стало сказываться влияние византийских обрядов. Кроме невесты, жениха и их родителей обязательными участниками свадьбы были крестные отец и мать жениха и невесты, исполнявшие роль сватов и свах; дружки девушки — подруги невесты. Свадебный поезд жениха возглавлял тысяцкий, в помощь которому назначался старший боярин, у украинцев — второй староста, несущий свадебную свечу или свадебную саблю. Заранее определялись каравайницы, приготавливающие свадебный хлеб, виночерпии. Свадебное застолье составляли родственники с обеих сторон, которые одаривали молодых и их родителей, пели им величальные песни. 
Свадьба могла продолжаться от двух до семи, а то и десяти дней, в зависимости от материальных возможностей сторон. В бедных семьях часто практиковались свадьбы «убегом», когда молодые тайно венчались, а через некоторое время их благословляли родители — такие отношения фиксировались узким семейным кругом, без пышного празднества. 
Главные участники свадьбы выделялись специальной одеждой либо ритуальным украшением обычной праздничной одежды. Большую роль в этом играли полотенца, рушники, платки, хустки, ленты, цветы. Общим для всех свадебных обрядов было украшение жилища внутри, а иногда и снаружи, полотенцами, кружевами, рушниками. 
Невеста в дни, предшествующие свадьбе, и на самой свадьбе несколько раз меняла наряд (одежду и головной убор), прическу, что символизировало изменение ее социального статуса. Если перед свадьбой невеста называлась просто невестой, сговоренкой, зарученной, то на свадьбе ее именовали княгиней, а затем молодой, молодухой. Переход из княгинь в молодухи сопровождался специальным обрядом окручивания. Он заключался в публичной смене головного убора и прически — у русских лента заменялась платком, украинской девушке надевали очипок, белоруска «папервый вянок» должна была заменить чепцом или намиткой Волосы у всех делили надвое пробором или заплетали две косы в знак почитания двух родов. Жених последовательно именовался женихом, князем, молодым. Он не менял ни одежды, ни убора, но полотенце или букетик на головном уборе (на груди) выделяли его среди других участников свадьбы. 
У всех восточнославянских народов было принято готовить приданое. Основную часть приданого невеста готовила себе заранее, начиная с 10—12 лет. Это были сорочки (у украинцев от 30 до 80 штук), юбки, сарафаны, полотенца, рушники, постельное убранство (подзоры, простыни, наволочки), занавески, салфетки и прочие принадлежности, вытканные, вышитые, связанные своими руками. Родители добавляли к невестиному приданому (которое чаще собиралось в сундук, скрыню) мебель, орудия труда, живность. 
Сваха приходила в дом невесты и сразу же грела руки у печи (даже если печь не топилась), чтобы «дело выгорело»,— это верный признак того, с какой целью пришла гостья. Она приносила хлеб, соль, вручала это родителям девушки и начинала расхваливать жениха. Потом, если родители принимали хлебсоль, невеста должна была себя показать, угостить гостью и одарить ее подарком. Затем заходили жених и его дружки (называли их по-украински «старосты»). Совершались «первые запойны». Па стол выставляли вино, водку, различные угощения, невесту «пропивали». 
Бывало и так, что родители девушки не соглашались на брак. Тогда сваха пытала счастье во второй раз. Если и тогда получали отказ, жених решался выкрасть невесту (при ее согласии). У невесты был приготовлен узелок с вещами, жених приезжал на санях (если дело было зимой), укутывал ее в овчинный тулуп и увозил в укромное место. По южнорусскому обычаю, если дочь сбежала из дома с возлюбленным и они не были пойманы до следующего вечера, родители были вынуждены согласиться на их брак (так как девушка считалась «опозоренной»). 
Если родители были согласны, то продолжалась подготовка к свадьбе. За два-три дня до свадьбы в доме невесты пекли «шишки» — сдобное печенье, напоминающее по форме сосновую шишку. Затем невеста ходила с подругами по селу и вручала «шишки» приглашаемым на свадьбу гостям. Когда наступал день свадьбы, невесту одевали в самый лучший наряд и плели одну косу, убирая волосы лентами, цветами, бусами. Жених в это время собирался ехать за невестой; его сопровождала дружина из парней-односельчан, которую возглавлял старший боярин. Родители благословляли жениха иконой Христа Спасителя, а чаше — Николая Угодника. Телеги, подводы — так называемый свадебный поезд — обсыпали перед дорогой хмелем, деньгами, орехами. По дороге к дому невесты поезд обязательно останавливали: перекрывали путь веревкой, лентами, бревном. Достаточно было положить на дорогу шапку или горсть соломы, чтобы остановить процессию. Поезжане должны были заплатить выкуп — деньгами и водкой. Перед домом невесты ворота оказывались тоже закрытыми, и начинались переговоры с матерью невесты за право въехать во двор. Мать выходила за ворота в вывернутом наизнанку тулупе и подавала жениху поднос с четырьмя рюмками водки: одну из них он выпивал, а три выливал через правое плечо, через левое, и под ноги. В это время две свахи (со стороны жениха и невесты), каждая с хлебом и зажженной свечой в руках, склеивали свои свечи в знак объединения очагов двух родов. 
Затем следовал выкуп косы: жених с дружиной выкупал косу невесты у ее младшего брата или сестры. Сваха брала ножницы, перевязанные красной лентой, отрезала у невесты прядь волос и клала на деревянный поднос, который вручался жениху. Невесту в родительском доме благословляли иконой Божьей Матери. Потом родители становились лицом к дороге и благословляли путь, посыпая его свяченым (на Маковей) маком. 
После традиционного венчания в церкви свадебный поезд направлялся к дому жениха. Там уже ждали родители с иконами (обычно Иисуса Христа и Богородицы) для благословения. Перед молодыми расстилали шубу, как символ пожелания богатства, под которую прятали деньги, а поверх покрывали рушником. Молодые становились на колени и получали родительское благословение. Затем новобрачные входили в дом и садились за стол в красном углу — «под образа». 
Обязательный атрибут свадебного стола — каравай — выпекался в виде чаши, в середину которой вкладывали две ложки, связанные красной лентой. Эти ложки связанными молодые должны были хранить целый год. 
Во время свадьбы происходил обмен подарками: невеста дарила свекрови платок, свекру — пояс, жениху — вышитую сорочку (косоворотку), остальным родственникам жениха — полотенца или салфетки. Жених дарил теще полушубок, тестю — сапоги. Гости одаривали молодых, когда сваха подходила к ним с подносом, на котором лежала «шишка» и стояла рюмка водки. Гость брал угощение, а взамен должен был положить на поднос деньги или подарок. 
Постель для новобрачных стелили в чулане, на соломе, с мешками зерна в головах, желая им достатка. Свахи перед этим снимали с невесты кисейное покрывало (фату), или же это делал дружка во время танца, сбрасывая его плетью и кидая на печь. Покрывало подхватывала свекровь и, протанцевав с ним танец, удалялась в комору (сени, чулан), откуда выходила с чепцом и платком. Волосы новобрачной убирали под чепец, разделяя косу надвое хлебной коркой, сверху надевали нарядный, чаще красный с набойкой, платок, в котором молодая выходила к гостям на следующее утро. Апогей свадебного гулянья наблюдался на следующий день. По селу ходили ряженые с музыкальными инструментами, пели под окнами соседей шуточные песни. 
На третий день пели величальные песни родителям невесты. Если они отдавали последнюю дочь, то их сажали в коляску или корыто и везли на реку купать. Если же им удавалось откупиться, то только брызгали водой.

 

 

 

 

 


Информация о работе Свадьба восточных славян